Урок русского языка по теме "Предлог как слово и его роль в речи"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: формировать представление учащихся о предлоге как слове, его роли в предложении; развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость.

Ход урока

I. Организационный момент:

Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Я тетрадь свою возьму
В уголочек положу,
А теперь её открою.
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.

Гимнастика для пальчиков:

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.

II. Чистописание.

- Сегодня на минутке чистописания мы вспомним ,как правильно пишутся две буквы.

Отгадайте какие?

Клоун с бантом
Стал гигантом,
Он в толпе ходил и пел.
Мы взглянули на ходули,
Увидали букву :..Л

-Из каких элементов состоят эти буквы?

-Напишем в воздухе.

-Теперь красиво и аккуратно в своей тетради по 5 букв.

-Спишите с доски следующие буквосочетания

Ал гл ол ле ли

-Подберите односложные слова с этой буквой.

-Двусложные.

-Запись слов в тетрадях и на доске.

III. Работа по теме урока.

-Прочитайте строки из известного произведения. .Всё ли здесь правильно?

Прибегали два курчонка,
Поливали : бочонка.
Приплывали два ерша
Поливали :. ковша
Прибегали лягушата
Поливали :. ушата.

-Что заметили?(слова между собой не связаны)

-Что нужно сделать, чтобы они были связаны?

-Вставьте нужное слово.

-Прочитайте.

- До сих пор слово- из-, так же, как и слова у, на, под, из-за :, мы называли так: маленькое отдельное слово. С сегодняшнего урока мы будем называть такие слова предлогами.

-Сформулируйте тему и цели нашего урока.

-Предлог с греческого переводится "перед словом". В русском языке около 200 предлогов, Но мы будем работать только с самыми распространёнными. Вот они ;

в, с, у, о,

от, до, на, по, со,

над, под, при, про, без,

около, перед.

- Назовите предлоги, состоящие из 1 буквы, из 2 букв, из 3 букв, из 4 букв, из 5 букв.

- Посмотрите на стихотворение на доске и скажите, как предлоги пишутся с другими словами: слитно или раздельно? Списать 4 строчки (диктуют дети) Назовите предлоги. Обведите карандашом в овал. Как написали предлоги? (Раздельно)

- А почему предлоги пишутся раздельно со словами, мы узнаем из сказки "Ссора предлогов с другими словами". Послушайте .

Жили в одном из городов Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так поссорились с Существительными и те очень обиделись на задир.

Когда с Предлогами ставили другие слова, те далеко отодвигались от Предлогов. И Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились.

Так Предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог - это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

- Итак, почему предлоги пишутся раздельно? Да, предлог -это слово, а все слова пишутся раздельно.

IV. Первичное закрепление

Работа по группам.

-Я утверждаю, что на карточках записаны предложения.

Права ли я?

Подберите подходящие по смыслу предлоги.

1- группа

::. комнату внесли ёлку.

2- группа

:: пушистой красавице прибежали дети.

3- группа

Вечером ::. ветках появились игрушки

4- группа

ребята танцуют ::. ёлки

-Что же у вас получилось в результате? Зачитайте предложения.

-Докажите, почему это можно назвать предложениями.

(Все предложения напечатаны большим шрифтом на листах .Дети фломастером записывают предлог, затем предложения вывешиваются на доску, составляется текст.)

-Подберите заглавие к этому тексту.

-Текст запишите .Подчеркните предлоги.

V. Физкультурная пауза.

Кот Антипка жил у нас.
Он вставал с лежанки в час.
В два на кухне крал сосиски,
В три сметану ел из миски.
Он в четыре умывался.
В пять по коврику катался.

-Какие предлоги встретились в физминутке.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работаем по учебнику.

- От правильного употребления предлогов зависит, понятной будет ваша речь. Давайте потренируемся подбирать подходящий по смыслу предлог. Выполним упр. 280 Прочитайте задание. Что надо сделать? Правильно выбрать предлог вам поможет таблица на доске или правило в учебнике. Выполняя упражнение, мы должны помнить правило.

(Взаимопроверка).

2. Самостоятельная работа (индивидуальная).

Индивидуально по уровням учащимся выдаются карточки. Дети выполняют их в течение 2-3 минут.

Карточки.

1. Вставьте предлоги и подчеркните их

Солнце ..... небу гуляло
И ..... тучку забежало.
Глянул заинька .... окно,
Стало заиньке темно.

2. Вставьте предлоги и подчеркните их

Вышел слон .... лесную дорожку,
Наступил муравью .... ножку
И вежливо
Очень
Сказал муравью:
Можешь и ты
Наступить ..... мою. 

3. Подчеркните предлоги

Дети подошли к школе. Вошли в класс .Сели за парты. .Прозвенел звонок на урок.

4. Подчеркните предлоги

Интересно смотреть в цирке на выступления животных .Медведь Пулька ползет по лестнице. Лошадки катают в повозке счастливых малышей.

5. Составь из слов предложения. Подчеркни предлоги.

  • трамваи, весело, разноцветные, зазвенели, по, машин, шины, зашуршали, дорогам.
  • солнце, первые, в, оконных, отражаются, лучи, стёклах.

 Самопроверка. Учитель дает карточки со своим вариантом, дети проверяют и оценивают свою работу.

VII. Подведение итогов.

Ответьте на вопросы, которые вы сами ставили себе в начале урока

- Достигли ли мы целей, которые поставили перед собой в начале урока?

Как называются слова, с которыми мы познакомились? Как пишутся предлоги с другими словами? Почему? Какие предлоги вы знаете?

- Ребята, вы молодцы: хорошо работал. Спасибо за работу.