Открытый урок по обучению грамоте и письму в 1-м классе "Звук [ш]. Строчная согласная буква ш"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомить учащихся с новым согласным звуком [ ш ], дать представления, что звук всегда твердый.
  2. Дать представления о правописании сочетания ши.
  3. Продолжить работу с однокоренными словами, составлять схемы слов, умения выполнять звукобуквенный анализ.
  4. Научить писать новую строчную букву ш, слоги и слова с ней.
  5. Закреплять навыки списывания с печатного текста.
  6. Продолжить работу над полиграфией.
  7. Развивать речь, внимание, память.

Оборудование: сюжетные картинки, образец буквы, сигнальные карточки.

Ход урока

Организация класса на работу.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Гимнастика мозга.

Повторение.

– Назвать гласные буквы.

– Согласные буквы.

Азбука

1. Доскажи словечко.

Сегодня все минует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные…шары.

Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно…шишек.

– Какой звук вы слышите вначале? [ш].

Произнесем звук. Какой он?

2. Характеристика [ш].

Озвучить рисунки.

(уши, шуршит, шалаш, шляпа).

Что общего?

Составь схему слова шалаш.

Назовите первое слово у/ши.

Назовите согласный звук [ш].

Какой он – твердый.

Почему держит знак?

3. Игра “Моя вообразилия”.

– Что напоминает буква Ш?

а) На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

б) Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Посмотрите, почему буквы взялись за руки?

Физминутка.

Раз, два, – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – чуть присесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

4. Прописи.

1. Составление текста.

Рассмотрите рисунок. Назовите, как можно больше слов со звуком (Ш) / шары, шутки, шутит, ширма /.

Заштрихуйте эти слова.

2. Знакомство с написанием буквы Ш.

а) Сравнение письменной и печатной букв.

б) Сравнить с буквой И.

в) Запись элементов буквы Ш…../ / /

г) Обвести карандаш с комментированием под счет раз – и – два – и три и

ш / / /
ш и
ш / / /
ш и

  5. Азбука.

1. Чтение слогов с буквой Ш (стр. 82).

Игра “Доскажи словечко”.

– Дополнить слоги так, чтобы получились слова.

ша – р шу – м

шо – р ши – шка.

Разучить чистоговорки

ша – ша – ша мама моет малыша

аш – аш – аш у Марины карандаш.

6. Прописи.

1. Запись слогов с буквой ш:

ша ша

шо шо

шу шу.

2. Знакомство с сочетанием ши.

Запись:

– Сколько одинаковых элементов в сочетании ши? (5)

Физминутка.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три прихлопа,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

7. Азбука.

Чтение и анализ слов, наблюдение над лексическим значением, однокоренного слова.

1 столбик – про себя, вслух.

– Что общего? (Два слога.)

– Какое слово “лишнее”? (Шалаш.)

Пышка? – сдобная булочка.

2 столбик – вслух.

Крошка

– Когда так говорят?

– Есть ли в этом столбике однокоренные слова?

крыша, крышка.

3 столбик

– Что можно сказать про эти слова? Выделить корень.

шут шутки шутка шутник

– Есть ли разница?

8. Пропись.

1. Записать слова однокоренные, выделить корень.

Шапито – цирк, в переводе с французского колпак, крыша.

шут, шутник, шутит.

– Какая тема объединяет слова первого столбика? (Цирк.)

2. Запись остальных слов.

ширма.

Списывание с письменного образца;

– поставить ударения,

– выделить опасное место.

Пальчиковая гимнастика.

9. Азбука.

1. Чтение “Паша шутник”.

Ключевые слова:

Паша, шутник, клоун.

– О ком будем читать?

2. Чтение про себя.

– Кто же Паша?

– Кто такой клоун?

3. Повторное чтение.

– К какому месту иллюстрация?

– Для чего нужны шишки?

10. Прописи.

Запись предложения.

– Поставить ударение, указать количество слогов в словах.

Взаимопроверка.

11. Азбука.

Текст для слушания.

12. Итог.

– Чем похож звук на другие согласные звуки, чем отличаются.

Игра, цирк.