Урок географии в 8-м классе по теме "Западная Сибирь"

Разделы: География

Классы: 8, 9

Ключевые слова: урок-игра, Западная Сибирь


Люблю я Сибирские наши просторы,
Шумящих полей золотистую ширь,
Широкие реки, высокие сосны,
Что может с тобою сравниться Сибирь.

Задача: познакомить учащихся с природным регионом «Западная Сибирь».

Цели:

  1. Совершенствовать умения работать с картой; составлять характеристику по плану; слушать, выделяя главное.
  2. Развивать устную речь.
  3. Развивать умение определять учебную задачу, выбирать этапы работы и способы ее выполнения, уметь работать в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: частично - поисковый.

Форма деятельности: групповая.

Оборудование:

  • карты, атласы;
  • аудиотехника;
  • реквизит игры:
    • жетоны - шишки;
    • листы с вопросами.

Урок проводится в игровой форме. Для проведения игры необходимо разделить класс на три группы-команды и выбрать «Совет знатоков» (3 человека).

Ход игры

  1. Мотивация учащихся для изучения темы, определение целей и задач урока.
  2. Знакомство с правилами игры.
  3. Игра, ответы учащихся на вопросы.
  4. Учитель и «Совет знатоков» подводят итоги, выставляют оценки.

1. Мотивация учащихся для изучения темы, определение целей и задач урока.

Определите, о каком регионе пойдет сегодня речь. Учитель поет песню на мотив «Замыкая круг».

Вот одна из территорий,
Всем известна, всем знакома.
И ни день, ни два, а много лет.
Открывалась очень просто
За Урал шагнувшим людям.
Где же это дайте мне ответ?
Вот подсказка для ответа,
Здесь леса стремятся к свету
И течет могучая река,
Здесь богатые ресурсы, многочисленны болота
Это знают все наверняка.

Припев:

Замыкая круг,
На восток посмотришь вдруг,
Там увидишь Енисей,
Известен он планете всей.
А на север пойдешь,
Океан холодный ты найдешь,
А на юге Казахстан,
Поверь, что это не обман.

2. Знакомство с правилами игры.

Правила игры:

  1. Команды получают по пять установочных жетонов - шишек.
  2. Команды должны отгадать тему разыгрываемого вопроса и выбрать вопрос разной степени сложности по очереди.
  3. В ответах на вопросы должны участвовать все члены команды.
  4. При правильном ответе на первый вопрос получают один жетон – шишку, на второй – три жетона – шишки, на третий – пять.
  5. Совет знатоков заполняет оценочные листы, оценивает и комментирует ответы на вопросы.
  6. Если команда не дает правильного ответа на вопрос, на него отвечает «Совет знатоков»
  7. «Совет знатоков» и учитель подводят итоги, выставляют оценки.

3. Игра, ответы учащихся на вопросы.

Отгадайте, о чем сейчас пойдет речь?

Где регион располагается,
Каким морем омывается,
С кем границу делит,
В чем выгоду имеет,
Никакого удивления –
Это – (географическое положение).

Задание 1. Используя карты атласа, ответьте на вопросы:

  1. В какой части страны располагается.
  2. Какие географические объекты ограничивают природный регион на севере, юге, западе, востоке.
  3. Определите протяженность Западной Сибири по 80 в.д., по 60 в.д. 1 =55,8 км.

Много неровностей на нашей планете,
Это знают взрослые и дети,
Как можно вместе их назвать
Готов ли ты сейчас сказать.

Задание 2. Используя карты атласа, ответьте на вопросы:

  1. В пределах, какой тектонической структуры сформировалась Западно-сибирская равнина. Какое строение она имеет?
  2. Опишите рельеф Западной Сибири по типовому плану.
  3. Какие закономерности прослеживаются в размещении полезных ископаемых. Назовите крупные месторождения.

Задание 3. Представляет Совет знатоков. Выносят черный ящик.

Что в этом ящике секрет.
Скорее дайте мне ответ.
Кто догадается из вас,
Получит шишки тот же час.
Для Сибири характерно
Не бойся ответить неверно.
Версии выдвигайте,
Предметы называйте.
Этим знаменита Западная Сибирь навек,
Это знает каждый человек
Очень важный ресурс,
Никто не будет пробовать на вкус.
За границу отправляем и валюту получаем (нефть).

Об этом помним каждый день
Прогноз послушать нам не лень.
Из года в год погода повторяется,
О чем речь? Кто догадается?

Задание 4. Используя карты атласа, ответьте на вопросы:

  1. По карте атласа определите типы климата Западной Сибири.
  2. Дайте характеристику континентального климата умеренного пояса.
  3. Какие климатообразующие факторы влияют на формирование умеренного континентального климата.

Текут, текут – не остановить,
Озера, реки не забыть.
Их отраженье на небесных сводах,
Прошу я рассказать о внутренних водах.

Задание 5. Используя карты атласа, ответьте на вопросы:

  1. Назовите виды внутренних вод Западной Сибири. Покажите реки, озера не географической карте.
  2. Почему в Западной Сибири широко распространены болота?
  3. Опишите реку Обь по типовому плану.

Задание 6. Представляет Совет знатоков. Выносят черный ящик.

Для вас ящик достаю,
Загадки вновь я задаю,
На юге есть один ресурс,
Мы ежедневно пробуем на вкус.
Любим свежий и хрустящий –
И к столу нас всех манящий.
Как называется ресурс,
Позволивший улучшить этот вкус (зерно пшеницы, мука).

Есть самый важный минерал,
Круговорот его послал.
Собирается в русле,
Поговорим об этом ресурсе (водные ресурсы, вода).

Природный комплекс един,
Компонент природы не один.
О чем рассказ тебе держать,
Готов ли ты сейчас сказать.

Задание 7. Используя карты атласа, ответьте на вопросы:

  1. Назовите природные зоны Западной Сибири. Какому географическому закону подчиняются их распространение.
  2. Определите почвенно-растительный покров природных зон Западной Сибири. Какой зональный фактор определяет их изменение.
  3. По иллюстрации определите природные зоны Западной Сибири. По каким признакам вы это установили.

Задание 8. Представляет Совет знатоков. Выносят черный ящик.

В континентальном климате растет,
Орехи людям дает,
Его пилят и везут,
Скучать заводам не дают (лесные ресурсы, древесина).

Это тоже там растет,
Витамины людям дает.
Хоть и кисловата
Ешьте ее ребята (растительные ресурсы, клюква).

Зима сурова, холодна
И очень долгая она.
Ты теплее одевайся
В мягкой рухляди зимой оставайся (охотничье-промысловые ресурсы, меха).

Задание 9. Представляет Совет знатоков.

  1. Назовите, какими ресурсами богата Западная Сибирь.

Итак, мы описали Западную Сибирь. Определили тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы.

4. Учитель и «Совет знатоков» подводят итоги, выставляют оценки.

Подсчитываются баллы, определяется команда победительница.

«Совет знатоков» и учитель выставляют оценки, участвующим в игре.

Критерии оценки ответов.

  • «5» - ответ полный, подробный;
  • «4» - хороший ответ, но нарушена логика ответа;
  • «3» - неполный ответ, частичная подача информации, без выводов и объяснения причин;
  • «2» - нет, потому что работают все в команде.

«Совет знатоков» оглашает результаты, выставленные в оценочном листе.

Вот закончилась игра,
Отдыхайте детвора.
С заданьем справились отлично
И вели себя прилично.
Такие дети просто клад,
У нас пошло дело на лад.
Всем спасибо говорю
И от души благодарю.