Цели: Знакомство с творчеством И.С. Тургенева; закрепление и уточнение представлений детей о воробье: воспитание заботливого отношения к птицам; обогащение словарного запаса ребят.
Оборудование: Портрет И.С. Тургенева: выставка книг писателя; иллюстрации воробья и других зимующих птиц, звукозапись чириканья воробья; иллюстративные «кадры» к рассказу, толковые словарики.
Ход урока
Организационный момент.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим,
Но тихохонько сидим.
Ну-ка. проверяй, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книга и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Актуализация знаний.
Учитель. Ребята, какое время года сейчас на дворе?
Дети. Поздняя осень.
У. Как называют птиц, остающихся на зиму?
Д. Зимующие
У. Что это за птицы, смелые да выносливые, что остаются зимовать? Вы их знаете? Назовите, (на доску прикрепляется иллюстрация зимующих птиц рисунок 1).
Рисунок 1
Д. Сорока, ворона, воробей, синичка, снегирь, галка, голубь, дятел, клёст, щегол, чиж. свиристель.
У. Вот, например, кто это?
Забияка и воришка
Ношу я серое пальтишко,
На лету хватаю крошки,
Не пропущу и мелкой мошка.
Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю.
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей).
- Верно, а кто мне расскажет, как он выглядит? (ставит рисунок 2).
Рисунок 2
Д. Воробей-маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заостренный.
У. Что вы ещё знаете о воробьях?
Д. У него короткие, но сильные ножки. Хвостик держит поднятым вверх. Воробьи чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли.
У. Какую пользу они приносят?
Д. Воробьи помогают сохранить урожай, так как поедают вредных насекомых.
У. А какой вред приносят сельскохозяйственным культурам?
Д. Поедают ягоды, зерно
У. Домовой и полевой воробей - одна из наиболее широко известных птиц, живущих по соседству с человеком.
Воробьи - очень прожорливые птички. Часто они летают по садам и полям и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!»- кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут с тех пор.
- А где же зимуют эти птички?
Д. В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.
У. Чем питаются воробьи?
Д. Ягодами, семенами, крошками.
У. Как и чем мы можем помочь птицам зимой?
Заранее подготовленные дети читают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».
Д.
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
У. А вы слышали, какие звуки издают воробьи?
Д. «Чик-чирик».
У. Послушайте звукозапись чириканья воробья и попробуйте ответить на этот вопрос еще раз.
Д. А мы и не знали, что они могут издавать звуки « Чив-чив, чир-чир, чере-ре-ре».
У. Воробьи селятся стайками. Если воробьиный сторож заметил в небе хищника, то издаёт звук, похожий на «чрр» и вся стая улетает.
- А сейчас устроим «похвалюшки». Вы уже не ребятишки, а воробьишки. Каждый себя хвалит, рассказывая о своих птичьих достоинствах (ответы детей).
Физкультминутка
У. Давайте поиграем. Зимующие птицы все разные. Продолжите фразу, начатую мною, но не только словами, но и мимикой и жестами. У дятла клюв толстый, а у воробушка... (тонкий)
- Ворона большая, а воробьишко (маленький).
Снегирь малоподвижный, а воробьенок... (шустрый).
Игра «Кто самый внимательный?»
У. Какие однокоренные слова к слову «воробей» вы услышали?
Д. Воробушек, воробьишко, воробьенок.
У. Какие прилагательные можно подобрать к этим словам?
Д. (Какой?) маленький, шустрый, серый, молодой, старый, пугливый, проворный, драчливый, нарядный, невзрачный.
Сообщение темы урока
У. Сегодня на у роке мы познакомимся с произведением И.С. Тургенева «Воробей». Из него мы узнаем новое о поведении этих птиц.
Рассказ об Иване Сергеевиче Тургеневе
(Вывешивается портрет И.С. Тургенева).
У. Ребята, посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком?
Д. У него спокойные добрые глаза, но строгое выражение лица. На этом портрете он изображен пожилым, так как в его волосах видна седина.
У. Великий русский писатель родился в 1818 году (1818-1883) в Орле в дворянской семье. Детство он провел в поместье родителей в Спасском-Лутовинове. Московский университет, переход в Петербургский университет на философский факультет, занятия в Берлинском Университете (в Германии) - глубокое и разностороннее образование получил Иван Сергеевич Тургенев. Творческий путь в литературе Тургенев начинал с романтических произведений. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, но делал это, как «…артист, художник и музыкант…» в одном лице.
Поэтому, еще при жизни писателя, по многим его произведениям были поставлены спектакли, а позже и сняты художественные фильмы. Язык Тургенева богат и красочен. Он не только знает природу, но и чувствует её. В своих рассказах Иван Сергеевич воспевает силу любви и жизни. Именно об этом мы сейчас и прочитаем. Но искусство чтения требует умения: быстро читать, четко понять, надежно запомнить, (эти слова записаны на доске).
Словарная работа
У. Перед чтением произведения И.С. Тургенева «Воробей» разберём слова, которые встретятся в тексте.
(Учитель открывает на доске запись слов, выбранных для словарной работы). Объяснение значений слов ученики находят в толковых словарях:
АЛЛЕЯ САДА - дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.
ДЕТИЩЕ - то же, что ребёнок (сын или дочка) (устар.)
ЖЕРТВОВАТЬ - подвергать опасности; поступаться кем-, чем-нибудь, ради кого-, чего-нибудь.
БЛАГОГОВЕТЬ - относиться с глубочайшим почтением; очень сильно любить.
Первичное восприятие текста.
У. Сейчас я буду читать вам рассказ, а вы слушайте внимательно и скажите, где произошла встреча?
(Выразительное чтение учителем рассказа).
- Где же произошла встреча?
Д. Встреча произошла на аллее сада.
У. Какое место в рассказе вас заставило особенно сильно переживать? (Ответы детей).
- Что вам хочется сказать о взрослом воробье?
Д. Он рисковал своей жизнью, чтобы спасти от собаки своё детище.
Работа над содержанием
У. Прочитайте теперь текст самостоятельно и подумайте, почему автора восхитил поступок птицы? Но прежде настройтесь на чтение, скажите себе: «Я должен читать красиво, я буду читать правильно».
(Дети проговаривают эти слова сначала про себя, затем хором).
Дети читают текст.
У. Почему автора восхитил поступок птицы?
Д. Потому, что старый воробей мог остаться на безопасной ветке, но не усидел, хотя ему самому было очень страшно.
У. Почему собака начала «красться»? Кого она увидела раньше автора? Прочитайте ещё раз это место.
(Выборочное чтение детьми 2-го абзаца).
- Какие слова подтверждают, что это был совсем маленький птенец?
Д. Пух на голове, желтизна возле клюва ,едва прораставшие крылышки.
У. Почему птенец оказался на дороге и сидел неподвижно?
Д. Птенец выпал из гнезда, так как ветер сильно качал березы аллеи.
У. Как взрослый воробей кинулся на защиту птенца?
Д. Он камнем упал перед самой мордой собаки.
У. Как можно было сказать по-другому?
Д. Воробей резко слетел с дерева.
У. А как лучше?
Д. Когда я читал это предложение, сразу представил быстро падавшего воробья сжавшегося в комок, как камень. У И.С. Тургенева получилось лучше.
У. Как вы думаете, испытал ли воробей страх, увидев приближающуюся собаку? Какие слова это доказывает?
Дети зачитывают со слов «... и весь взъерошенный... » до слов «... он жертвовал собою!»
- Что бы вы пережили, если бы были в этот момент на месте воробья?
Д. Если бы я был намного меньше собаки, то я бы не просто испытывал страх, я бы чувствовал ужас!
- А я бы закрыл глаза, не смог бы смотреть на жутко острые зубы собаки.
- А я когда боюсь, не могу пошевелиться, сил бы не хватило даже слететь с ветки.
У. Почему же воробей победил свой страх и был готов пожертвовать собой? Какая сила, сильнее его воли, сбросила воробья с дерева?
Д. Любовь, которая сильнее смерти и страха смерти.
Релаксационная пауза (для расслабления мышц шеи)
У. Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Клювик- ротик вытянули вперёд, как воробушки. Сейчас мышцы шеи напряжены! Попробуйте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох-пауза, выдох-пауза. А теперь повторим эти же движения, но уже со словами:
Любопытный воробей
Смотрит влево...
Смотрит вправо
А потом опять вперед-
Тут немного отдохнет
Шея не напряжена
И расслаблена.
Определение типа текста
У. Какие типы текста вы знаете?
Д. Повествование, описание, рассуждение.
У. Подумайте, какой из трех типов текста преобладает в этом произведении?
Д. Я считаю, что это описание, так как в этом тексте даны подробные описания воробьев.
- Я не согласна, потому что в тексте-описании нет событий. Когда читаешь текст-описание, то кажется, что изображение замерло.
- А мне кажется, что это текст - повествование, так как в нем рассказывается о последовательности событий. Птенец выпал, шел охотник, собака хотела съесть воробьишку, но старый воробей его спас, а собака и охотник удалились.
У. Часто в текстах описание и повествование сменяют друг друга. Автор то описывает что-то, то рассказывает, повествует о событиях. Текст – повествование - это кадры фильма, которые идут один за другим. Если бы по мотивам рассказа II.С. Тургенева «Воробей» снимали бы кинофильм, то что бы мы увидели в первом кадре?
- Сначала мы видим охотничью собаку. А ещё кого?
- Что произошло дальше? Что сделал старый воробей?
- Представьте его у морды собаки. Что случилось с Трезором? Как он себя повел? (Ответы детей).
У. Я такие кадры нарисовала сама, но готовясь к уроку, перепутала их порядок. Расставьте их правильно и докажите свой выбор (рисунок. 3-8) (коллективная работа).
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
- Что почувствовали герои этой истории - собака, писатель, молодой воробей, старый воробей? (Ответы детей).
- Попробуйте без слов (при помощи мимики и жестов) показать, как развивалось бы действие в рассказе, если бы вы были участниками событий. (Этот этап урока вызывает необычную активность детей).
Обобщение
У. А проверить, как вы надежно запомнили, поможет кроссворд.
- Кличка собаки охотника.
- Птичка - невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок - получается прыжок. - Чувство, заставившее воробья жертвовать собой.
- Фамилия охотника.
У. От чьего лица идет повествование в рассказе?
Д. От имени автора - Тургенева.
У. Какова степень родства между птенцом и старым воробьем?
Д. Я считаю, что старый воробей ему отец. Автор везде употребляет местоимение «он».
Птенец называется его детищем, т.е. сыном.
У. Как вы думаете, как сложится судьба наших героев в будущем? (Ответы детей).
- Давайте проводим воробья, а на прощание преподнесем ему подарки, объясняя (своими словами) их значение. Например, я дарю ему солнышко, пусть оно ему светит ярко- ярко, согревает его.
Д. Я подарю ему капельку воды, пусть она напоит и умоет его.
Я дарю ему кормушку с крошками. Пусть к нему прилетят много друзей — птиц.
Я дарю ему добрых людей и собак, чтобы уходили, не обижая, теплое гнездо, долгую жизнь и т.д.
Итог урока.
У. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать рассказы И.С. Тургенева, то какие основные достоинства его произведений ты бы отметил?
(Рассматривание выставки книг произведений И.С. Тургенева и ответы детей).
- Придя домой, что вы расскажете родителям о воробьях? Что нового о них вы узнали сегодня на уроке? (Ответы детей. Выставление и комментирование оценок).
Домашнее задание.
У. Прочитайте дома это произведение ещё раз, выберите понравившегося героя и перескажите от его лица (творческий пересказ от 1-го лица).