Урок русского языка с использованием приемов развития критического мышления

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепить умение писать “ь” в словах.
  2. Воспитание толерантности.
  3. Развитие интереса к традициям народов мира.

Оборудование:

  1. Учебник.
  2. Карточки со словами.
  3. Карточки с текстами.
  4. Игрушка “Колобок.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденных орфограмм.

1) Введение.

– Догадайтесь, чья это песенка?

– “Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел?” (Это песенка Колобка из русской народной сказки.)

2) Повторение слов с непроверяемым написанием.

– Колобок. Какое сочетание букв есть в этом слове? (-оло-)

– В каких еще словах вы встречали такое сочетание букв? (Молоко, колокол и др.)

3) Чистописание.

Запись сочетания -оло- и названных слов.

3. Подготовка к определению темы урока.

К нам в гости сегодня пришел Колобок. Он прибыл из далекого путешествия. На доске записаны слова. Отгадав, какие буквы в них пропущены, вы узнаете, где побывал наш друг.

1) Работа со словами.

ре…и
…оря
го…ы
оке…ны
л…са
степ…
овр…ги
к
м
р
а
е
и
а

Из полученных букв дети составляют слово – АМЕРИКА (карточка вывешивается на доску).

2) Стадия вызова.

Игра “Найди “лишнее” слово”

Колобок много путешествует, он хочет больше узнать обо всем на свете.

– Как называют таких людей? (Любознательные, любопытные, общительные.) (Слова на карточках выносятся на доску.)

– У нас получилась “цепочка” слов. А какое слово здесь “лишнее”? (Любопытный.)

– Почему? (В нем нет “ь”.)

– Как связаны эти слова, с точки зрения русского языка, с темой наших последних уроков? (Изучаем правописание “ь”.)

3) Тема урока: Закрепление правописания буквы “ь”.

Вспомним, что знаем о правописании “ь” в словах.

4) Стадия осмысления.

Составление кластера.

4. Работа в группах.

Нахождение слов с пропущенным мягким знаком.

Из Америки Колобок привез интересные рассказы о жителях этого континента. Но наш путешественник еще не знает правописание “ь”, поэтому мягкий знак он пропускал. Исправьте ошибки и прочитайте текст.

Алгоритм работы:

  1. Работа с текстом индивидуально.
  2. Обсуждение в группах.

Заполнение сводной таблицы в группах.

“ь” - показатель мягкости “ь” – разделительный
   

Выступление от группы.

ТЕКСТЫ:

1 группа

Питалис эскимосы рыбой и мясом морских животных. Если море было свободно ото лда, то они выходили на рыбный промысел в кожаных байдарках-каяках. Эскимосы ели сырое олене и тюлене мясо. Водоросли тоже исползовали в пищу. (Пища эскимосов)

2 группа

Алеуты охотилис на морских бобров, морских лвов, моржей и китов. При охоте на нерпу, животных заманивали на берег с помощю манков, сделанных из надутой воздухом нерпичей шкурки. После охоты на животных, все шло на ползу человеку, ничего не выбрасывалос. (Охота алеутов)

3 группа

Во время промысла на головах алеуты носили деревянные козырки или шляпы из дерева с длинными выступающими козырками. Они защищали глаза от брызг воды и яркого солнца. Шляпы делали профессионалные мастера из куска дерева с помощю каменного орудия. (Деревянные шляпы)

4 группа

Шляпы старателно раскрашивали, покрывали рисунками, украшали бусами, а также перями, фигурками. К шляпам крепили усы морского лва. Изготовление такой шляпы требовало не толко умения, но и болшого времени. (Изготовление шляп)

5 группа

Эскимосы верили в силу природы, поэтому в трудные времена обращалис за помощю к духам природы. Поклоняяс духам, зимой устраивали для них длителные празднества. Танцоры в ритуалных костюмах и масках изображали различных духов природы. (Сила природы)

Вопросы:

  1. Что нового узнали о коренных жителях Америки?
  2. Что заинтересовало?
  3. Что требует объяснения?

Придумайте название своему тексту.

1) Работа в тетради. Списывание текста.

Выделение изученной орфограммы.

5. Физминутка.

2) Работа с учебником. Продолжение работы со сводной таблицей.

Упр. 206, стр.120–121.

6. Стадия рефлексии.

Итог урока.

1) Заполнение сводной таблицы на доске:

“ь” - показатель мягкости “ь” – разделительный
   

– Когда же в словах пишется “ь” - показатель мягкости, а когда разделительный?

2) Повторная работа с кластером.

Колобок благодарит вас за работу, теперь он знает, когда нужно писать “ь”- показатель мягкости, а когда разделительный.

7. Творческое домашнее задание:

Написать письмо жителям Америки с рассказом о жизни древних славян. Использовать в написании слова с изученной орфограммой.

8. Организационный момент.