Цели:
1. Дидактическая:
- изучить характерные черты эпохи Возрождения в сферах философии и экономики;
- способствовать реализации междисциплинарных связей.
2. Развивающая:
- активизировать использование ранее изученного материала;
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (сравнение, анализ и т.д.) студентов;
- развивать творческие и коммуникативные способности студентов.
3. Воспитательная:
- прививать интерес к изучаемым дисциплинам;
- способствовать усвоению студентами общечеловеческих ценностей, идеалов;
- способствовать формированию межличностных отношений.
Тип занятия: комбинированный урок.
Вид занятия: интегрированный урок.
Методы: технология синквейн, компьютерные технологии, эвристическая беседа, рассказ, самостоятельная работа.
Средства занятия: мультимедийная техника, ноутбук, персональные компьютеры, раздаточный материал, магнитофон.
Время проведения: 2 часа.
Студенты должны:
знать:
- основные характеристики эпохи Возрождения в сферах философии и экономики;
- основные экономические теории; специальные терминологические единицы по изучаемой теме.
уметь:
- давать всестороннюю характеристику эпохи;
- проводить сравнительные характеристики;
- анализировать характерные черты эпохи;
- грамотно употреблять основные философские и экономические термины.
Междисциплинарные связи: "История", "Обществознание", "Экономическая теория".
Ход занятия
№ | Основные этапы | Содержание этапов | Средства |
1. | Организационное начало. |
Приветствие. Проверка готовности группы и кабинета к занятию. | |
2. | Опрос. | 1. Тестирование. 2. Самостоятельная работа. 3. Фронтальный опрос. 4. Выполнение заданий на проекторе. 5. Проверка синквейна. |
Мультимедийная техника, ноутбук, персональные компьютеры, разд. материал. |
3 | Мотивация. | Сообщение темы, постановка целей занятия. | |
4. | Изложение нового материала. | 1. Меркантилизм: этапы, основные
положения. 2. Основные черты философии эпохи. |
Разд. материал, презентация. |
5. | Закрепление. | 1. Выполнение заданий на проекторе. 2. Составление синквейна. 3. Рефлексия. |
Мультимедийная техника, ноутбук. |
6. | Подведение итогов занятия. | 1. Заключительное слово преподавателей. 2. Выставление оценок. |
|
7. | Домашнее задание. | 1. Изучить материал учебников: "История
экономических учений". Я.С. Ядгаров (стр. 48-70);
"Основы философии". В.Д. Губин (стр. 31-36). 3. Заполнить сравнительную таблицу. |
Методическая характеристика бинарного занятия по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" на тему "Возрождение - эпоха гуманизма и меркантилизма".
1. Актуальность занятия. Интенсивные изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества потребовали качественного преобразования характера и содержания процесса обучения. Усложнение характера и структуры профессиональной деятельности в условиях научно-технического прогресса, появление новых технологий, предполагающих высокоинтеллектуальный труд, требуют от сегодняшних студентов - будущих специалистов широкого общеобразовательного, научно-технического и профессионального кругозора.
Единство и взаимосвязь общеобразовательного и профессионального образования обеспечивается, прежде всего, на основе межпредметных связей, являющихся важной составляющей всесторонней подготовки студентов и формирования у них творческого, системного мышления и мобильного использования знаний в различных ситуациях, а также способствующих повышению мотивации к получению профессиональной подготовки. В результате студент получает системно-целостное, метапредметное образование, развиваясь, как целостный индивид, разносторонне развитый, компетентный специалист.
Таким образом, междисциплинарные связи не отрицают предметной системы. Они являются важным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлены на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между дисциплинами.
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Подготовка и проведение осложнялись тем, что в полной мере студентами участники занятия не являлись. Они еще школьники старшей ступени обычной средней школы. Указанные дисциплины в программу школьного курса не входят. Поэтому для более эффективного усвоения материала приходилось активизировать знания из относительно близких предметов, изучаемых учащимися, таких как "История", "Обществознание", "Литература", "МХК".
Результат занятия показал, что такой симбиоз школьных и техникумовских дисциплин дал отличный результат: был усвоен не только новый материал сразу двух сложных дисциплин, но и, по отзывам ребят, они более глубоко, точно и осознанно поняли пройденные темы школьных предметов.
Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Методика интегрированного занятия отличается от методики традиционного тем, что урок ведут одновременно два преподавателя и материал представляется сразу по двум дисциплинам, что требует от педагогов особого педагогического мастерства, согласования всех этапов и эпизодов урока, а также взаимопонимание. При планировании тщательно определяется оптимальная нагрузка различными видами деятельности студентов.
С целью гармоничного развития личности было обращено внимание на реализацию таких элементов интегрированного личностно-развивающего обучения, как:
личностный подход; приоритет смыслообразующих мотивов; формирование обобщенных структур; систематичность; проблемность; диалогичность.
2. Обоснование выбора формы занятия. Интеграция основ философии и истории экономических учений, дисциплин, на первый взгляд, далеких друг от друга, неслучайна.
И философию, и историю экономики можно изучать в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Но это требует определенного ума и души, поскольку материал названных наук не передает какой-то строгий набор знаний, а направлен на то, чтобы помочь человеку самому думать и самому решать самые главные вопросы своей жизни.
Философия и история экономических учений - обязательные предметы во всех средних специальных учебных заведениях нашей страны. Чем это вызвано? Философия и экономика дают знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучают правилам мышления, формируют мировоззрение, заставляют задуматься. Они помогают человеку найти свое место в жизни и в материальном, и в душевном и духовном плане как разумному и чувствующему существу.
Каждое философское и экономическое учение есть система ориентирования в жизни, следовательно, знакомство с этими системами расширяет пространство нашего выбора. Любое философское и экономическое учение мы должны примерять к своему собственному жизненному опыту, рассматривать его с точки зрения практической ценности, полезности, что позволяет судить о практической направленности изучаемого материала.
Современный мир - это сложная динамичная целостная система. Его правильное и всестороннее понимание невозможно без определенных философских и экономических представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, понять место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.
Философская и экономическая культура - важная составная часть общей культуры человека, формирование которой - насущная потребность наших дней. В условиях происходящих глубоких перемен крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм, умозрительных схем и в мышлении, и в практической деятельности. А потому надо уметь мыслить и действовать конструктивно-критически, творчески, созидательно, т.е. диалектически. Чтобы овладеть этим искусством, нужна большая работа по всестороннему освоению всего богатства мировой философии истории экономических учений.
Кроме того, разве можно, рассматривая основной вопрос философии - природу человека и общества, не вникнуть в такую сферу общественной жизни, как экономика? Разумеется, что без этого исключена возможность полного и настоящего уяснения предмета философии.
3. Обоснование выбранной темы. Интегрирующим материалом стали темы периода Возрождения. Выбор был продиктован следующими основаниями. И в истории философии и в истории экономики это значимая и значительная эпоха.
Очень красноречиво само название эпохи: речь идет о Возрождении (после тысячелетнего перерыва) культуры, искусства, философии античного мира, достижения которого признаются образцом для современности. Эпоха становления капитализма рождала титанов мысли, чувства, характера и дела (Данте, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Монтень, Сервантес, Шекспир). Гениальные мыслители и художники выдвигали в своем творчестве уже не теологическую, а гуманистическую систему ценностей. Социальные мыслители этого времени - Макиавелли, Мор, Кампанелла - создавали проекты идеального государства, выражавшие прежде всего интересы нового общественного класса - буржуазии.
Великие географические открытия необыкновенно расширили горизонт человека, развитие производства потребовало серьезной постановки научных исследований.
Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитием материального производства. В XVI-XVII вв. в странах Западной Европы стал утверждаться капитализм. Формируется новое понимание основ экономики - меркантилизм, который дал толчок дальнейшему развитию хозяйства ведущих европейских стран. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей экономики, науки и философии.
Общим пафосом эпохи стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.
На данном занятии мы не ставили цель изложить философию и экономику Возрождения во всем их многообразии или, например, только отдельное направление. Задача наша - представить как бы "скелет" философии истории экономических учений и наметить контуры их "тела". Под скелетом подразумеваются основные философские и экономические системы.
4. Описание технологии синквейн. В целях активизации деятельности студентов при закреплении, обобщении, систематизации пройденного материала нами была использована технология синквейн как одна из форм письменной рефлексии.
Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Известно не так уж много стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам": японские танку, хокку, сонет. К таким формам относится и синквейн. Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:
- 1 строчка - одно существительное;
- 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
- 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
- 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
- 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
Данную форму рефлексии результатов учебной деятельности студентов можно применять на различных занятиях, как теоретических, так и практических, как в качестве проверки пройденного материала, так и для закрепления нового.
Приведем примеры синквейнов, составленных студентами по пройденной и новой темам.
- средневековье
- темное, религиозное
- верует, учит, устрашает
- средневековье - эпоха господства религии
- теоцентризм
- возрождение
- красивое, человечное
- вдохновляет, возрождает, прославляет
- возрождение - эпоха возвеличивания человека
- антропоцентризм
Исходя из полученного опыта, считаем, что проведение бинарных занятий необходимо продолжить, так как использование данного методического приёма позволяет повысить не только уровень профессиональных навыков, но и общий уровень интеллектуального развития студентов, способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости студентов за счёт переключения их на разнообразный (но продуманно взаимосвязанный) материал, различные виды деятельности в ходе занятия.
Задания для проведения опроса Тестовые задания.
1 вариант
1. Назовите основную черту классической античной философии:
а) антропоцентризм; б) космоцентризм; в) теоцентризм.
2. Назовите представителя ранней античной философии:
а) Сократ; б) Фалес; в) Диоген.
3. Назовите представителя философии средневековья:
а) Диоген Лаэртский; б) Фома Аквинский; в) Марк Аврелий.
4. Назовите основную черту философии средневековья:
а) антропоцентризм; б) гуманизм; в) теоцентризм.
5. Кто из представителей схоластики утверждал: "Надо знать, чтобы верить":
а) Августин Блаженный; б) Фома Аквинский; в) Марк Аврелий.
6. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:
а) Рыночные экономические отношения;
б) Натурально-хозяйственные отношения;
в) Крупную торговлю и ростовщические операции.
7. Аристотель относит к сфере хрематистики:
а) Земледелие и ремесло;
б) Мелкую торговлю;
в) Ростовщичество и торгово-посреднические операции;
8. Согласно концепции "справедливой цены" Ф.Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:
а) Затратный принцип; б) Морально-этический принцип; в) Верно а и б.
9. Главным источником доходов общества Ибн-Хальдун считал:
а) Деньги; б) Труд; в) Землю.
10. Какому периоду средневековья соответствуют воззрения Августина Блаженного:
а) Раннему; б) Среднему; в) Позднему.
2 вариант
1. Назовите основную черту раннего этапа античной философии:
а) космоцентризм; б) натурфилософия; в) антропоцентризм.
2. Кто впервые употребил термин "философия":
а) Аристотель; б) Пифагор; в) Сократ.
3.Как называется философия позднего средневековья;
а) схоластика; б) патристика; в) натурфилософия.
4. Кто из представителей средневековой философии утверждал "Надо верить, чтобы знать":
а) Ф.Аквинский; б) А. Блаженный; в) П. Абеляр.
5. Философское учение Древней Индии, которое в последствии стало мировой религией:
а) христианство; б) джайнизм; в) буддизм.
6. Законы Хамураппи регламентировали долговое рабство с целью:
а) перехода к рыночной экономике;
б) обеспечения поступлений налоговых сборов в казну;
в) допустить разрушения основ натурального хозяйства.
7. В соответствии с воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги это:
а) бесполезный товар; б) результат соглашения между людьми; в) стихийно возникший товар.
8. Автором термина "политическая экономия" является:
а) Аристотель; б) Ф. Аквинский; в) А. Монкретьен; г) А. Смит; д) К. Маркс.
9. Конфуцианство призывало государей управлять народом при помощи:
а) законов; б) наказаний; в) добродетели.
10.Источником экономической мысли средневековья в России является:
а) "Слово о полку Игореве"; б) "Русская правда"; в) Домострой.
Индивидуальные задания по карточкам.
Карточка № 1.
- Чем философия эпохи средневековья отличается от философии античности?
- В чем особенности моделей государства в трудах Платона и Аристотеля? Раскройте сущность аристотелевской концепции об экономике и хрематистике.
Карточка № 2.
- Каковы различия между философскими направлениям средневековой философии: патристикой и схоластикой?
- Сравните трактовки основных категорий в периоды раннего и позднего канонизма.
Задания, выводимые на экран.
1. :.. - характерная черта философии Средневековья, признание единственным источником познания Бога.
2. Смысл жизни в счастье, а счастье - это служение Богу. Так считал :..
3. Одно из направлений схоластической философии, утверждавшее реально существующими только единичные вещи, а не общие универсалии, называется :..
4. Предметом истории экономической мысли является изучение :.. и (изучение исторического процесса, возникновения, развития и смены экономических концепций).
5. Выразителем экономической мысли древнего мира стремились идеализировать и навсегда сохранить:. (рабовладение и натуральное хозяйство).
6. Источником экономической мысли средневековья является:
- в Западной Европе:. (Августина и Фомы Аквинского)
- в арабских странах:.(Коран и учение Ибн-Хальдуна).
Задание для работы на доске.
Совместить названия произведений и их авторов.
Экономические произведения | Авторы | Философские произведения |
"О домашнем хозяйстве" | Ксенофонт | "О благе едином" |
"Государство" | Платон | "Пир" |
"Политика" | Аристотель | "Логика" |
"О граде Божьем" | А. Блаженный | "Исповедь" |
"Сумма теологии" | Ф. Аквинский | "Сумма против язычников" |
Фронтальный опрос.
1 подгруппа
- Назовите основную черту философии эпохи средневековья? Поясните ее значение.
- В чем отличия философии средневековья от философии античного мира?
- Дайте характеристику патристике.
- Кто впервые ввел термин "экономика"?
- Кто из философов рассматривал вопросы экономико-государственного устройства?
- На какие виды делил Аристотель всю хозяйственную деятельностью?
2 подгруппа
- Что означает понятие теоцентризм? Приведите примеры.
- Какая форма мировоззрения преобладала в эпоху средневековья? Докажите.
- Дайте характеристику схоластике.
- В чем состоит научное достижение Ибн-Хальдуна?
- Каковы положения Ибн-Хальдуна об источнике дохода общества?
- Как рассматривал Ибн-Хальдун проблемы ценообразования?
Составление Синквейна.
- Средневековье.
Задания для закрепления
Работа с понятиями:
1. Принцип мировоззрения эпохи Возрождения, признание человека высшей ценностью называется:.
2. Идея растворенности Бога в природе:
3. :. - это общественное движение Западной и Центральной Европы, направленное на борьбу за переустройство церкви.
4. Меркантилизм - это экономическое учение и тип экономической политики, представители которого считали, что:. (богатство государства создается в сфере обращения и состоит из золота и серебра).
5. Меркантилизм в своем развитии прошел два этапа::.
6. Меркантилизм выражал интересы:.. (крупных торговых монополий).
Заполнение схемы:
Средневековье: Возрождение: Новое время:
- Бог и мораль, Бог и человек, искусство, человек и наука.
3. Составление Синквейна.
- Возрождение.
Сравнительная характеристика эпох Средневековья и Возрождения.
№ | Отличительные черты | Средневековье | Возрождение |
1. | Труд | ||
2. | Деньги | ||
3. | Цена | ||
4. | Характерная черта | ||
4. | Отношение к человеку | ||
5. | Отношение к религии | ||
6. | Отношение к науке | ||
7. | Вопросы общества и государства | ||
8. | Отношение к красоте. |