Информационные ресурсы на современном уроке географии

Разделы:


Выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: "Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет". Наше будущее - это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Созданы ли нами условия для полноценного восприятия детьми этих знаний?

Время требует от современной школы иных подходов к обучению. Сегодня, когда стоит задача повышения информативности и эффективности каждого урока при сокращении количества часов, техническим средством для решения этой задачи становятся информационно- компьютерные технологии (ИКТ). Они способствуют успешному изучению различных предметов и содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы - компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.

Внедрение в учебный процесс компьютеров позволяет оптимизировать труд учителя и повысить эффективность обучения. Важным моментом использования ИКТ является возможность осуществления на уроках индивидуального и дифференцированного подхода. При этом каждый ученик может работать в индивидуальном ритме, выполнять задания выбранного уровня сложности и видеть результат своих действий. Но следует учитывать, что и компьютер, и программы должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.

Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Хочется, чтобы это время прошло с пользой. Педагоги, родители и школьники в полной мере осознают преимущества, которые несет в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий. Поэтому использование на уроках ИКТ, а в особенности мультимедийных возможностей компьютера позволяет в начале изучения географии как дисциплины развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений и помогает продуктивно и быстро проводить контроль знаний и умений учащихся. Но такие уроки не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более наглядным, содержательным, индивидуальным и деятельным.

Нами разработана серия уроков географии в рамках различных курсов и разных тем с помощью программы Microsoft Office.Данная форма работы может использоваться в процессе объяснения материала и докладов учащихся, что позволяет одновременно разрабатывать различные способы представления информации (создавать целые коллекции изображений, текстов, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и др.). Может применяться для проведения дополнительных занятий с отсутствовавшими, или отстающими учащимися, для самостоятельного изучения материала. Так же могут быть подготовкой учащихся к самостоятельным работам и другим видам оперативного контроля знаний, что позволяет интенсифицировать и индивидуализировать процесс повторения заданного материала учащимся.

Самой доступной для преподавателя и одной из самых удобных для подготовки наглядности на уроках является программа, входящая в состав Microsoft Office, для создания компьютерных презентаций (PowerPoint).При ее создании могут быть использованы и возможности других программ: (Excel) -составление таблиц и тестов, (Word) -создание печатного материала , (Publisher)-создание публикаций, ресурсы Internet Explorer и др.

Презентация-форма экранной подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, графики, аудио - и видеоматериалы, фрагменты мультимедийных энциклопедий.

Благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, работа по созданию уроков с применением новых информационных технологий становится увлекательной и для самого учителя, делая процесс обучения ещё более эффективным.

Учитель, владеющий навыками работы в программе, может стать разработчиком или адаптировать уже существующие компьютерные материалы для проведения уроков. Наличие мультимедийного проектора позволяет перейти к подготовке и показу иллюстративных материалов в виде слайдов презентации. Так как управлять демонстрацией не сложно (управление сводится к простому нажатию на клавишу мыши или клавиатуры), все внимание сосредоточивается на методике и ходе проведения занятия. В практике обучения географии различных классов нами широко используются презентации, подготовленные как педагогом, так и учащимися.

Компьютерные образовательные программы по географии содержат в себе различную информацию: видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Собирая нужные сведения по конкретным темам в предметные папки к каждому уроку, их можно ипользовать для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации PowerPoint. Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материалы к уроку, создать презентацию, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на мониторе компьютера или через проектор. Данные результаты по конкретным темам с изменениями могут быть использованы как на разных этапах урока, так и в разных параллелях.

Создание презентации целесообразно начинать с разработки проекта, в котором необходимо определить цель работы, примерное количество слайдов, их содержание и рефлексию.

Что дает учителю данная форма работы?

На создание презентационных материалов не требуется много времени, их удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного и справочного материала для учащихся;

  • возможность одновременно использовать различные виды информации;
  • экономию времени на уроке и интегрированный подход;
  • материал презентации может служить своеобразной формой опорного конспекта, сопровождаться заметками и комментариями;
  • возможность для формирования коммуникативной компетенции учащихся, т. к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, самостоятельно добывая необходимую информацию;
  • глубину погружения в материал и повышение мотивации обучения;
  • содержание на слайдах можно легко изменить с учетом уровня подготовки класса, изменения программ содержания образования;
  • в удобной и эстетичной форме сохранять необходимую для уроков информацию неограниченно долго;
  • программа PowerPoint проста в использовании. Ею может овладеть любой учитель-предметник независимо от того, какой предмет он преподает.

При создании слайдов презентации необходимо помнить:

  • первоначально следует определить цель и задачи презентации;
  • не перегружать слайд большим количеством информации, т.к. единовременно можно запомнить не более трех фактов, выводов, определений;
  • наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Изображение на них должно быть отчетливым и простым;
  • текст должен быть тщательно отобранным, ясным, конкретным, лаконичным. Нельзя использовать разные типы шрифтов (для заголовков - размер не менее 24 для информации - размер не менее 18) и более двух цветов на слайде;
  • фон и цвет шрифта должны сочетаться, текст хорошо виден. Поэтому рекомендуется использовать светлый тон и темный цвет шрифта;
  • иллюстрации должны быть подписаны, а наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
  • при использовании таблиц данных - выделять цифры, колонки или ряды, которые соответствуют теме презентации;
  • использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде, но не злоупотреблять различными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде;
  • при использовании видеоматериала избегать затягивания демонстрации;

этим же требованиям должна соответствовать и контролирующая (рефлексивная) составная, если она предусмотрена.

Сегодня стало очевидно, что ИКТ являются универсальным средством и используется не только при изучении информатики, но и находят широкое применение в практике преподавания географии и других учебных дисциплин.

В данной статье приводится пример использования программы Power Point при изучении "Географии мира" в 11 классе.

Раздел: "Регионы и страны мира".

Тема урока: "Урок-путешествие по странам мира".

Цели:

  • самостоятельное получение знаний по страноведению;
  • создание портрета страны (региона);
  • подготовка и защита презентации.

Задачи:

  • продолжить формирование умений работы с различными источниками информации, в том числе и электронными;
  • закрепление навыков работы в группе;
  • совершенствование компетентностных навыков и умений.

Задание классу:

"Составьте план проведения двухнедельных каникул в:(название страны)". Или "Представьте, что вы являетесь экскурсоводом и вам поручено провести экскурсию по: (название маршрута)". (Тема выбирается самостоятельно);

Определите территории, которые вы хотели посетить, и время пребывания. Нанесите на карту маршрут;

Пользуясь текстом учебника, атласом и дополнительными источниками информации, подготовке материал для такой экскурсии и проведите ее со своими товарищами в форме презентации.

Требования к выполнению творческой работы:

Самостоятельное определение туристического маршрута (по стране или странам);

Составление картосхемы маршрута с обоснованием выбора транспорта;

Описание основных достопримечательностей (природных, исторических, социальных, экономических и т.д.)

Вывод: (личностное отношение): почему был выбран именно этот регион и данный маршрут;

Список источников, используемых для подготовки к работе;

Защита презентации.

Рекомендации по проведению занятия: Тема урока и задания предлагаются учащимся за две-четыре недели. Занятие проводится в форме урока-презентации коллекции творческих работ с целью организации самостоятельного изучения отдельных тем по страноведению, с опорой не только на учебник, но и на другие источники информации, в том числе и на ИКТ. Если реферат готовят группой, то здесь присутствуют и коммуникативные навыки. Занятие проходит в виде выступлений представителей туристических агентств, рекламирующих туристические маршруты по достопримечательностям стран мира; предполагаются вопросы заинтересованных лиц и подведение итогов.

Приложение.