Цели:
- совершенствование духовных ценностей семьи;
- формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе;
- совершенствование мастерства начинающих туристов;
- развитие творческих способностей, фантазии и смекалки.
Задачи:
- развивать навыки коллективного взаимодействия;
- испытать в группе (родители - дети) ощущение атмосферы доверия и поддержки;
- прививать любовь к малой Родине, к родному краю;
- научить оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной ситуации;
- вовлечь участников в активную практическую деятельность.
Форма проведения: совместное творческое дело.
Используемые технологии:
- интеграция;
- пропаганда здорового образа жизни;
- новые информационные технологии;
- педагогика сотрудничества:
Подготовительная работа:
- создание сопровождающей презентации;
- создание смешанных команд: родители - дети;
- подготовка реквизитов для конкурсов.
Оформление доски:
Названия этапов пишутся на листах, которые вырезаны в виде облаков. На обратной стороне напишите по одной строке заключительного четверостишия. По мере продвижения по этапам, облака соединяются мостами (маленькими радугами).
Ход мероприятия
Первый этап "Пора в путь - дорогу".
В поход идти, не так сложив рюкзак -
Что во дворец на бал прийти в галошах:
Реквизиты: каждой команде выдается лист бумаги, на котором изображен рюкзак и стикеры с названиями предметов и вещей.
1. АПТЕЧКА | 7. ДРОВА | 13. ГИТАРА |
2. ФОНАРИК | 8. РАСЧЕСКА | 14. КЕПКА |
3. ПОДУШКА | 9."СИДУШКА" | 15. ЗУБ. ЩЕТКА |
4. МЫЛО | 10. ТЕПЛЫЕ ВЕЩИ | 16. ЗУБ. ПАСТА |
5. КЛМН (кружка, ложка, миска, нож) |
11. КОСМЕТИКА | 17. СПАЛЬНИК |
6. ПОЛОТЕНЦЕ | 12. ПЕРЧАТКИ | 18. КОВРИК |
Ведущий. Я предлагаю вам из предложенного снаряжения, выбрать 10 самых необходимых для многодневного похода предметов и "положить" их в свои рюкзаки (приклеить выбранные стикеры к листу с изображением рюкзака).
(В заключение дать анализ)
Совет: собирая рюкзак, раздели его мысленно на 2 части и укладывай в ту часть, что будет прилегать к спине - мягкие вещи, а в другую часть - любые другие вещи.
Второй этап "Посидим у костра".
Реквизиты: карточки с заданиями; основы для костровища, заточенные палочки, имитирующие дрова.
Ведущий. Костер нужно уметь разводить. Существует много различных способов разжигать костры. Часто от костра мало жару и много дыма.
Видов костров - масса и у каждого свои недостатки и преимущества. Выбор зависит от целей.
Костер "шалаш" дает высокое пламя, его лучше использовать если вам нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре.
Костер "колодец" (вокруг мелких поленьев - крупные, сложенные срубом) дает низкое и широкое пламя, он отлично подойдет для обогрева и готовки. Этот костер хорош и в сырую погоду.
"Звездный" костер (когда поленья располагаются в виде звезды) хорош для длительного горенья в ночное время, особенно когда неохота подкладывать поленья (достаточно время от времени двигать поленья к центру).
"Таежный" костер (положенные друг на друга крупные бревна) долго горит и дает много углей, незаменим для сушки одежды.
Если цель костра исключительно приготовление пищи, то необходимо, чтобы огонь направлялся непосредственно на дно котелка. Такой костер "нодья" делается из двух "стенок" (двух сдвинутых друг к другу бревен), между ними разводится огонь.
А теперь, попробуйте сами сложить один из видов костров по предложенной ситуации.
Ситуация 1. Сложите костер, если надо срочно вскипятить воду.
Ситуация 2. Сложите костер для приготовления пищи в сырую погоду.
Совет: Хорошие дрова - березовые, ольховые, сосновые и еловые; плохие - из осины, лиственницы, рябины, черемухи (от них мало жару). Сухая хвоя дает много искр (это опасно, могут загореться рядом лежащие вещи и рядом стоящие хвойные деревья), свежая хвоя - густой дым. Чтобы на ночь погасить костер, нужно засыпать угли золой, так он (костер) протлеет до утра, а утром его будет проще развести (раздуть).
Третий этап "Привал".
Реквизиты: продукты для бутербродов (одинаковый набор для каждой команды), нож (дать родителю), разделочная доска, салфетки.
Ведущий. Какой привал без бутербродов?
Приготовьте для нас чудо - бутерброды. Время приготовления блюда - 5 минут.
(Ведущий дает оценку бутербродов: учитывается название приготовленного "чуда", оригинальность его выполнения)
А теперь, разделите их между собой "по-братски" и подкрепитесь.
Четвертый этап "S O S".
Реквизиты: карточки с заданиями.
Ведущий. А это что за буквы? Что они обозначают?
Сигнал бедствия! От кого? Как вы думаете?
Я предлагаю вам оказать помощь нашей природе.
Ситуация 1. ПОМОГИТЕ! Я птенчик. Я только недавно вылупился. И вот моя любознательность меня подвела:Я выпал из гнезда! Мне страшно! ПОМОГИТЕ!
Ситуация 2. ПОМОГИТЕ! Я символ России! Я - береза. Какие-то люди, видимо, очень хотели пить. Они разрезали мой ствол и долго собирали сок. Это было давно, а сок продолжает уходить через мои раны. ПОМОГИТЕ! Я ПОГИБАЮ!
(Команды после обсуждения предлагают свои варианты решения возникшей катастрофы)
Пятый этап "Позови друзей в поход:".
Ведущий. Я предлагаю вам позвать ваших друзей с нами вместе в поход. Придумайте для них рекламу.
"Радужный" тест настроения.
Реквизиты: цветные полоски из самоклеющейся бумаги по количеству человек в команде, белые листы.
Ведущий. Наше путешествие подходит к концу. Мне хочется, чтобы вы поделились со мной своим настроением. Для этого вы должны выбрать из семи предложенных вам цветов тот, который соответствует вашему настроению на данный момент.
(Полученный результат анализируется ведущим-учителем.)
ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА
КРАСНЫЙ. Способствует активности, уверенности, дружелюбию. Наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями.
Предпочтение красного цвета означает:
уверенность в себе, готовность к действию,
заявление о своих силах и возможностях.
ОРАНЖЕВЫЙ. Высвобождает эмоции, поднимает
самооценку, учит прощать. Это отличный
антидепрессант, способствует хорошему
настроению. Очищает от неприятных ощущений,
помогает простить другого человека, отпустить
неразрешимую ситуацию.
Предпочтение оранжевого цвета означает: активность, позитивное самоощущение, желание перемен, открытость.
ЖЕЛТЫЙ. Это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма. Повышает познавательный интерес.
Предпочтение желтого цвета означает: желание
свободы, открытость, подвижность, независимость
от реальности, общительность, стремление к
снятию напряжения.
ЗЕЛЕНЫЙ. Это жизнь, рост, гармония. Он объединяет
нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.
Предпочтение зеленого цвета означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство.
ГОЛУБОЙ. Голубой цвет считается цветом творчества. Этот цвет связан с интеллектом и умением умиротворять с помощью слов. Честность и искренность также связаны с голубым цветом.
СИНИЙ. Прежде всего это успокаивающий цвет. Он создает атмосферу безопасности и доверия. Очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение.
Предпочтение синего цвета означает: стремление к покою, гармонии с окружающими и с самим собой, верность, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленными размышлениям. Флегматичный темперамент.
ФИОЛЕТОВЫЙ. Связан с артистизмом, великими
идеями, интуицией и мистицизмом. Он способствует
вдохновению, состраданию, чувствительности.
Предпочтение фиолетового цвета означает:
стремление очаровывать, чувственную
предрасположенность, внушаемость.
Подведение итогов.
Ведущий. Потому как ярко засияла наша радуга, я думаю, что вы, эти 15 минут нашего совместного творчества, были счастливы. Мы поняли, что всем нужна помощь окружающих и как важна нам привязанность к родному краю, к природе, к друг другу. Посмотрите, что у нас получилось (прочитайте стихотворение, переворачивая при этом облака):
Потрудились мы как нужно,
Трудности прошли все дружно,
Стоит вместе нам сплотиться,
Может чудо получиться.
ЛИТЕРАТУРА.
- Основы безопасности жизнедеятельности : 6-й кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. -М.: АСТ: Астрель, 2006. - 158, [2] с.:ил.
- Собчик Л.Н. МЦВ - метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. - Спб., Изд-во "Речь", 2001.-112 стр.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.
Песни из мультипликационного фильма, созданного студией "Экран" в 1984 - "По дороге с облаками". Композитор В. Быстряков, тексты песен Т. Макарова, Н. Олев
- По дороге с облаками.
- Песенка веселых друзей.
- Дорога