Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Однородные члены предложения».

Цели:

  • Обучающая: сформировать понятие об однородных членах предложения.
  • Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, мышление; расширять словарный запас, кругозор учащихся.
  • Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труженикам полей.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», картинки «На уборке хлеба (жатва, молотьба)», «Комбайн на поле», индивидуальные карточки, таблички со словами (комбайн, комбайнёр), напутствие ученикам.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Задача: обеспечить комфортный микроклимат, подготовить учащихся к работе на уроке.

У: Ребята, садитесь удобнее и внимательно слушайте. Кто будет внимательно слушать и активно работать, тот узнает много нового и интересного о том, какие бывают члены предложения. А теперь откройте тетради и запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний учащихся

Задача: актуализировать знания учащихся, необходимые для усвоения нового материала; создать ситуацию для мотивации учебной деятельности.

(На доске записан эпиграф: «Хлеб – всему голова»)

У: У народа есть слова.
(Дети читают хором)
Хлеб – всему голова.
У: Ребята, как вы это понимаете?
(1 – 2 ответа детей)

III. Чистописание

Задача: развитие мелкой моторики, развитие каллиграфического письма.

У: Запишите эту народную мудрость каллиграфически правильно.

IV. Словарная работа

Задача: обогащение словарного запаса, развитие орфографической зоркости.

У:

Удивителен запах хлеба.
Этот запах нам с детства знаком.
Пахнет хлеб и степью, и небом,
И травой, и парным молоком.

– В народе говорят: «Не трудиться, так и хлеба не добиться». А чтобы на столе был хлеб, в полях трудятся хлеборобы. Раньше хлеб убирали вручную. (Показ картинок)
Жали, молотили. А теперь людям помогают машины. Скажите, о какой машине идёт речь в загадке?

По желтому полю
Корабль плывет. (Комбайн)

(Ответы детей)
(Вывесить картинку «Комбайн» и слово – табличку: КОМБАЙН)

У: Запишите это слово, поставьте ударение.
– Назовите букву, обозначающую безударный гласный. Постарайтесь запомнить её.
У: Ребята, назовите профессию человека, который работает на комбайне.
Дети: Комбайнёр.
У: Запишите это слово правильно.
(Один ребёнок работает у доски)

V. Знакомство с новым материалом

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми изучаемого материала; сформировать понятие об однородных членах предложения.

У: Молодцы. Но на полях работают не только комбайны. Скажите, а какие ещё машины работают на полях?
(2-3 ответа)
У: А из упражнения 83 на странице 39 вы узнаете, какую работу выполняют эти машины.
(Дети самостоятельно читают)
У: Что делают на полях тракторы? Комбайны?
У: Что значит жнут?
Д: Косят.
У: Спишите первое предложение. (Два предложения записаны на доске) Подчеркните грамматическую основу предложения: подлежащее и сказуемое. (Один ребенок работает у доски)
У: Что заметили?
Д: В предложении два подлежащих.
У: С каким словом связаны?
Д: Со словом работают.
У: На какой вопрос отвечают?
Д: Что?
У: Спишите второе предложение. Подчеркните грамматическую основу предложения.
У: Что заметили в этом предложении?
Д: В предложении три сказуемых.
У: С каким словом связаны?
Д: Со словом тракторы.
У: На какой вопрос они отвечают?
Д: Что делают?
У: То есть, слова отвечают на один и тот же вопрос.
У: Какой вывод можно сделать?
Д: Мы установили, что эти слова относятся к одному и тому же слову, (вывесить табличку) и отвечают на один и тот же вопрос (вывесить табличку).
У: А вот как называются такие члены предложения, прочитаем в учебнике.
(Читает один ученик).
У: Что вы узнали из правила?
Д: Это однородные члены предложения.
Учитель: Значит, слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову называются однородными членами предложения.
(Вывесить табличку)

VI. Физминутка

Задача: снятие усталости, напряжения, эмоциональная разгрузка.

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем. (Вдох)
Все по полю мы гуляем, (Шагают на месте)
За природой наблюдаем. (Повороты головы)
Вверх на солнце посмотрели,
И нас лучики согрели. (Руки вверх)
Дружно мы похлопаем,
А теперь потопаем.
Быстро время пролетело.
Все за парты тихо сели.

VII. Работа над темой урока (продолжение)

У: Продолжаем знакомиться с однородными членами предложения. Прочитайте.
(На доске записано предложение)
Д: Выросла пшеница.
У: Распространите это предложение. Дополните его, чтобы оно соответствовало данной схеме. (На белой доске).

_____________           __________
_____________                               какая?

У: Запишите это предложение.
(Один ученик работает у доски)
У: Назовите однородные члены предложения.
Д: Золотая, высокая, густая.
У: На какой вопрос отвечают?
У: Какими членами предложения являются эти слова?
Д: Второстепенными.

Вывод: Значит, однородными могут быть второстепенные члены предложения.
У: Молодцы, ребята. Я думаю, что теперь вы сможете определить предложения с однородными членами.

VIII. Закрепление изученного материала

Цель: закрепить полученные знания.

У: Послушайте предложения и скажите, есть ли здесь однородные члены?

Комбайн в поле косит пшеницу.
Колосья качаются, шумят, клонятся к земле.

У: А теперь выполним задание в карточках.
У: Вам необходимо прочитать предложения и вставить пропущенные буквы.
Запишите номера предложений, в которых есть однородные члены.
(Самостоятельная работа)
У: Ребята, а теперь проверьте себя. (Отрыть ключ на доске)

IX. Рефлексия

Задача: проверить уровень усвоения новой темы, выявить сформированность умения определять однородные члены предложения.

У: Кому было легко выполнять задание, возьмите зеленый прямоугольник, кто сомневался, возьмите желтый, а кому было очень трудно, возьмите красный прямоугольник. Постройте диаграмму.
(Дети к магнитной доске и строят столбчатые диаграммы трёх цветов)

X. Подведение итога урока

Задача: систематизация знаний, полученных на уроке.

У: Что нового узнали на уроке?
У: Какие члены предложения называются однородными?
У: Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Особенно… И в завершение нашей встречи, я хочу вам дать напутствие.

Запомните, как дважды два
Народной мудрости слова:
«Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит».
И если ты не глух, не слеп
Цени народный трудный хлеб.

(Раздать детям на память открытки с напутствием)

XI. Домашнее задание: стр. 40 упр. 85.