Тип урока:урок постановки учебной задачи и моделирование способа.
Цели:
- закрепить навык моделирования высказываний и звуков в словах;
- сформировать умение определять ударный слог в слове; показать словоразличительную функцию ударения в слове;
- смоделировать способ обозначения ударения.
Оборудование:
- Иллюстрации трёх иностранцев.
- Модель слова радуга (3).
- Модели высказывания ().
- Модели звуков ().
- Иллюстрации предметов (молоток, топор, тарелка; чайник, чашка, сапог; зимнее время года, летнее время года - картинка с изображением радуги).
- Иллюстрация героя учебника Дядюшки Ага, модель слова собака, иллюстрация собаки.
Примерное содержание и структура урока
1 этап (мобилизующий)
Игра «Найди лишнее».
На доске помещены иллюстрации ряда предметов, нужно найти лишний и объяснить, почему выбран именно этот предмет (например: молоток, топор, тарелка; чайник, чашка, сапог; зимнее время года, летнее время года (в частности, на такой картинке может быть изображена радуга).
2 этап (создание «ситуации успеха»)
- Я предлагаю вам попробовать придумать красивое высказывание со словом радуга. (Учащиеся составляют высказывания).
- Что мы умеем делать с высказываниями? (-Составлять модели высказывания).
- Я предлагаю составить модель высказывания. (Учитель с учащимися выбирают одно из высказываний).
- НА НЕБЕ ПОЯВИЛАСЬ КРАСИВАЯ РАДУГА.
(Учащиеся составляют модель высказывания с помощью карточек на парте, один учащийся работает у доски. Затем все ребята соотносят свои работы с тем, что выполнил ученик.)
- А вы видели радугу. Какой она была?
- Ребята, радуга-это действительно очень красивое явление природы. Про радугу сочиняют загадки, стихи. Вот послушайте стихотворение неизвестного поэта.
«Приказало солнце:
«Стой, семицветный мост крутой!»
Туча скрыла солнца свет -
Рухнул мост, а щепок нет».
- Какой увидел поэт радугу?
- А какие цвета есть в радуге?
- Вам понравилось, как описал поэт радугу?
- Давайте произнесём вместе это слово и послушаем его. (Учащиеся вместе произносят слово).
- Очень красиво звучит.
Парная работа.
- Ребята, я предлагаю построить звуковую модель этого слова. (На столах конверты с моделями звуков. Учащиеся в парах составляют модель слова. Один учащийся у доски составляет такую же модель, затем коллектив соотносится с работой учащегося).
- Молодцы, посмотрите, как мы быстро справились с работой.
Физминутка
(Учащиеся смотрят на иллюстрации солнца, тучи и радуги, которые развешаны на стенах класса и выполняют предложенные действия).
- Ребята, посмотрите, выглянуло солнышко, давайте встанем и потянем к нему руки. Посмотрите, набежала тучка, присядем, чтобы тучка пролетела мимо. Снова выглянуло солнышко, и появилась радуга, улыбнёмся ей.
3 этап (Постановка учебной задачи)
- Ребята, радуга, наверное, нравится всем, и нам и всем людям на планете. Я, недавно, услышала разговор 3 иностранцев. Один был француз, второй поляк, третий араб, но говорили они на русском языке, поэтому я их поняла. Француз сказал: «Радуга!» (Учитель делает ударение на последнем слоге). Поляк сказал: «Радуга!» (Учитель делает ударение на предпоследнем слоге). Араб сказал: «Радуга!» (Учитель делает ударение на первом слоге). Что интересного заметили в том, как они говорили? (На доске закреплены модели слова радуга и иллюстрации иностранцев)
- Что они делали, произнося, именно так, слово радуга? (- Выделяли голосом последний слог, предпоследний, первый слог, т.е. различные слоги).
- Итак, мы выделяем один слог сильнее, а другие как бы присоединяются к нему. Люди договорились называть это выделение голосом одного слога УДАРЕНИЕМ.
4 этап (Моделирование способа)
- Я предлагаю вам закрыть глаза и немного отдохнуть. (Учитель убирает с доски иллюстрации иностранцев, а оставляет только три модели слова радуга).
- Что заметили?
- Как вы думаете, кто какое слово произнёс?
- Как отличить? (- Нужно как-то выделить).
Парная работа
- На листочке учащиеся пробуют в паре придумать обозначение выделенному слогу.
- Презентация работ.
- Выбор одного варианта (Задача учителя: подвести к тому, чтобы дети выбрали знак - / ).
- Дядюшка Ага принёс картинку (собака), построил модель к этому слову, и даже поставил ударение в слове, но не знает, правильно ли? Поможем проверить? (Учащиеся находят ошибку в постановке ударения и исправляют её).
5 этап (Итог)
- Какое новое знание открыли на уроке?