Цели:
- Познакомить учащихся с творчеством писателя, главными героями рассказов и сказок, которого являются животные.
- Развивать навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным и отвечать на вопросы; давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать свое мнение.
- Воспитывать разумное отношение к окружающей действительности, умение замечать интересные события в повседневной жизни; умение слышать и слушать друг друга.
Оборудование:
- портрет Б. Заходера; листы “Биография писателя. Б. Заходер;
- предметные картинки: герои сказки Б. Заходера “Серая Звездочка”;
- текст сказки “Серая Звездочка”; выставка книг Б. Заходера; карточки
- для дифференцированной работы; кроссворд по сказке (для работы в паре); объемная бабочка для физминутки; жетоны трех цветов: красный, желтый, зеленый.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой учащихся
– Предлагаю наш урок начать с рукопожатий.
– Возьмите друг друга за руки. Пожелайте своим друзьям интересной работы и успехов на уроке. Не забывайте: тот, кто с товарищем дружен, вдвойне умней и сильней!
II. Подготовка к восприятию
Учитель читает стихотворение:
Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы эту сказку прочитали и вы.
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародит в нем зерно доброты.
– Все дети с раннего детства любят слушать сказки. Проходит время. Малыши идут в школу и начинают читать их сами. Читая сказки, вы проникаете в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает интересная встреча со сказкой.
– Напомните, ребята, какое произведение вы самостоятельно читали дома.
(Сказку Б. Заходера “Серая Звездочка)
III. Работа с темой урока
Знакомство с биографией Б. Заходера.
– Скажите, ребята, кто-нибудь из вас был знаком до нашего урока с творчеством писателя Б. Заходера?
– А хотите узнать интересные сведения о его жизни?
Чтение эпиграфа урока учителем.
На доске запись:
Ты –
Вдохновенный,
Ты, мой читатель,
Душой одаренный, –
Ты мне нужнее, чем
Сердце в груди
Жду. Приходи.
Б.Заходер.
– Возьмите лист с информацией “Биография Б. Заходера” и самостоятельно прочитайте сведения о писателе.
Борис Владимирович Заходер.
(9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 гг.)
В детстве самым главным увлечением Заходера были животные.
Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.
Борис Заходер не только поэт, но еще и сказочник. Героями его сказок становятся “братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы.
По сценариям или по мотивам сказок писателя “Русачок”, “Кит и Кот”, Серая Звездочка” сняты мультипликационные фильмы.
Борис Заходер еще и переводчик. С его помощью переведены на русский язык известные произведения, такие как: А. Мильне “Вини-Пух и Все-Все-Все”, А. Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, Л. Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”, П. Треверс “Мэри Поппинс”.
За перевод книги Л. Кэрролла “Алиса в Стане Чудес” Борис Заходер был награжден почетным дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя.
Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из них – это песенки Винни–Пуха, Мэри Поппинс, Алисы из Страны Чудес.
А знаете ли вы, что в доме Заходера очень много книг – 60 полок!
Юные читатели!
Читайте книги Бориса Заходера. Это полезное и увлекательное занятие.
– Что вас особенно заинтересовало из прочитанного?
(Ответы детей сопровождаются выставкой книг Б. Заходера).
– Остановимся на сказке Б. Заходера “Серая Звездочка”. В конце нашей работы на уроке все герои сказки помогут нам понять главную мысль произведения.
2. Беседа по содержанию прочитанного.
(В ходе работы над содержанием произведения, учитель прикрепляет предметные картинки с изображением героев сказок).
Чтение высказывания Б. Заходера.
Эти сказки рассказывают сами звери и рассказывают их людям. Всем людям – и взрослым, и детям.
Б. Заходер.
– Кто рассказывает эту сказку и кому?
(Рассказывает сказку папа-ежик сыну своему ежонку)
– Как вы думаете, понравилась ли сказка ежонку?
– Кто догадался, почему же ежонок перебивал папу?
– Как вы считаете, как надо слушать рассказ?
– Когда надо задавать вопросы?
– Кого называли Серой Звездочкой ?
(Жабу)
–Как она выглядела на самом деле?
Зачитайте характеристику жабы.
– Кто назвал жабу Серой Звездочкой?
– Как жабе придумали имя?
– Какие имена предлагали ей дать цветы?
– Кто помог цветам сделать выбор?
(Ученый скворец)
– Почему, за что любили Серую Звездочку цветы?
(Она спасала их от вредителей)
– Были ли у Серой Звездочки враги? Кого из них вы запомнили?
– Почему птицы не защищали цветы?
(Цветы были слишком низко для птиц).
– Кто придумал, как спасти жуков и слизняков от Серой Звездочки?
(Бабочка Крапивница)
3. Физминутка. Упражнение для глаз.
На указке прикреплена бабочка (объемное изображение предмета). Учитель держит указку и говорит слова:
Прилетела бабочка.
Села на указку.
Глазками ее поймай –
И за ней понаблюдай.
Далее учитель перемещает указку вправо–влево, вверх–вниз, выполняет круговые вращения, а учащиеся наблюдают глазами за предметом.
4. Продолжение беседы по содержанию прочитанного.
– Что сделала бабочка Крапивница?
(Она привела в сад Очень Глупого Мальчишку).
– Зачитайте, как повел себя в саду этот мальчик?
– Как цветы спасали Серую Звездочку?
(Розовый куст уколол мальчишку шипами)
– Почему плакала Серая Звездочка?
– Кто смог ее утешить?
– Какой вывод сделала Серая Звездочка из случившегося?
– Какие вопросы задал любопытный ежонок своему папе после того, как прослушал рассказ?
– Какие вопросы возникли у каждого из вас после прочтения этой сказки?
– Понравилась ли вам эта сказка? Какие мысли и чувства она у вас вызвала?
– Зачитайте, пожалуйста, свои отзывы о сказке из личных читательских дневников.
– О чем же в этой сказке Б. Заходер просит нас – читателей?
– Кто может из вас выполнить эту просьбу?
IY. Творческие задания
1. Работа в парах
– Предлагаю вам разгадать кроссворд по сказке “Серая Звездочка”.
– В выделенных клеточках вы прочтете название одного из главных качеств характера Серой Звездочки. ( Доброта).
- Половинка имени Серой Звездочки, которым ее называли Колокольчики (Ведь других слов они просто не умели говорить) (Динь)
- Цветок, который помог Звездочке избавиться от преследования Очень Глупого Мальчишки. (Роза).
- Очень красивый враг цветов, которого не ела Серая Звездочка. (Бабочка).
- Какое время суток наступило, когда папа–еж закончил рассказывать сказку? (Утро).
- “У Серой Звездочки глаза лучистые потому, что у нее чистая…” (Совесть).
- Как назвал Ученый Скворец Сороку за болтливость? (Пустомеля).
- Место, где разворачивались события сказки. (Сад).
2. Работа в группах. (Дифференцированные задания).
Задание для группы № 1 (высокий уровень):
– Соберите из частей пословицы. Выберите пословицы, подходящие к сказке. Объясните свой выбор.
За дружбу Смотри дерево в плодах, Легче друга потерять, Где дружбой дорожат, Друзья познаются Не тот друг, кто потакает, Гнилое слово Длинный язык |
а человека – в делах! с умом не в родстве. в беде. а тот, кто помогает. чем найти. от гнилого сердца. там враги дрожат. дружбой платят. |
Задание для группы № 2 (средний уровень):
Прочитай. Поставь + – если утверждение верно и – – если оно неверно.
- У жаб вместо колючек на теле серые пятнышки.
- Цветы разговаривают только с теми, кого очень любят.
- По мнению папы–ежа, самый красивый цвет – серый.
- Одно из имен, предложенных цветами, было Роза.
- Молодые розовые листочки пытался слопать старый Слизняк.
- Скворец умел петь песенку “Чижик–Пыжик”.
- По мнению Сороки, в голове у Серой Звездочки был спрятан драгоценный камень.
- Ежи и жабы делают свое Полезное Дело по ночам.
- Все жабы ядовиты.
Задание для группы № 3 (низкий уровень):
Ответить на вопросы теста:
1. “Серая Звездочка” это:
а) лягушка
б) уточка
в) жаба
2. Серая Звездочка жила:
а) в лесу
б) на болоте
в) в саду
3. “Звездочка” – это то же самое, что:
а) роза
б) астра
в) колокольчик
4. Кто хотел съесть розу?
а) слизняк
б) жук
в) гусеница
5. Кого из этих птиц не было в сказке?
а) сорока
б) соловей
в) скворец
6. Враги цветов считали Серую Звездочку:
а) вредной злючкой
б) серой колючкой
в) безобидной штучкой
7. Бабочка оказалась близкой родственницей:
а) жука
б) слизняка
в) гусеницы
8. Как была наказана Крапивница?
а) ее поймал Мальчишка
б) ее съел Скворец
в) в нее попал камень
9. О чем НЕ спрашивал Ежонок в конце сказки?
а) ядовиты ли жабы
б) куда исчезали враги
в) полезны ежики.
Y. Итог урока. Рефлексия.
– Подведем итог нашей беседы.
Кто же из вас догадался, какова главная мысль сказки Б. Заходера “Серая Звездочка”?
– Поставим “точку” в конце урока.
На столе перед вами жетоны: красный, желтый, зеленый. Выберите для себя один жетон при условии:
- Красный – если вам на уроке было интересно;
- Желтый – если вы в чем–то затруднялись на уроке;
- Зеленый – если вам было трудно на уроке и неинтересно.
(Каждый ребенок подходит к доске и прикрепляет свой жетон. По окончании работы образуется фигура – большая точка, которая может быть разноцветной, в зависимости от выбора цвета жетона).
– Спасибо, ребята, за работу на уроке.
YI. Домашнее задание (по выбору учащихся).
- Нарисовать иллюстрацию к сказке Б. Заходера “Серая Звездочка”
- Прочитать сказку Б. Заходера “Русачок”.
- Сочинить свою познавательную сказку о природе.