1. Орг. момент.
2. Сейчас у нас урок русского языка. Мы учимся писать грамотно и красиво. Совершенствовать каллиграфию нам помогают минутки чистописания.
-Посмотрите, соединения каких букв мы будем сегодня прописывать.
мо мк ма мб мр мл мь
-На что нужно обратить внимание?
3. Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие. Подчеркните в чистописании буквы, которые не повторяются, составьте из них слово, и вы узнаете, на чем мы сегодня будем путешествовать.
Какое слово получилось?
- Корабль.
- Сколько букв и сколько звуков в этом слове?
- В этом слове 7 букв, 6 звуков, потому что Ь не обозначает звука.
- Поставьте ударение в этом слове. Что заметили?
- В этом слове безударный гласный звук. Можно попробовать проверить слово. Пробуем изменить слово, и подбираем однокоренные слова. Корабль, корабли, кораблик - на 1 слог ударение нигде не падает, значит, в этом слове безударный гласный нужно запомнить, это словарное слово.
- Составьте предложение, о том, куда мы с вами отправляемся, используя данное слово.
- На корабле мы отравляемся в путешествие.
- Запишите предложение и объясните орфограммы в данных словах.
- На какие слова при написании обратили внимание?
- На корабле - написание предлогов с существительным, пишется раздельно, на красивом корабле. В существительном 2 безударных гласных, в 1слоге-непроверямый, во 2 слоге - проверяемый - корабль. В слове отправляемся - непроверяемый безударный гласный о в приставке, проверяемый в корне - отправимся. В путешествие - сложное слово, соединительная буква е, раздельное написание с предлогом - в интересное путешествие.
4. Часто корабли в море сопровождают игривые и сообразительные животные. Они развивают скорость до 50 километров в час. Кто они?
- Конечно, это дельфины. Сегодня они будут сопровождать нас, и сделают наше путешествие интересным и познавательным.
Дельфины приготовили для вас 1 задание. Прочитайте запись на доске.
Списывание.
Если в море много сора,
В море может вспыхнуть ссора.
- Какие слова вам не понятны?
- Запишите предложение в тетрадь и подчеркните слова, одинаковые по звучанию.
- Можно ли назвать их родственными?
- Закройте ушки пальчиками и произнесите эти слова вслух.
- Чем отличаются эти слова при произношении?
- В слове ссора первый звук произносится долго.
- Молодцы, действительно, в слове ссора 1 звук мы произносим дольше, чем во 2. Кто догадался, как долгий звук обозначается на письме?
-Двумя буквами.
- Давайте проверим наше предположение. Откройте учебник на с 83 и прочитайте правило.
- Наше предположение оказалось верным? Как же на письме обозначается долгий звук?
- Можно ли проверить написание слов с двойными согласными?
- Нет, написание этих слов нужно запоминать или сверять с орфографическим словарем.
-Наши друзья приготовили вам еще одно интересное задание. Посмотрите на доску, что это?
- Это кроссворд.
- Послушайте вопросы.
- Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.
- Дорога с рядами деревьев по сторонам.
- Место, где продают билеты.
- Человек, который совершает поездку на самолете, поезде или теплоходе.
- Дорога, покрытая асфальтом.
1 | х | о | к | к | е | й | |
2 | а | л | л | е | я | ||
3 | к | а | с | с | а | ||
4п | а | с | с | а | ж | и | р |
5 | ш | о | с | с | е |
- Что общего у этих слов?
- Это все существительные единственного числа с двойными согласными.
- Прочитайте слово по вертикали.
- Класс.
- Запишите эти слова в тетрадь и запомните. Сколько слов записали?
- 6.
- Какое значение имеет слово класс?
- Помещение, в котором проходят занятия, учащиеся.
- Вам еще долго учиться вместе, какими вы должны быть?
- Дружными.
- Дельфины могут быть примером, они умеют дружить как друг с другом, так и с людьми. Они приготовили для вас еще одно задание: используя слова данных строчек, составьте предложения и запишите их в тетрадь.
- Назовите слова с двойными согласными. Почему в них пишется две одинаковые буквы?
- Слышим долгий звук.
- Как называются эти предложения?
- Пословицы.
- Как вы их понимаете?
- Запомните их, в жизни они вам будут помогать.
5. Наше путешествие закончилось, скажем, спасибо нашим друзьям.
- Интересным было путешествие?
- Что нового узнали?
6. Д/з: с.84 №156.