Цели:
- Определить, что является для каждого главным в воспитании детей
- Формирование у родителей навыков конструктивного общения с детьми
- Переосмысление взглядов на наказания
- Осознание своего стиля общения с детьми
Участники: родители и возможно дети (по желанию)
Ход собрания
1. Организационный момент
Приветствие участников собрания, сообщение темы разговора (целей и задач собрания)
Упражнение “Ассоциативная самопрезентация”
Представление родительской позиции через определённый предмет (метод ассоциаций). Каждый родитель получает определённый предмет (карандаш, клей, игрушку, мяч и т. д.) и через особенности и свойства данного предмета представляет свои родительские принципы и позиции. Разговор идёт по кругу.
2. Информационный блок
Участникам собрания необходимо определить свои приоритеты воспитания. Для этого им предлагается проранжировать предложенный перечень направлений воспитания:
- Воспитание толерантности (терпимости)
- Привитие самодисциплины, трудолюбия и организованности
- Дать хорошее образование
- Воспитание честности и доброты
- Воспитание независимости и самостоятельности
- Развитие умственных способностей
- Обучение приспосабливаться к обстоятельствам
- Формирование деловых способностей
- Формирование гражданской позиции и патриотизма
- Приобщение к “демократическим ценностям”
- Приобщение к национальной культуре
- Воспитание искренней веры в бога
Подведение итогов детского и взрослого “голосования”, их обсуждение.
3. Практический блок:
Упражнение “Родом из детства”
Родителям и детям предлагается вспомнить ,что чаще всего им говорили (говорят) родители, какое обращение родителей к детям звучало (звучит) наиболее часто.
Обсуждение родительских позиций, их сравнение.
Упражнение “проблемная ситуация”
Родители должны решить следующую типичную ситуацию: у ребёнка за четверть худшие результаты, чем ожидали. Каковы будут действия и реакция родителей? Если они будут применять наказания, то какие и почему?
После представления действий родителей вопрос задаётся детям: Что вы чувствуете в подобной ситуации? Ответы детей достаточно типичны: страх “меня не любят”, чувство вины, обиду, боль, желание уйти в себя, чувство мести, сопротивление, агрессию.
Очевидно, что при таком взаимодействии родителей и детей проблемы не решаются, а только усугубляются.
Упражнение “Мифы – ловушки”
Вниманию родителей предлагаются несколько утверждений:
- Я кричу на ребёнка, потому что он меня не слышит
- Мне лучше известно, что нужно моему ребёнку, поэтому я и контролирую его действия
- Я, может быть, излишне опекаю и контролирую ребёнка в целях его же блага и безопасности
- Жёсткий контроль за ребёнком, не допустит нежелательных знакомств, обеспечит качество его обучения
- Я мать, я знаю, какую профессию ему лучше получить
- Он ещё мал, чтобы что – то решать в своей жизни
- В конце концов, я его содержу, я имею право определять его будущее.
Родителям предлагается выразить своё отношение к этим утверждениям: согласиться с ними или не согласиться (родители на специальных жетонах пишут № утверждения и поднимают эти жетоны)
Все эти утверждения – не верны: это мифы, ловушки нашего родительского и педагогического мышления. Все эти действия мы осуществляем не во имя ребёнка, а во имя себя – во имя удовлетворения своей потребности власти и контроля, своих страхов и своей престижности.
Родителям предлагается выработать другой, альтернативный путь выхода из проблемной ситуации – без наказания.
“Мозговой штурм”- альтернативное ненасильственное взаимодействие –работа в малых группах. Обсуждение. Выдвижение новых подходов по отношению к ребёнку.
Насильственное взаимодействие | Ненасильственное взаимодействие |
ЧТО ты сделал? | ПОЧЕМУ ты это сделал? |
ЧТО тебе за это будет | ЧТО ты чувствуешь, КАК ты себя чувствуешь |
ТЫ НАС НЕ ЛЮБИШЬ | МЫ С ТОБОЙ РЯДОМ, МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ |
Что ребёнку запрещается и не разрешается (наказание) | Что нам – родителям, нужно изменить в себе, чтобы помочь ребёнку |
Крики, оскорбления | Любить, поддерживать, помогать, прощать |
Позиция: навязывать, заставить | Дать возможность выбирать и пробовать |
“Пусть учится на моих ошибках” | “Пусть учится на своих ошибках” |
Памятка родителям
Уважаемые родители!
Решите , что ВЫ будете делать, а не что будет делать ребёнок
Скажите, что ВЫ чувствуете?
Не ожидайте от своего ребёнка чего – то сверхъестественного. Он будет вести себя в соответствии с тем, кто он есть. Ваша задача – действовать, принимая во внимание этот факт.
Развивайтесь, растите сами!
Поработайте со своим ребёнком над контрактом.
4. Заключительный этап собрания
Групповая рефлексия. Что изменилось у родителей во взглядах на приоритеты воспитания? Что чувствуют родители сейчас к своим детям? Что скажут им , когда придут домой? Что бы хотели изменить в своих отношениях с ребёнком? Что для этого попытаются предпринять?