Методическое обоснование и оформление элективных, факультативных курсов

Разделы: История и обществознание

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: факультатив, элективный курс, критерии оценивания


В условиях модернизации и профилизации образования остро стоит вопрос обеспечения учебного процесса разнообразными факультативными и элективными курсами базового и повышенного уровней. Стремление удовлетворить конкретные образовательные запросы учеников стимулирует педагогов разрабатывать и внедрять авторские, корректированные программы элективных и факультативных курсов. По общему правилу методической службы г.о.Спасск-Дальний Приморского края все авторские (корректированные) факультативные и элективные курсы в обязательном порядке проходят экспертизу в рамках ежегодного городского форума педагогических инициатив в номинации «Элективные, факультативные курсы».

Работа педагогов начинается с тщательного изучения рекомендованной структуры, содержания и критериев оценки творческих разработок по данной номинации (см. Приложение 1). Строгое следование рекомендациям методической службы – насущная необходимость.

Структура творческой разработки элективного, факультативного курса обязательно должна включать следующие разделы:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Тематическое планирование на дидактической основе
  4. Содержание курса
  5. Средства обучения
  6. Перечень рекомендуемой литературы для учителя и ученика.
  7. Приложения.

Пояснительная записка

Это самый объемный раздел, позволяющий педагогу показать «изюминку» разработки и свою компетентность в целом. В пояснительной записке необходимо обосновать:

Актуальность и значимость курса – нужно описать, какие образовательные, воспитательные и личностные проблемы современного мира позволяет решить; насколько соответствует образовательным программам и стандартам; чем представленная разработка выгодно отличается от всех других по данной тематике; что конкретно дает ученику, учителю, образовательному учреждению внедрение данного курса; насколько разработка соответствует образовательным запросам именно учащихся (а не только личным желаниям и вкусам учителя), как выявлялись эти запросы (анкетирование, опросы, индивидуальные беседы и др.).

Цель и задачи курса – должны быть ориентированы на достижение предполагаемого результата. Цель прописывается одна, конкретная, реалистичная, достижимая и диагностичная по своему содержанию. Формулируется она, как правило, глагольным существительным (например, «Формирование информационной компетентности учащихся через…»). Задач может быть несколько, но не более 3-4; формулируются задачи в форме глаголов совершенного вида (например, «изучить…», «отработать …», «закрепить…», «совершенствовать…» и др.). Задачи должны соответствовать поставленной цели и быть направлены на предполагаемый результат. Как показывает опыт, некорректная формулировка, несоответствие цели и задач вызывают многочисленные нарекания экспертов. Спорной является постановка цели в таком виде: «Создание условий для развития…». Создание условий для успешного освоения элективного (факультативного) курса – обязанность педагога, а не самоцель в процессе обучения.

Обоснование структуры и принципы отбора обучения – указать, из каких частей состоит данный курс (делится на тематические блоки, разделы, модули и др.), какова последовательность изложения материала (от простого к сложному, от частного к общему, линейная, концентрическая, спиральная, смешанная и др.); на удовлетворение каких именно образовательных запросов ориентирована данная структура программы, на каких принципах базируется ее содержание.

Основные методы обучения, виды деятельности учащихся - данная информация приводится отдельными строками: «Методы обучения», «Виды деятельности учащихся» через запятую и без подробного обоснования. Называя методы обучения, не следует перечислять все их известные классификации (например, по характеру познавательной деятельности учащихся, по степени активности учащихся, по источнику знаний, по организации деятельности и др.). В обязательном порядке следует указывать фамилию автора той классификации, которую учитель использует в работе.

Формы проведения занятий – перечисляются формы проведения занятий по всему курсу через запятую (семинар, лекция, практикум, деловая игра и т.д.). Если автор предполагает проводить комплексные по форме занятия, нужно дать дополнительные пояснения об основных этапах их организации.

Создание образовательного продукта – следует перечислить через запятую создаваемые учащимися конкретные результаты их познавательной или практической деятельности (конспект, тезисы, схемы, исторический анализ, собственное решение проблемы, стихи, статьи в СМИ, фотографии, модели, макеты, компьютерные презентации и др.).

Причем, образовательный продукт в обязательном порядке должен соответствовать форме проведения занятия. Например, в ходе лекции учащиеся могут выполнять конспект, схему; практическая работа может быть направлена на заполнение таблицы, решение какой-то задачи; в ходе игровой деятельности учащиеся получают какой-то практический опыт, определенные знания.

Определение критериев, позволяющих оценить успешность освоения программы курса – указать, какие именно виды и формы контроля (устный, письменный, взаимо- и самоконтроль; тестирование, выполнение проекта, зачет, получение итоговой оценки, портфолио-оценка и т.д.) учитель планирует использовать для оценки знаний учащихся и каковы критерии оценки.

Например,

  • для тестирования – указать количество баллов, необходимых для получения оценки «5», «4», «3», «2»;
  • какие именно промежуточные задания необходимо выполнить для получения зачета, итоговой оценки, портфолио-оценки;
  • назвать темы итоговых проектов, рефератов и порядок их защиты и др.

Прогнозируемые знания, умения и навыки, полученные учащимися на базовом, продуктивном и творческом уровнях в результате освоения данного курса – для каждого уровня обученности указывается, что именно учащиеся должны «знать», «уметь», «называть», «применять».

Тематическое планирование

Наглядно представить содержание элективного или факультативного курса позволяет тематическое планирование, выполненное в двух табличных формах – краткой (см. Приложение 2) и подробной (см. Приложение 3).

Краткий учебно-тематический план дает общие сведения о структуре элективного (факультативного) курса: об учебных темах (модулях, разделах), количестве теоретических и практических занятий, учебных часов.

Методическое обоснование каждого занятия учитель представляет в подробном варианте тематического планирования, которое составляется на дидактической основе и содержит сведения:

  • о поставленной цели;
  • форме проведения занятия;
  • способах деятельности учащихся;
  • требованиях к уровню подготовки учащихся по результатам занятия;
  • образовательном продукте.

Некоторые авторы прописывают также способы деятельности учителя, средства обучения, межпредметные связи.

Хотелось бы обратить внимание педагогов на наиболее распространенные недочеты, допускаемые авторами в данном разделе:

  1. Подмена термина «занятие» термином «урок». Поскольку факультативные и элективные курсы являются формой внеурочной деятельности, целесообразно использовать термин «занятие»;
  2. Несоответствие:

а) поставленной цели – форме организации занятия.

Например, автор ставит следующую цель занятия: «Осуществление контроля и коррекции знаний учащихся по изученной теме». Формой организации занятия в этом случае не может быть лекция.

б) указанной формы проведения занятия - способам деятельности учащихся и образовательному продукту.

Например, педагог планирует использовать интерактивную форму обучения - провести занятие в форме деловой игры. Но в пункте «Способы деятельности учащихся» указано, что ученики будут составлять конспект. А где же игра?

  1. Перегруженность плана занятия различными методическими приемами, способами деятельности и т.д., которые в предложенном сочетании не могут быть реализованы за 40-45 минут занятия.

Содержание курса – это подробная тематическая программа того материала, который ученики будут изучать в рамках электива (факультатива). Необходимо расписать, какие именно понятия, термины, фактические данные, даты будут изучены по каждой теме (занятию, модулю, разделу).

Средства обучения – обязательный раздел авторской разработки (даже если автор уже указал используемые средства обучения в пояснительной записке или тематической планировании, их необходимо продублировать отдельным разделом). Обычно авторы указывают все используемые дидактические и технические средства обучения, давая необходимые пояснения по их конкретному применению.

Перечень рекомендуемой литературы для учителя и ученика – в данном разделе дается, по сути, два списка литературы, некоторые пункты которых могут повторяться. Так, если имеется учебник, который в работе используется и педагогом, и учениками, наименование учебника указывается в каждом списке. Библиографическое описание должно соответствовать ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления», 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления». С требованиями вышеназванных стандартов можно ознакомиться в школьных библиотеках.

Список литературы составляется в алфавите авторов или названий, книги нумеруются, начиная с 1. Если, кроме книг, используются статьи из СМИ, компьютерные диски, публикации в сети Интернет, они также подлежат описанию в списке литературы.

Приложения – в данный раздел могут быть помещены любые по усмотрению автора материалы, которые иллюстрируют опыт учителя в рамках данного элективного (факультативного) курса: разработки занятий, дидактический материал, иллюстрации и др. Количество приложений не ограничивается.

Оформление творческой разработки – выполняется по общим машинописным правилам, предъявляемым к оформлению документов. Каждый раздел следует начинать с новой страницы. На титульном листе следует указать:

  • название образовательного учреждения;
  • почтовый адрес, телефоны, электронный адрес образовательного учреждения;
  • наименование конкурсной номинации (если работа представляется на конкурс);
  • название разработки;
  • для какой возрастной группы (класса, параллели, звена) предназначена;
  • на сколько учебных часов рассчитана;
  • фамилия, имя, отчество автора, занимаемая должность;
  • домашний адрес, телефон, электронный почтовый ящик автора;
  • наименование населенного пункта;
  • год.

Рекомендованные шрифты: Times New Roman, Аrial. Заголовки могут быть выделены более крупным шрифтом, курсивом, полужирным начертанием, подчеркиванием. Основной текст выполняется 12-14 кеглем, заголовки – более крупным шрифтом. Строгих предписаний в оформлении нет, кроме требования не загромождать текст декоративными элементами. Разработка представляется на экспертизу в печатном виде, в отдельной папке.

Прошедшие экспертизу творческие разработки элективных и факультативных курсов допускаются к участию в выставке-ярмарке городского (краевого) форума педагогических инициатив в соответствующей номинации, публикуются в профессиональных изданиях, неизменно получая высокую оценку коллег. Подробное обоснование передового опыта помогает распространить его в педагогической практике.