Изменения, происходящие в российском обществе на современном этапе требуют от образования большего внимания удовлетворению потребностей личности в саморазвитии, формированию у подрастающего умений анализировать возникающие проблемы, принимать решения и вырабатывать критерии их правильности. Возрастающая международная интеграция труда и рабочей силы ведет, с одной стороны, к острой заинтересованности самой личности в получении образования на уровне мировых стандартов, а с другой, – к конкурентоспособности учебных заведений, их выживаемости только при условии высококачественной работы, заботы о собственном престиже, рекламы своей деятельности.В условиях рыночной экономики важнейшей проблемой педагогики является качество образования – сложная междисциплинарная категория, отражающая различные составляющие процесса оценки подготовки выпускников (их соответствия требованиям общества, экономики), технологии образовательного процесса, управления системой образования и ее отдельных подсистем.
В связи с обновленными требованиями к
выпускникам учебных заведений, внедрением новых
технологий обучения, предоставлением им широких
прав в формировании содержания образования,
создании гибких образовательных систем проблема
оценки управления качеством становится
приоритетной. Это вызывает необходимость
пересмотра организационно-методических
возможностей самих образовательных учреждений.
Любой учитель, в том числе и учитель экономики,
направляет свои усилия на решение одной из
основных задач – достижение максимальных
результатов при минимуме учебного времени на
изучение большого объёма учебного материала.
Сегодня обучающиеся не могут быть пассивными
участниками образовательного процесса. Для того,
чтобы вызвать у детей интерес к изучаемому
материалу, педагог должен развивать у них
познавательные и мыслительные процессы,
используя активные методы обучения.
Практика показывает, что определенная роль в
этом, на наш взгляд, принадлежит
структурно-логическим схемам, которые придают
процессу преподавания большую конкретизацию и
организованность [3].
Структурно-логические схемы являются одним из средств наглядных методов обучения. Их влияние на функции учителя и обучающегося представлено в таблице.
Таблица
Влияние структурно-логических схем на педагога и ученика [1, 3, 4].
Назначение структурно-логической схемы |
|
Функции педагога |
|
Функции ученика |
|
Условия успешного применения |
|
Представленные структурно-логические схемы (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3) являются методическим сопровождением учебника «Основы экономической теории» для 10-11 классов профильной школы и призваны помочь учителю в подготовке к урокам по теме «Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов» [2].
Источники и литература:
1. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) /
В.С. Кукушин. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 368 с.
2. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл.
общеобразоват.учрежд. Профильный уровень
образования / Под ред. С.И. Иванова. – 9-е изд., с
изм., В 2-х книгах. Книга 1. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 320
с.
3. http://bio.fizteh.ru/student/diff_articles/teor_biology_012004.esp?xsl:print=1
4. http://www.smartcat.ru/RegionEconomic/Bidprice21.shtml