Цели:
Оборудование: грамзапись со сказкой "Петушок и бобовое зёрнышко", выставка детских книг со сказками о животных, костюмы и маски для инсценирования сказки по ролям, картинка петуха, плакат с пословицами.
Ход урока
1. Организационный момент
- У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними и улыбнёмся друг другу.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения Ю.Мориц "Сказка по лесу идёт".
-Чьё чтение вам больше всего понравилось?
- Почему?
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой, а кто главный герой сказки вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.
В деревне есть часы такие,
Не мёртвые, а живые.
Ходят без завода,
Они птичьего рода. /петух/, показываю картинку петуха.
- Правильно, петух. Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку "Петушок и бобовое зёрнышко".
4. Работа над новым материалом.
- Послушайте грамзапись со сказкой и после прослушивания ответьте на вопрос, что спасло петушка? /дружба животных и человека/
Физкультминутка.
Петушочек встрепенулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Крыльями похлопал,
Ножками потопал,
Шею вытянул, согнул
И по улице шагнул.
- Чтение сказки обучающимися по частям, работа над её содержанием.
1 часть: _-Какая беда приключилась с петушком?
-Из-за чего случилась с ним беда?
- Второпях, как вы понимаете это слово?
2 часть: -К кому бросилась курочка за помощью?
- Что сказала ей хозяйка?
3 часть: -К кому потом бросилась курочка?
-К кому послала корова курочку?
4 часть: -Что попросила у хозяина курочка?
- К кому послал курочку хозяин?
5 часть: -Как вы понимаете выражение "со всех ног бросилась курочка к кузнецу"?
- Что попросила курочка у кузнеца?
6 часть: -Как закончилась сказка?
-Кто и как помогал петушку?
- Подумайте, изменится ли смысл сказки, если хозяйка даст курочке маслица?
- А теперь, прочитайте сказку про себя и подберите отрывок к каждой иллюстрации на странице 33.
- Давайте проверим самостоятельную работу.
- Кого вы видите на первой иллюстрации?
- Какой момент на ней изображён?
- Какой отрывок подобрали?
- Кого видите на второй иллюстрации?
- О чём просит курочка хозяйку?
- Прочитайте отрывок к этой иллюстрации.
- Кого видите на третьей иллюстрации?
- Какой момент изображён?
- Прочитайте отрывок к этой иллюстрации.
- Кого видите на четвёртой иллюстрации?
- О чём просит курочка хозяина?
- Прочитайте соответствующий отрывок.
- Кого видите на пятой иллюстрации?
-Какой момент изображён?
-Какой отрывок подобрали?
- Кого видите на шестой иллюстрации?
- Какой момент изображён?
- Прочитайте отрывок к этой иллюстрации.
Физкультминутка для глаз /верх- вниз, влево - вправо, по кругу/
Чтение сказки по ролям.
- Сколько человек нам понадобится, чтобы прочитать эту сказку по ролям? /шесть: автор, курочка, петушок, хозяйка, коровушка, хозяин/
- Давайте найдём первые слова курочки и прочитаем их.
- Как говорит курочка? /ласково, заботливо/
- Кто так сможет прочитать?/3-5 человек читают/
- Ещё есть слова курочки? /есть/
- Найдите их. Как эти слова надо прочитать? /взволнованно, быстро/
- Давайте найдём слова хозяйки.
- Как говорит хозяйка?
-Кто так сможет прочитать? /3-5 человек читают/
-Найдите слова коровушки. Как она говорит?
- Кто так сможет прочитать?
- Найдите слова хозяина. Прочитайте их.
- Есть ли слова у кузнеца?
- Найдите и прочитайте слова петушка.
- А чьи остальные слова? /автора/
- Кто сможет прочитать за автора?, за курочку?, за петушка?, за хозяйку?, за коровушку?, за хозяина?
Дети в костюмах и масках читают сказку по ролям.
5. Итог урока.
- С какой новой сказкой познакомились сегодня на уроке?
- Что вам больше всего понравилось в сказке?
- Чему учит нас эта сказка?
- Соотнесите содержание сказки с пословицами, записанными на плакате / "Друзья познаются в беде", "Доброе братство дороже богатства"./
-А какие ещё сказки о животных вы знаете?
- В нашей школьной библиотеке есть такие сказки о животных /знакомлю с выставкой книг/.
6. Домашнее задание: стр.32-34, подготовить пересказ сказки по рисункам, озаглавить каждый эпизод.
7. Выставление оценок с комментированием.