Нравственно-патриотическое воспитание детей в системе дополнительного образования

Разделы: Внеклассная работа


Дорогие коллеги!

Предлагаем Вашему вниманию одну из разработок досуговых мероприятий цикла «Игр-путешествий». Это игра «Виват, Россия!», посвященная Дню независимости России - 12 июня. При подготовке праздника мы столкнулись с тем, что готового материала на данную тему очень мало, приходится искать, собирать. При написании сценария мы пользовались самыми разнообразными источниками – всевозможными энциклопедиями (например, «Энциклопедией русских народных игр», военной и т.д.), сборниками сказок, пословиц, словарями, использовали материалы «Учительской газеты» и журналов.

Предлагаемая игра хороша тем, что позволяет задействовать детей разных возрастов. Кроме того, она подвижная, командная, что не только способствует сплочению детского коллектива, но и дает возможность каждому ребенку проявить себя, свои возможности.

Игра рассчитана на 3 возрастные категории: младших, средних и старших школьников. Для каждой возрастной категории подобраны задания, соответствующие их возрасту. На этапах, где команды выполняют одинаковые задания, возраст участников учитывается при выставлении оценки. Например, за выполнение одного и того же задания старшие получают 1 балл, средние – 2 балла, младшие – 3 балла. Можно учитывать возраст участников, изменяя время выполнения одного и того же задания для разных возрастных групп.

В игре могут принимать участие одновременно дети разных возрастов. Оптимально количество участников в одной команде – 6-8 человек. Количество станций зависит от числа участников игры и от времени, отведённого на игру. Количество команд не должно превышать количество станций.

Игру лучше проводить на открытом воздухе, но вполне возможно проведение игры в актовых, физкультурных залах.

Каждая команда получает путевой лист, определяющий порядок прохождения станций. Старт даётся всем командам одновременно. Как только первые команды заканчивают игру, ведущий и скоморохи начинают с ними играть в русские народные игры: «Золотые ворота», «Бояре», «Ручеёк» и т.д.

В приложениях вы найдетё некоторые подсказки для каждой станции – примерные варианты заданий. Мы надеемся, что наш опыт и предлагаемая игра помогут вам сделать досуг ваших детей интересным и содержательным.

Счастливого пути!

педагоги дополнительного образованияЦентра внешкольной работы «Синяя птица» СЗАО
Бабурина Наталья Владимировна
Виноградова Елена Николаевна
Милютина Елена Юрьевна
Московская Екатерина Юрьевна
Рогожкина Марина Яновна


«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно».

А.С. Пушкин

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ВИВАТ, РОССИЯ!»

Правила проведения игры-путешествия:

  1. Дети делятся на команды.
  2. Каждой команде выдаётся «Подорожная грамота», где указывается маршрут следования по станциям и место расположения станций. Команды перемещаются от станции к станции, взявшись за руки.
  3. На каждой станции ребята выполняют задания и получают баллы за их выполнение.
  4. Когда команды пройдут все станции, происходит подсчёт баллов, выявляются команды-победители.

ВЕДУЩИЙ. Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по страницам летописи нашей великой Родины – государства Российского. Мы поговорим с вами не только об истории нашей страны, но и о литературе, искусстве, традициях и обычаях. Мы вспомним тех, кто жил, сражался, трудился и созидал для нас.

Звучат фанфары, слышны крики «Разойдись!»

В окружении свиты появляется Пётр I.

Пётр I. – Привет тебе, народ российский! Что замерли все, что замолчали?!

Ведущий. – Вас встречаем, Ваше Величество!

Пётр I. – А почто собрались здесь?

Ведущий. – Людей посмотреть, себя показать, умом да смекалкой померяться, народ и себя потешить!

Пётр I. – Зело благородное дело вы затеяли. А заодно и я посмотрю на народ нынешний – достоин ли он славы своих предков, могу ли я им доверить Русь великую. А чтоб веселее было – позвать сюда скоморохов!

Появляются два скомороха.

1 скоморох.

Бояре и боярыни! Судари и сударыни!
Весь народ честной
Шире рот открой!
Слушай без промедленья,
Для глухих – без повторенья!

2 скоморох.

Прямо сейчас зовём мы вас
Людей посмотреть, себя показать,
Ловкость, удаль проявит,
Ум включить не позабыть,
Всё рассказать – не утаить!

1 скоморох.

Выходите вперед, не стесняйтесь!
Подорожную получайте –
Да в путь отправляйтесь!

2 скоморох.

А как закончите свой поход –
Милости просим к нам хоровод,
Награды свои получать,
Да в игры весёлые поиграть!

Капитаны получают из рук Петра I подорожные грамоты с маршрутом следования и отправляются в путь. Петр I вместе со свитой и скоморохами обходит все станции, наблюдая за игрой.

Описание станций.

1. «Сказки» (приложение 1).

Капитан каждой команды получает перечень русских народных сказок. Он должен с помощью рисунков и жестов, без слов, объяснить команде название сказки.

Время – 2 минуты.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Оборудование - бумага, ручка или карандаш, листок с названием сказок.

2. «Отгадай-ка» (приложение 2).

Ведущий загадывает команде загадки. Задача команды - за 2 минуты отгадать как можно большее количество загадок.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Оборудование – лист с загадками.

3. «Пословицы» (приложение 3).

Команда получает лист, на котором напечатаны пословицы с пропущенными словами. Задача команды - восстановить как можно больше пословиц.

Время - 3 минуты.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Оборудование - ручка, лист с пословицами и поговорками, в которых пропущено слово.

4. «Частушки» (приложение 4).

Капитан команды выбирает из предложенной «ромашки» с рифмами два лепестка. Задача команды - сочинить свою частушку с предложенными рифмами и хором исполнить.

Время - 5 минут.

Максимальная оценка - 5 баллов.

Оборудование - бумага, ручки, «ромашка» с рифмами, музыкальный инструмент или запись «частушечной» музыки.

5. «Великие имена» (приложение 5).

Ведущий зачитывает команде вопросы. Задача команды – дать как можно больше правильных ответов.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Оборудование - лист с вопросами.

6. «Калечина-малечина» (приложение 6).

Задача команды – набрать большее количество баллов в сумме.

Оценка - если каждый из игроков сможет удержать палочку на пальце до пяти счётов, то он приносит команде 1 балл.

Оборудование: «калечина-малечина» - круглая палочка длиной около 20 см.

7. «Городки» (приложение 6).

Задача команды – выбить из «города» как можно больше установленных фигур.

За каждую выбитую фигуру команда получает 1 очко.

Оборудование – 5-10 городков, 2 биты.

8. «Камешки» (приложение 6).

Задача команды - получить как можно большее количество суммарных очков.

Оценка - по количеству пойманных камешков.

Оборудование - комплекты из 5 камешков, количество которых равно количеству членов в команде.

9. «Обряды и обычаи» (приложение 7).

Ведущий зачитывает команде вопросы. Задача команды - дать как можно больше правильных ответов.

Время — 3 минуты.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Оборудование - лист с вопросами.

10. «Город мастеров».

Каждый участник команды получает бумажный трафарет лошадки (или любого другого предмета известных народных промыслов). Задача команды – разрисовать трафареты, придерживаясь традиций заданного народного промысла – Гжель, Хохлома, Городец и т.д.

Время - 3-5 минут.

За каждый правильно разрисованный трафарет команда получает 1 балл.

Оборудование - трафареты на каждого участника игры, краски, кисти, вода.

11. «Московская» (приложение 8).

Ведущий зачитывает команде вопросы. Команда должна дать как можно больше правильных ответов.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Оборудование - лист с вопросами.

Как только первые команды заканчивают игру, скоморохи и ведущий начинают играть с ними в русские народные игры. Когда все команды завершили своё путешествие, скоморохи собирают всех в хоровод.

1 скоморох.

Хватит всех нам веселить,
Пора команды одарить.
Вы жюри наше встречайте
Да частушку вспоминайте!

2 скоморох.

Надо спеть свою частушку,
А за это – погремушку,
Иль свистульку, бусы, шар
Здесь получите вы в дар!

Пока жюри подводит итоги, команды исполняют сочинённые ими частушки.

Появляются члены жюри и, с разрешения Его Величества, оглашают результаты игры. Пётр I награждает победителей. Остальные команды можно наградить, присудив им места в каждом конкретном конкурсе (станции).

Заключительное слово Петра I.