Тема: «Число 10».
Цели:
- познакомить детей с числом 10, его образованием записью, подготовить к работе с двузначными числами;
- формировать вычислительные навыки по составу чисел от 2 до 9;
- совершенствовать умения сравнивать числа;
- углублять и закреплять знания детей о натуральном ряде чисел;
- подготовить к изучению замкнутых и незамкнутых линий;
- развивать логическое мышление, память внимание;
- прививать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой на урок:
- Прозвенел звонок на урок, урок начинается. Я улыбнусь вам и вы улыбнётесь друг другу и мне. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.
II. Повторение состава чисел.
- Посмотрите, что я написала на доске. Что вы можете сказать об этой записи? (Здесь суммы и разности, их много.)
1+3 | 7+2 | 5-3 | 2+2 | 8-6 | 9-4 | 6-3 | 5-0 | |||||||
5-1 | 2+6 | 8+1 | 7-2 | 5-5 | 9-5 | 6-2 | 8-4 | |||||||
1+7 | 5-2 | 1+0 | 5+3 | 0+9 | 7+1 | 3+2 | 9-1 |
- Что же вы так огорчились? Подумали, что всё это нужно посчитать? (Да.)
- Ну, что вы, разве я задаю вам такие задания. Здесь нужно сделать совсем другое. Вам нужно найти и выписать только те, выражения, которые равны 6 или 7. (Здесь нет таких выражений!)
-Как нет! Ой, ребята, извините меня, я ошиблась, и совсем не то написала! Но вы ведь знаете, когда при сложении и вычитании получается 6 или 7. Вот и напишите такие выражения и их значения. (Фронтальная проверка.)
III. Подготовка к теме урока.
Работа с рядом чисел: 2 7 3 5 4 9.
- Что записано на доске? (Числа однозначные, натуральные, чётные и нечётные.)
- Запишите эти числа и расположите их в порядке возрастания. (2, 3, 4, 5, 7, 9)
- Получили ли отрезок натурального ряда. (Нет. Нужно вставить числа 1, 6, 8.)
-Вы согласны?
- Запишите отрезок натурального ряда: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
- А чего не хватает, чтобы был натуральный ряд чисел? (Многоточие.)
- Что обозначает многоточие. (Можем продолжить натуральный ряд чисел.)
- Какое число следует за числом 9? (10)
IV. Постановка темы урока.
- Тема нашего урока «Число 10». (Открывается запись на доске.)
- Узнаем на уроке знаковую запись числа 10, особенность этой записи, значение каждой цифры, входящей в запись этого числа, а так же закреплять изученные знания. Вам нужно быть внимательными, наблюдательными, слушать друг друга и дополнять.
V. Работа над новым материалом.
1. Число 10.
- Расскажите всё, что вы знаете о числе 10. (Число 10 натуральное, оно стоит на 10 месте, после числа 9, оно больше предыдущего числа на 1, и меньше последующего числа на 1. Что бы получилось число 10, надо к 9 прибавить1, или из 11 вычесть 1. Это число двузначное.)
Физкультурная минутка.
-А теперь немного отдохнём.
На одной ноге постой-ка.
Будто ты солдатик стойкий,
Ногу левую к груди.
Да, смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Прыжки. (Прыгнуть столько раз сколько не достаёт до числа).
10 это 9 да …
8 это 4 да…
9 это 6 да….
7 это 5 да…
2. Работа в паре. Повторение.
У каждого на парте лежат конверты.
- В конвертах достаньте карточки. Посмотрите на записи, прочитайте внимательно и подумайте, как бы вы смогли сгруппировать их.
6+3 | 9-3 | 3<6 | ||
8>4 | 9<10 | 8-3 | ||
7-4 | 6+2 | 4+9 |
- На какие группы разделили эти записи. (Суммы, разности, неравенства.)
Дети выходят к доске по очереди и разбивают записи на группы.
- Назовите выражения, где значения равны 9, 3, 6, 8, 5.
3. Самостоятельная работа по учебнику (с. 43, №106).
Разминка пальчиков перед работой.
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
- Раскрасьте рисунок: суммы – красным, разности – синим, неравенства – жёлтым. (Звучит спокойная музыка во время работы.)
Не все дети одновременно заканчивают работу. Поэтому для тех детей, которые быстрее справился с заданием предлагаю игру «Да и нет». Учитель задумывает число. Дети при помощи вопросов, на которые учитель может отвечать только «Да» и «Нет», отгадывают задуманное число. Цель игры: постараться, как можно меньше задать вопросов, чтобы отгадать задуманное число.
- Какое число разрисовали на рисунке? (10)
- Как записать число 10?
- Сколько в его записи использовано цифр? (2)
- Какие это цифры? (1, 0)
- Что обозначает в записи цифра 1? (Десяток.)
- А цифра 0? (Нет единиц.)
- В учебнике, шёпотом прочитайте стихотворение С.Я. Маршака о числе 10, а затем хором.
- Пропишите число 10 в тетради. (Показ записи числа 10.)
Физкультурная минутка для глаз.
Наши глазоньки устали.
Мы дадим им отдохнуть:
Раз, два, три, четыре, пять –
Быстро глазки закрывать.
Шесть, семь – их открыть
И на руки поглядеть.
Головою не верти,
Только глазками води:
Вверх, вниз, вправо, влево
Отдохнули?! Это верно!
VI. Повторение.
На доске начерчены различные линии.
- Сколько линий на доске? (10)
- Назовите, какие линии вы уже знаете? Покажите?
- Посмотрите на рисунок в учебнике на с.43, №107.
-Сможет ли щенок пройти к дому, не замочив лап? А котёнок? Покажите линией путь того, кто может пройти посуху.
- Какой островок у щеночка? (Замкнутый.)
- Какой островок у котёнка? (Незамкнутый.)
VII. Итог урока.
- Подведём итог урока. Чему он нас научил?
- Что больше всего понравилось?
- Чей ответ удивил вас?
- Изобразите собой школу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:
- были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;
- разобрались с темой урока;
- умеете применять свои знания.
(Сидят за партами – плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх – отлично.)
- Большое спасибо вам за нашу совместную работу.
- Урок окончен.