Практический курс по сохранению здоровья младших школьников как инструмент формирования здорового образа жизни

Разделы: Начальная школа


Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно - оздоровительных программ и учебных курсов по профилактике безопасного поведения детей, по ознакомлению их с основами здорового образа жизни, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Эти программы ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Все они являются, несомненно, ценным методическим материалом для педагогов в их работе. Однако, теоретические знания часто остаются лишь теорией, не переходя в привычки, в образ жизни.

Поэтому передо мной встала задача создания практическогого курса по сохранению здоровья "Как быть здоровым?" Новым в этом курсе является стремление отказаться от широкого использования теоретического материала. С этой целью используется деятельностный подход, который позволяет накопить опыт в вопросах здоровья и безопасности жизни не только ученикам, но и педагогам, родителям. Программа предлагает практические занятия с широким использованием игровых и проблемных ситуаций, тренингов, "мозговых штурмов", различных видов индивидуальной и групповой исследовательской деятельности, в которую включаются не только одноклассники, но и родственники, друзья.

Целью практических занятий является формирование у учащихся понимания своего здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его биологических, социальных и духовных начал, а также гармонии взаимодействия с внешним миром (природой, социальной средой); стремление творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия, быть здоровыми душой и телом.

Основные задачи курса:

  • изменить представление учащихся о своем здоровье и способах его сохранения и приумножения;
  • научить "чувствовать" и "слышать" свой организм, заботиться о своем физическом и психическом благополучии;
  • научить техникам и технологиям выхода из болезненной ситуации, опасной для здоровья, научить чувствовать эту "опасность" для организма;
  • научить учащихся принимать решение и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью и жизни.

Курс рекомендуется для учащихся начальной ступени образования. В своей работе педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждении их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями при обучении (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и др.).

В рамках курса рассматриваются вопросы охраны здоровья и способов самоконтроля, культуры дыхания, движения, питания, общения и др.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю в течение учебного года. Занятия не являются строго регламентированными по времени: 30-40 минут в зависимости самочувствия детей, их эмоционального настроя. Уроки здоровья требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и личного опыта. На этих занятиях отметок нет, на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ.

Отличительной чертой занятий является усиление практической и экспериментальной части по самоизучению, самопознанию и оценке уровня своего здоровья, активное привлечение к этой деятельности родителей, педагога-психолога, медицинского работника, логопеда и др.

Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и в то же время быть сердитым, раздраженным, позволять себе резкие высказывания в общении с детьми и своими коллегами. Педагог является образцом человека, который заботится о своем здоровье. Ибо давно известно, если человек не любит себя, то он не может полюбить другого, если он не заботится о своем здоровье, он не сможет этому научить других.

Основными критериями оценки эффективности курса являются данные, полученные в результате первичного (1 класс) и повторных (2,3,4-ый классы) обследований уровня здоровья учащихся, динамика развития каждого ребенка по данным психолого-педагогических исследований. Косвенным показателем эффективности является успешность в обучении, качество общения учащихся, отзывы учителей и родителей.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.