Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Петушок и бобовое зёрнышко"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Ознакомить детей с содержанием русской народной сказки "Петушок и бобовое зёрнышко".
  • Совершенствовать навык правильного, осознанного, плавного, выразительного чтения и навык чтения по ролям.
  • Развивать речь, внимание, интерес к чтению.
  • Воспитывать стремление заботиться об окружающих.

Оборудование: грамзапись со сказкой "Петушок и бобовое зёрнышко", выставка детских книг со сказками о животных, костюмы и маски для инсценирования сказки по ролям, картинка петуха, плакат с пословицами.

Ход урока

1. Организационный момент

- У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними и улыбнёмся друг другу.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения Ю.Мориц "Сказка по лесу идёт".

-Чьё чтение вам больше всего понравилось?

- Почему?

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой, а кто главный герой сказки вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.

В деревне есть часы такие,

Не мёртвые, а живые.

Ходят без завода,

Они птичьего рода. /петух/, показываю картинку петуха.

- Правильно, петух. Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку "Петушок и бобовое зёрнышко".

4. Работа над новым материалом.

- Послушайте грамзапись со сказкой и после прослушивания ответьте на вопрос, что спасло петушка? /дружба животных и человека/

Физкультминутка.

Петушочек встрепенулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Крыльями похлопал,
Ножками потопал,
Шею вытянул, согнул
И по улице шагнул.

- Чтение сказки обучающимися по частям, работа над её содержанием.

1 часть: _-Какая беда приключилась с петушком?

-Из-за чего случилась с ним беда?

- Второпях, как вы понимаете это слово?

2 часть: -К кому бросилась курочка за помощью?

- Что сказала ей хозяйка?

3 часть: -К кому потом бросилась курочка?

-К кому послала корова курочку?

4 часть: -Что попросила у хозяина курочка?

- К кому послал курочку хозяин?

5 часть: -Как вы понимаете выражение "со всех ног бросилась курочка к кузнецу"?

- Что попросила курочка у кузнеца?

6 часть: -Как закончилась сказка?

-Кто и как помогал петушку?

- Подумайте, изменится ли смысл сказки, если хозяйка даст курочке маслица?

- А теперь, прочитайте сказку про себя и подберите отрывок к каждой иллюстрации на странице 33.

- Давайте проверим самостоятельную работу.

- Кого вы видите на первой иллюстрации?

- Какой момент на ней изображён?

- Какой отрывок подобрали?

- Кого видите на второй иллюстрации?

- О чём просит курочка хозяйку?

- Прочитайте отрывок к этой иллюстрации.

- Кого видите на третьей иллюстрации?

- Какой момент изображён?

- Прочитайте отрывок к этой иллюстрации.

- Кого видите на четвёртой иллюстрации?

- О чём просит курочка хозяина?

- Прочитайте соответствующий отрывок.

- Кого видите на пятой иллюстрации?

-Какой момент изображён?

-Какой отрывок подобрали?

- Кого видите на шестой иллюстрации?

- Какой момент изображён?

- Прочитайте отрывок к этой иллюстрации.

Физкультминутка для глаз /верх- вниз, влево - вправо, по кругу/

Чтение сказки по ролям.

- Сколько человек нам понадобится, чтобы прочитать эту сказку по ролям? /шесть: автор, курочка, петушок, хозяйка, коровушка, хозяин/

- Давайте найдём первые слова курочки и прочитаем их.

- Как говорит курочка? /ласково, заботливо/

- Кто так сможет прочитать?/3-5 человек читают/

- Ещё есть слова курочки? /есть/

- Найдите их. Как эти слова надо прочитать? /взволнованно, быстро/

- Давайте найдём слова хозяйки.

- Как говорит хозяйка?

-Кто так сможет прочитать? /3-5 человек читают/

-Найдите слова коровушки. Как она говорит?

- Кто так сможет прочитать?

- Найдите слова хозяина. Прочитайте их.

- Есть ли слова у кузнеца?

- Найдите и прочитайте слова петушка.

- А чьи остальные слова? /автора/

- Кто сможет прочитать за автора?, за курочку?, за петушка?, за хозяйку?, за коровушку?, за хозяина?

Дети в костюмах и масках читают сказку по ролям.

5. Итог урока.

- С какой новой сказкой познакомились сегодня на уроке?

- Что вам больше всего понравилось в сказке?

- Чему учит нас эта сказка?

- Соотнесите содержание сказки с пословицами, записанными на плакате / "Друзья познаются в беде", "Доброе братство дороже богатства"./

-А какие ещё сказки о животных вы знаете?

- В нашей школьной библиотеке есть такие сказки о животных /знакомлю с выставкой книг/.

6. Домашнее задание: стр.32-34, подготовить пересказ сказки по рисункам, озаглавить каждый эпизод.

7. Выставление оценок с комментированием.