Тема: «Однородные члены предложения».
Цели:
- Обучающая: сформировать понятие об однородных членах предложения.
- Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, мышление; расширять словарный запас, кругозор учащихся.
- Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труженикам полей.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», картинки «На уборке хлеба (жатва, молотьба)», «Комбайн на поле», индивидуальные карточки, таблички со словами (комбайн, комбайнёр), напутствие ученикам.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Задача: обеспечить комфортный микроклимат, подготовить учащихся к работе на уроке.
У: Ребята, садитесь удобнее и внимательно слушайте. Кто будет внимательно слушать и активно работать, тот узнает много нового и интересного о том, какие бывают члены предложения. А теперь откройте тетради и запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний учащихся
Задача: актуализировать знания учащихся, необходимые для усвоения нового материала; создать ситуацию для мотивации учебной деятельности.
(На доске записан эпиграф: «Хлеб – всему голова»)
У: У народа есть слова.
(Дети читают хором)
Хлеб – всему голова.
У: Ребята, как вы это понимаете?
(1 – 2 ответа детей)
III. Чистописание
Задача: развитие мелкой моторики, развитие каллиграфического письма.
У: Запишите эту народную мудрость каллиграфически правильно.
IV. Словарная работа
Задача: обогащение словарного запаса, развитие орфографической зоркости.
У:
Удивителен запах хлеба.
Этот запах нам с детства знаком.
Пахнет хлеб и степью, и небом,
И травой, и парным молоком.
– В народе говорят: «Не трудиться, так и хлеба
не добиться». А чтобы на столе был хлеб, в полях
трудятся хлеборобы. Раньше хлеб убирали вручную.
(Показ картинок)
Жали, молотили. А теперь людям помогают машины.
Скажите, о какой машине идёт речь в загадке?
По желтому полю
Корабль плывет. (Комбайн)
(Ответы детей)
(Вывесить картинку «Комбайн» и слово – табличку:
КОМБАЙН)
У: Запишите это слово, поставьте
ударение.
– Назовите букву, обозначающую безударный
гласный. Постарайтесь запомнить её.
У: Ребята, назовите профессию человека,
который работает на комбайне.
Дети: Комбайнёр.
У: Запишите это слово правильно.
(Один ребёнок работает у доски)
V. Знакомство с новым материалом
Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми изучаемого материала; сформировать понятие об однородных членах предложения.
У: Молодцы. Но на полях работают не
только комбайны. Скажите, а какие ещё машины
работают на полях?
(2-3 ответа)
У: А из упражнения 83 на странице 39 вы
узнаете, какую работу выполняют эти машины.
(Дети самостоятельно читают)
У: Что делают на полях тракторы?
Комбайны?
У: Что значит жнут?
Д: Косят.
У: Спишите первое предложение. (Два
предложения записаны на доске) Подчеркните
грамматическую основу предложения: подлежащее и
сказуемое. (Один ребенок работает у доски)
У: Что заметили?
Д: В предложении два подлежащих.
У: С каким словом связаны?
Д: Со словом работают.
У: На какой вопрос отвечают?
Д: Что?
У: Спишите второе предложение.
Подчеркните грамматическую основу предложения.
У: Что заметили в этом предложении?
Д: В предложении три сказуемых.
У: С каким словом связаны?
Д: Со словом тракторы.
У: На какой вопрос они отвечают?
Д: Что делают?
У: То есть, слова отвечают на один и тот
же вопрос.
У: Какой вывод можно сделать?
Д: Мы установили, что эти слова
относятся к одному и тому же слову, (вывесить
табличку) и отвечают на один и тот же вопрос (вывесить
табличку).
У: А вот как называются такие члены
предложения, прочитаем в учебнике.
(Читает один ученик).
У: Что вы узнали из правила?
Д: Это однородные члены предложения.
Учитель: Значит, слова, которые отвечают
на один и тот же вопрос и относятся к одному и
тому же слову называются однородными
членами предложения.
(Вывесить табличку)
VI. Физминутка
Задача: снятие усталости, напряжения, эмоциональная разгрузка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем. (Вдох)
Все по полю мы гуляем, (Шагают на месте)
За природой наблюдаем. (Повороты головы)
Вверх на солнце посмотрели,
И нас лучики согрели. (Руки вверх)
Дружно мы похлопаем,
А теперь потопаем.
Быстро время пролетело.
Все за парты тихо сели.
VII. Работа над темой урока (продолжение)
У: Продолжаем знакомиться с
однородными членами предложения. Прочитайте.
(На доске записано предложение)
Д: Выросла пшеница.
У: Распространите это предложение.
Дополните его, чтобы оно соответствовало данной
схеме. (На белой доске).
_____________ __________
_____________
какая?
У: Запишите это предложение.
(Один ученик работает у доски)
У: Назовите однородные члены
предложения.
Д: Золотая, высокая, густая.
У: На какой вопрос отвечают?
У: Какими членами предложения являются
эти слова?
Д: Второстепенными.
Вывод: Значит, однородными могут быть
второстепенные члены предложения.
У: Молодцы, ребята. Я думаю, что теперь вы
сможете определить предложения с однородными
членами.
VIII. Закрепление изученного материала
Цель: закрепить полученные знания.
У: Послушайте предложения и скажите, есть ли здесь однородные члены?
Комбайн в поле косит пшеницу.
Колосья качаются, шумят, клонятся к земле.
У: А теперь выполним задание в
карточках.
У: Вам необходимо прочитать предложения
и вставить пропущенные буквы.
Запишите номера предложений, в которых есть
однородные члены.
(Самостоятельная работа)
У: Ребята, а теперь проверьте себя. (Отрыть
ключ на доске)
IX. Рефлексия
Задача: проверить уровень усвоения новой темы, выявить сформированность умения определять однородные члены предложения.
У: Кому было легко выполнять задание,
возьмите зеленый прямоугольник, кто сомневался,
возьмите желтый, а кому было очень трудно,
возьмите красный прямоугольник. Постройте
диаграмму.
(Дети к магнитной доске и строят столбчатые
диаграммы трёх цветов)
X. Подведение итога урока
Задача: систематизация знаний, полученных на уроке.
У: Что нового узнали на уроке?
У: Какие члены предложения называются
однородными?
У: Ребята, мне очень понравилось, как вы
работали на уроке. Особенно… И в завершение
нашей встречи, я хочу вам дать напутствие.
Запомните, как дважды два
Народной мудрости слова:
«Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит».
И если ты не глух, не слеп
Цени народный трудный хлеб.
(Раздать детям на память открытки с напутствием)
XI. Домашнее задание: стр. 40 упр. 85.