Цели:
Оборудование: зеркала, трамвайный билет, ТСО, портрет Р. Зеленой, рисунок кота Потряскина, карточки для индивидуальной работы.
I. Орг. момент (мобилизирующий этап)
Звонко прозвенел звонок
Начинается урок.
Добрый день!
Ну, а что это значит?!
Значит, день был по-доброму начат,
А урок принесет нам удачу.
Новые знания и радость нам всем.
К нам на урок пришел:
- Кто это? (Кот Потряскин)
Он принес с собою звездочки. Их получат ребята нашего класса, которые внимательно будут слушать мои вопросы, отвечать на них, будут активными на уроке; и те ребятишки, которые умеют слушать и стараются при чтении.
А ещё Потряскин пообещал нам сюрприз, если конечно на нашем уроке ему понравится.
- Хочется узнать, что это за сюрприз?
- И мне тоже.
Давайте же будем стараться
И скорей начнем заниматься!
II. Артикуляционная гимнастика
(зеркала)
Чтобы хорошо и четко говорить, проделаем несколько упражнений для языка и губ.
- Какое сейчас время года? (зима)
- Пусть наша гимнастика будет зимней. Моей помощницей будет ЖЕНЯ.
У всех хорошее настроение. Все улыбнулись. Держите улыбку, пока я не досчитаю до трех (один, два, три).
Покажите, как снеговики радуются снегу и морозу (Надуть щеки. Веселое выражение глаз) - чередовать с "Улыбочкой".
"Лошадка" (Цокать язычком, остановить лошадку - тпрр).
"Санки - ледянки" (Сделать язык "чашечкой", на счет один - два - три - четыре).
Зимний ветер открывает и закрывает форточку (Рот открыт, язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка).
III. Установка на восприятие текста (Актуализация знаний)
Работа по карточкам
1 - изображение природы
2 - это же изображение с добавлением мусора
3 - улыбающиеся дети
4 - грустные дети
Положите слева от себя карточки с изображением природы, а справа, напротив этих карточек - карточки с изображением ребят.
Подумайте как будет правильно?
А я решила, что правильно будет так:
- Так правильно?
Беседа об экскурсии (с использованием ТСО (слайды))
- Вчера мы с вами были на экскурсии, любовались зимней природой.
- Вспомните, что испортило наше с вами настроение? (кучи мусора)
- А сколько ещё его лежит под снегом?
IV. Работа с текстом
Первичное чтение учителем.
Перед чтением задать детям вопрос:
- Откуда берётся мусор на улицах?
Физ.мин.
("Волшебные палочки" - плотно скрученные газеты, обклеенные скотчем)
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
Речевая гимнастика
Чтение слогов и слов с подготовкой
ра/ тра / трам - вай /трамвай
ро / тро / тро - ту / тро - ту - ар
Чтение родственных слов, представленных в разных формах
бро - са - ет
зве - нел
бро - сил
заз - ве - не - ло
бро - сал
выб - ро - сил
Стр. 153 "Читай правильно"
пом - нил
ныр - ну - ла
вспом - нил
вы - ныр - ну - ла
трам - вай - ный
Жужжащее чтение. - индивидуальные карточки для чтения.
- Как вы думаете, почему мальчику приснился именно этот сон?
Выборочное чтение -дети выбирают из текста предложения, которые подходят к предложенным им иллюстрациям.
- Прочитай, как мальчик обычно поступал с мусором.
Гимнастика для глаз
Берут в руки зеленый квадрат. Подносят к переносице. (Сильно зажмурить глаза. Открыть, квадрат перед глазами. Досчитать до трёх (мысленно) гладя на квадрат).
Повторить 5 раза.
Физ.мин.
- А теперь, ребятишки, очень тихо как мышки подойдите скорее к окну.
Полюбуйтесь красотой зимней природы.
- Что понравилось больше всего?
-А теперь вы не мышки, косолапые мишки
Возвратитесь к себе на места.
- Вот сейчас вы были мышками и мишками. А зимой мы можем увидеть этих животных? Почему? Расскажите.
V. Составление загадки. Вживание в образ (белая простынь)
- Что знаете про снег? (ответы учащихся)
- Ребенок выходит к доске и, накрывшись белой тканью, изображает снежную фигуру. (учащиеся называют на что похожа фигура)
- А давайте составим загадку про снег.
Какой? | Что такое же? |
Белый | вата |
Красивый | цветок |
Холодный | мороженое |
Мягкий | пух |
(между словами добавляется - ,а не)
VI. Итог
1. Откуда берется мусор на улицах?
- Подумайте, как мы должны себя вести, чтобы сохранить нашу планету?
2. Оценки учителя
3. Самооценка.
У каждого из вас разноцветные звездочки. Сейчас вы оцените сами свою работу на уроке.
-Если работали очень хорошо возьмите - ЖЕЛТУЮ
-Если хорошо, но мало - СИНЮЮ
-А если считаете, что работали, не совсем хорошо, то ЗЕЛЕНУЮ
(Дети выходят со звездочками к доске)
Учитель: В природе есть звезда по имени Солнце. Оно всем светит, и всех любит и греет.
- Какую геометрическую фигуру напоминает Солнце?
Давайте встанем в круг. Вот какое Солнышко получилось у нас.
(Дети становятся в круг, передают волшебный лучик солнца друг другу, отвечая на вопрос - с каким настроением они уходят с урока?)
Дети возвращаются на места, в этот момент раздаётся мяуканье. Кот Потряскин превращается в плюшевого котенка. Котенок предлагает детям книгу "Задачки сказки от кота Потряскина", автор Анатолий Гин.
VII. Д/з
- Выразительно читать с .154-155 Книга для чтения (учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, 2005 год)
Релаксация под музыку природы
"Сотвори солнце в себе"
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала ещё больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка стала большой, как солнце. Она несет тепло всем - всем!
Откройте глазки. Я хочу, чтобы солнышко, которое теперь в каждом из вас, с каждым днём становилось все больше и больше. Дарите тепло всем окружающим.
Список литературы:
- Книга для чтения. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII, 2005.
- Л.И.Рудченко. Чтение. Коррекционно - развивающие занятия. 2 класс,2007.
- Анатолий Гин. Задачки сказки от кота Потряскина. Москва, 2002.