Урок обучения грамоте по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове"

Разделы: Начальная школа


Тип урока:урок постановки учебной задачи и моделирование способа.

Цели:

  • закрепить навык моделирования высказываний и звуков в словах;
  • сформировать умение определять ударный слог в слове; показать словоразличительную функцию ударения в слове;
  • смоделировать способ обозначения ударения.

Оборудование:

  1. Иллюстрации трёх иностранцев.
  2. Модель слова радуга (3).
  3. Модели высказывания ().
  4. Модели звуков ().
  5. Иллюстрации предметов (молоток, топор, тарелка; чайник, чашка, сапог; зимнее время года, летнее время года - картинка с изображением радуги).
  6. Иллюстрация героя учебника Дядюшки Ага, модель слова собака, иллюстрация собаки.

Примерное содержание и структура урока

1 этап (мобилизующий)

Игра «Найди лишнее».

На доске помещены иллюстрации ряда предметов, нужно найти лишний и объяснить, почему выбран именно этот предмет (например: молоток, топор, тарелка; чайник, чашка, сапог; зимнее время года, летнее время года (в частности, на такой картинке может быть изображена радуга).

2 этап (создание «ситуации успеха»)

- Я предлагаю вам попробовать придумать красивое высказывание со словом радуга. (Учащиеся составляют высказывания).

- Что мы умеем делать с высказываниями? (-Составлять модели высказывания).

- Я предлагаю составить модель высказывания. (Учитель с учащимися выбирают одно из высказываний).

  • НА НЕБЕ ПОЯВИЛАСЬ КРАСИВАЯ РАДУГА.

(Учащиеся составляют модель высказывания с помощью карточек на парте, один учащийся работает у доски. Затем все ребята соотносят свои работы с тем, что выполнил ученик.)

- А вы видели радугу. Какой она была?

- Ребята, радуга-это действительно очень красивое явление природы. Про радугу сочиняют загадки, стихи. Вот послушайте стихотворение неизвестного поэта.

«Приказало солнце:
«Стой, семицветный мост крутой!»
Туча скрыла солнца свет -
Рухнул мост, а щепок нет».

- Какой увидел поэт радугу?

- А какие цвета есть в радуге?

- Вам понравилось, как описал поэт радугу?

- Давайте произнесём вместе это слово и послушаем его. (Учащиеся вместе произносят слово).

- Очень красиво звучит.

Парная работа.

- Ребята, я предлагаю построить звуковую модель этого слова. (На столах конверты с моделями звуков. Учащиеся в парах составляют модель слова. Один учащийся у доски составляет такую же модель, затем коллектив соотносится с работой учащегося).

- Молодцы, посмотрите, как мы быстро справились с работой.

Физминутка

(Учащиеся смотрят на иллюстрации солнца, тучи и радуги, которые развешаны на стенах класса и выполняют предложенные действия).

- Ребята, посмотрите, выглянуло солнышко, давайте встанем и потянем к нему руки. Посмотрите, набежала тучка, присядем, чтобы тучка пролетела мимо. Снова выглянуло солнышко, и появилась радуга, улыбнёмся ей.

3 этап (Постановка учебной задачи)

- Ребята, радуга, наверное, нравится всем, и нам и всем людям на планете. Я, недавно, услышала разговор 3 иностранцев. Один был француз, второй поляк, третий араб, но говорили они на русском языке, поэтому я их поняла. Француз сказал: «Радуга!» (Учитель делает ударение на последнем слоге). Поляк сказал: «Радуга!» (Учитель делает ударение на предпоследнем слоге). Араб сказал: «Радуга!» (Учитель делает ударение на первом слоге). Что интересного заметили в том, как они говорили? (На доске закреплены модели слова радуга и иллюстрации иностранцев)

- Что они делали, произнося, именно так, слово радуга? (- Выделяли голосом последний слог, предпоследний, первый слог, т.е. различные слоги).

- Итак, мы выделяем один слог сильнее, а другие как бы присоединяются к нему. Люди договорились называть это выделение голосом одного слога УДАРЕНИЕМ.

4 этап (Моделирование способа)

- Я предлагаю вам закрыть глаза и немного отдохнуть. (Учитель убирает с доски иллюстрации иностранцев, а оставляет только три модели слова радуга).

- Что заметили?

- Как вы думаете, кто какое слово произнёс?

- Как отличить? (- Нужно как-то выделить).

Парная работа

  1. На листочке учащиеся пробуют в паре придумать обозначение выделенному слогу.
  2. Презентация работ.
  3. Выбор одного варианта (Задача учителя: подвести к тому, чтобы дети выбрали знак - / ).

- Дядюшка Ага принёс картинку (собака), построил модель к этому слову, и даже поставил ударение в слове, но не знает, правильно ли? Поможем проверить? (Учащиеся находят ошибку в постановке ударения и исправляют её).

5 этап (Итог)

- Какое новое знание открыли на уроке?