Планирование логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения у младших школьников

Разделы: Начальная школа


Преодоление недостатков произношения требует определённой системы и особых методов коррекционной работы.

Основной принцип работы по формированию правильного звукопроизношения - принцип индивидуального подхода, но при автоматизации звука не исключается и подгрупповая форма организации занятий. Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в неё вносятся изменения. Построение занятий определяется каждым логопедом, исходя из учёта индивидуальных особенностей ребёнка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. При формировании правильного звукопроизношения предлагается соблюдать ряд общих требований к последовательности этапов логопедической работы.

Подготовительный этап:

Целью этого этапа является подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. При этом работа ведется сразу в нескольких направлениях:

  • Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.
  • Формирование направленной воздушной струи.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Отработка опорных звуков.

Для формирования точных движений органов артикуляционного аппарата используется артикуляционная гимнастика. Специальные упражнения имеют как широкую направленность и могут использоваться для тренировки правильного произношения всех звуков, так и узкую - для определенного звука. Параллельно с артикуляционной гимнастикой проводится работа над выработкой направленной воздушной струи.

На данном этапе необходимо работать над воспитанием у ученика умения улавливать разницу между правильными и искаженными звуками. Если имеет место замена одного звука другим, необходимо провести дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя.

Для того, чтобы научить кого-либо правильно произносить тот или иной звук необходимо выработать новые навыки и затормозить неправильно сформированные ранее. С этой целью проводится работа по отработке опорных звуков.

Этап постановки звука:

Цель этого этапа - добиться правильного звучания изолированного звука.

Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, О.В.Правдиной, Л.С.Волковой.

Различают три основных способа постановки звука:

  • По подражанию. При этом способе постановки внимание фиксируют на движениях, положениях органов речи (зрительный контроль) и звучании данного звука (слуховой контроль). Это создает базу для осознанного воспроизведения нужного звука. Дополнительно можно использовать тактильно-вибрационные ощущения.
  • Постановка звука с механической помощью. В случае, когда недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля, т.е. первый способ постановки оказался не эффективен, необходимо помочь органам артикуляционного аппарата принять соответствующее положение или выполнить нужное движение. Для этого используются различные зонды, плоская ручка чайной ложки, палец ребенка.
  • Смешанный способ. Используются все возможные способы для достижения конечной цели - постановки правильного произношения изолированного звука.

Этап автоматизации звука:

Цель этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Автоматизация поставленного звука проводится в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

Этап дифференциации звуков:

Цель этапа - учить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Дифференциацию звуков проводят на следующем речевом материале:

  • Слоги.
  • Слова.
  • Предложения.
  • Потешки, чистоговорки, скороговорки.
  • Стихотворения, рассказы.
  • Самостоятельная речь.

Приложение 1

Перспективные планы логопедической работы с подгруппами.