Современная гуманистическая психология и педагогика выдвигают на первый план в развитии личности факторы: внутренняя активность личности, направленная на нее саму, учитывая ее способности и потребности к самоопределению, самоактуализации.
Новые рыночные отношения требуют от выпускников школ, чтобы они обладали целым спектром иных качеств: предприимчивость, самостоятельность, нравственная стойкость, закаленность, готовность к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, приверженность к здоровому образу жизни.
Соответственно, для подготовки личности новой формации, ориентированной на самоопределение, школа нуждается в новых образовательных технологиях. Среди них важное место занимает технология самоопределения личности школьника.
Сегодня можно утверждать, что технология самоопределения, построенная на основе психолого-педагогических знаний, охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Ее разработал известный психолог, профессор В.Ф. Сафин.
В практическом плане речь идет о расширении сферы возможностей воспитания личности: проведения КВН, викторин, вечеров и встреч с привлечением родителей, представителей общественности по инициативе учителей истории, родной литературы. Что, в свою очередь, усилит заинтересованность учащихся, способствует их стремлению к более глубокому изучению истории, литературы родного народа, то есть способствует развитию познавательных интересов.
Работа, проведенная по систематическому изучению и практическому применению идей этого ученого, позволяет говорить о новой модели школы, деятельность которой основана на принципах формирования личности обучающегося, способного к самоопределению.
Познавательная мотивация учения, изначально присущая детям, значительно ослабевает в среднем и старшем звене.
Согласно идеям развивающего обучения в среднем и старшем звене, на смену познавательной мотивации обучения должна прийти мотивация, опирающаяся на другие потребности, и прежде всего, на осознанное стремление личности к самоопределению.
Кроме других, важным видом консультативной, психодиагностической, психокоррекционной деятельности психолога является анализ деятельности учеников и учителя на уроке.
Анализ деятельности учеников и учителя на уроке предполагает не только оценку уровня развития знаний, умений, навыков. Важное значение приобретает психодиагностика познавательных и эмоционально-волевых качеств личности, а также уровня сформированности моральных качеств личности обучающихся.
При этом психолог-практик сталкивается с множеством проблем различной сложности. Во-первых, насколько полно воспринимает ученик словесные воздействия данного учителя, как меняется поведение ученика в зависимости от конкретных обстоятельств. Во-вторых, какие действия предпринимает учитель с целью формирования индивидуально-психологических особенностей ребенка, проявляющихся в деятельности и являющихся условием успешности ее выполнения. С целью упорядочивания деятельности психолога важно систематизировать, выделив цепочку взаимосвязанных блоков сам процесс анализа, учебной деятельности учителя и обучающихся на уроке.
Итак, попытаемся совместить традиционную схему психологического анализа урока с возможными вариантами деятельности учителя и обучающихся, влияющих на формирование личности обучающегося.
Организация внимания. Правильно организованное распределение коллективного, группового и индивидуального видов внимания обучающихся:
а) коллективное - при работе со всем классом;
б) групповое - в группах;
в) индивидуальное - при самостоятельной работе.
Оптимальное распределение внимания достигается заранее продуманной сменой темна, ритма учебной деятельности.
Умело организованное управление вниманием обучающихся подготавливается правильным планированием:
а) распределением учебного материала (его структурированием, иллюстрированием, яркими примерами);
б) использованием наглядных материалов: картин, плакатов, иллюстраций;
в) целесообразной организацией видов деятельности обучающихся, например, устной и письменной речи;
г) использованием научно обоснованных приемов и методов учебной деятельности;
д) активизацией деятельности учащихся: поощрением, внушением, ободрением.
Все выше описанные виды деятельности учителя направлены на формирование качеств личности обучающихся, связанных с познавательной потребностью. Очень важен учет характера восприятия - аналитического, синтетического, аналитико-синтетического, эмоционального, тесно связанных с возрастными особенностями ребенка. Важны:
- организация осмысленного, упорядоченного восприятия учебного материала;
- оптимальное комбинирование зрительного и слухового восприятия;
- целенаправленность и находчивость инструкции учителя по формированию наблюдательности учащихся.
Систематическая работа учителя по развитию памяти учащихся:
а) оперативной;
б) кратковременной;
в) долговременной;
г) ассоциативной.
Заранее подготовленная схематизация материала в смысловые блоки - работа учителя на данном этапе по формированию познавательных качеств личности.
При изучении новых понятий важно развить умения, раскрыть их значения и оперировать самими понятиями. Важна организация интенсивной деятельности по формированию знаний и умений, обеспечение условий их формирования:
а) учащиеся должны записывать смысл понятий (их определение) и решения задач только после раскрытия их содержания учителем;
б) формирование умения учащихся анализировать, обобщать на достаточно высоком уровне, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
в) формирование умений учащихся решать задачи не только согласно образцу, записанному на доске, но и самостоятельно: по аналогии, противопоставлению, обобщению;
г) формирование умения делать выводы, правильность суждений и умозаключений.
Насколько высок уровень эффективности деятельности учителя по формированию качеств ума обучающихся: критичности, самостоятельности, гибкости, глубины, широты, быстроты мысли.
Динамика и активность развития воображения обучающихся в ходе деятельности на уроке. Вначале - воссоздающее, перерастает ли оно в творческое, приобретает ли новые формы и более богатое содержание?
Уровень развития речи обучающихся, четкость. Правильность формулировок. Уровень сформированности умения акцентировать внимание слушателей на основных, критических элементах изучаемой мысли.
Уровень развития и активности познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, их взаимосвязанность.
Проявление положительного эмоционального отношения обучающихся к уроку, степень заинтересованности изучаемым предметом как признак глубины устойчивого положительного отношения к предмету.
Эффективность приемов воспитательной деятельности с целью формирования качеств личности, способной к самоопределению.
Самосовершенствование личности процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества.
Создание у учащихся мотивации на самоопределение и самосовершенствование помогает решению многих проблем воспитания.
Таким образом, применение технологии самоопределения личности позволяет организовать деятельность ребенка как удовлетворение не только познавательных потребностей, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности.