Цель:
- Познакомить учащихся с новым согласным звуком [ ш ], дать представления, что звук всегда твердый.
- Дать представления о правописании сочетания ши.
- Продолжить работу с однокоренными словами, составлять схемы слов, умения выполнять звукобуквенный анализ.
- Научить писать новую строчную букву ш, слоги и слова с ней.
- Закреплять навыки списывания с печатного текста.
- Продолжить работу над полиграфией.
- Развивать речь, внимание, память.
Оборудование: сюжетные картинки, образец буквы, сигнальные карточки.
Ход урока
Организация класса на работу.
Прозвенел звонок, начинается урок.
Гимнастика мозга.
Повторение.
– Назвать гласные буквы.
– Согласные буквы.
Азбука
1. Доскажи словечко.
Сегодня все минует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные…шары.Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно…шишек.
– Какой звук вы слышите вначале? [ш].
Произнесем звук. Какой он?
2. Характеристика [ш].
Озвучить рисунки.
(уши, шуршит, шалаш, шляпа).
Что общего?
Составь схему слова шалаш.
Назовите первое слово у/ши.
Назовите согласный звук [ш].
Какой он – твердый.
Почему держит знак?
3. Игра “Моя вообразилия”.
– Что напоминает буква Ш?
а) На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
б) Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Посмотрите, почему буквы взялись за руки?
Физминутка.
Раз, два, – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – чуть присесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
4. Прописи.
1. Составление текста.
Рассмотрите рисунок. Назовите, как можно больше слов со звуком (Ш) / шары, шутки, шутит, ширма /.
Заштрихуйте эти слова.
2. Знакомство с написанием буквы Ш.
а) Сравнение письменной и печатной букв.
б) Сравнить с буквой И.
в) Запись элементов буквы Ш…../ / /
г) Обвести карандаш с комментированием под счет раз – и – два – и три и
ш / / / ш и |
ш / / / ш и |
5. Азбука.
1. Чтение слогов с буквой Ш (стр. 82).
Игра “Доскажи словечко”.
– Дополнить слоги так, чтобы получились слова.
ша – р шу – м
шо – р ши – шка.
Разучить чистоговорки
ша – ша – ша мама моет малыша
аш – аш – аш у Марины карандаш.
6. Прописи.
1. Запись слогов с буквой ш:
ша ша
шо шо
шу шу.
2. Знакомство с сочетанием ши.
Запись:
– Сколько одинаковых элементов в сочетании ши? (5)
Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три прихлопа,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
7. Азбука.
Чтение и анализ слов, наблюдение над лексическим значением, однокоренного слова.
1 столбик – про себя, вслух.
– Что общего? (Два слога.)
– Какое слово “лишнее”? (Шалаш.)
Пышка? – сдобная булочка.
2 столбик – вслух.
Крошка
– Когда так говорят?
– Есть ли в этом столбике однокоренные слова?
крыша, крышка.
3 столбик
– Что можно сказать про эти слова? Выделить корень.
шут шутки шутка шутник
– Есть ли разница?
8. Пропись.
1. Записать слова однокоренные, выделить корень.
Шапито – цирк, в переводе с французского колпак, крыша.
шут, шутник, шутит.
– Какая тема объединяет слова первого столбика? (Цирк.)
2. Запись остальных слов.
ширма.
Списывание с письменного образца;
– поставить ударения,
– выделить опасное место.
Пальчиковая гимнастика.
9. Азбука.
1. Чтение “Паша шутник”.
Ключевые слова:
Паша, шутник, клоун.
– О ком будем читать?
2. Чтение про себя.
– Кто же Паша?
– Кто такой клоун?
3. Повторное чтение.
– К какому месту иллюстрация?
– Для чего нужны шишки?
10. Прописи.
Запись предложения.
– Поставить ударение, указать количество слогов в словах.
Взаимопроверка.
11. Азбука.
Текст для слушания.
12. Итог.
– Чем похож звук на другие согласные звуки, чем отличаются.
Игра, цирк.