Цели урока:
- Закрепить умение писать “ь” в словах.
- Воспитание толерантности.
- Развитие интереса к традициям народов мира.
Оборудование:
- Учебник.
- Карточки со словами.
- Карточки с текстами.
- Игрушка “Колобок.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденных орфограмм.
1) Введение.
– Догадайтесь, чья это песенка?
– “Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел?” (Это песенка Колобка из русской народной сказки.)
2) Повторение слов с непроверяемым написанием.
– Колобок. Какое сочетание букв есть в этом слове? (-оло-)
– В каких еще словах вы встречали такое сочетание букв? (Молоко, колокол и др.)
3) Чистописание.
Запись сочетания -оло- и названных слов.
3. Подготовка к определению темы урока.
К нам в гости сегодня пришел Колобок. Он прибыл из далекого путешествия. На доске записаны слова. Отгадав, какие буквы в них пропущены, вы узнаете, где побывал наш друг.
1) Работа со словами.
ре…и …оря го…ы оке…ны л…са степ… овр…ги |
к м р а е и а |
Из полученных букв дети составляют слово – АМЕРИКА (карточка вывешивается на доску).
2) Стадия вызова.
Игра “Найди “лишнее” слово”
Колобок много путешествует, он хочет больше узнать обо всем на свете.
– Как называют таких людей? (Любознательные, любопытные, общительные.) (Слова на карточках выносятся на доску.)
– У нас получилась “цепочка” слов. А какое слово здесь “лишнее”? (Любопытный.)
– Почему? (В нем нет “ь”.)
– Как связаны эти слова, с точки зрения русского языка, с темой наших последних уроков? (Изучаем правописание “ь”.)
3) Тема урока: Закрепление правописания буквы “ь”.
Вспомним, что знаем о правописании “ь” в словах.
4) Стадия осмысления.
Составление кластера.
4. Работа в группах.
Нахождение слов с пропущенным мягким знаком.
Из Америки Колобок привез интересные рассказы о жителях этого континента. Но наш путешественник еще не знает правописание “ь”, поэтому мягкий знак он пропускал. Исправьте ошибки и прочитайте текст.
Алгоритм работы:
- Работа с текстом индивидуально.
- Обсуждение в группах.
Заполнение сводной таблицы в группах.
“ь” - показатель мягкости | “ь” – разделительный |
Выступление от группы.
ТЕКСТЫ:
1 группа
Питалис эскимосы рыбой и мясом морских животных. Если море было свободно ото лда, то они выходили на рыбный промысел в кожаных байдарках-каяках. Эскимосы ели сырое олене и тюлене мясо. Водоросли тоже исползовали в пищу. (Пища эскимосов)
2 группа
Алеуты охотилис на морских бобров, морских лвов, моржей и китов. При охоте на нерпу, животных заманивали на берег с помощю манков, сделанных из надутой воздухом нерпичей шкурки. После охоты на животных, все шло на ползу человеку, ничего не выбрасывалос. (Охота алеутов)
3 группа
Во время промысла на головах алеуты носили деревянные козырки или шляпы из дерева с длинными выступающими козырками. Они защищали глаза от брызг воды и яркого солнца. Шляпы делали профессионалные мастера из куска дерева с помощю каменного орудия. (Деревянные шляпы)
4 группа
Шляпы старателно раскрашивали, покрывали рисунками, украшали бусами, а также перями, фигурками. К шляпам крепили усы морского лва. Изготовление такой шляпы требовало не толко умения, но и болшого времени. (Изготовление шляп)
5 группа
Эскимосы верили в силу природы, поэтому в трудные времена обращалис за помощю к духам природы. Поклоняяс духам, зимой устраивали для них длителные празднества. Танцоры в ритуалных костюмах и масках изображали различных духов природы. (Сила природы)
Вопросы:
- Что нового узнали о коренных жителях Америки?
- Что заинтересовало?
- Что требует объяснения?
Придумайте название своему тексту.
1) Работа в тетради. Списывание текста.
Выделение изученной орфограммы.
5. Физминутка.
2) Работа с учебником. Продолжение работы со сводной таблицей.
Упр. 206, стр.120–121.
6. Стадия рефлексии.
Итог урока.
1) Заполнение сводной таблицы на доске:
“ь” - показатель мягкости | “ь” – разделительный |
– Когда же в словах пишется “ь” - показатель мягкости, а когда разделительный?
2) Повторная работа с кластером.
Колобок благодарит вас за работу, теперь он знает, когда нужно писать “ь”- показатель мягкости, а когда разделительный.
7. Творческое домашнее задание:
Написать письмо жителям Америки с рассказом о жизни древних славян. Использовать в написании слова с изученной орфограммой.
8. Организационный момент.