Использование фрагментов музыки из балета Ф.Яруллина "Шурале" на уроках фортепиано в средних и старших классах музыкальной школы

Разделы: Музыка


План

  1. Введение. История создания балета Ф.Яруллина «Шурале»
  2. Основная часть: Музыкальная характеристика образов
  3. Методические рекомендации

1. Введение. История создания балета Ф.Яруллина «Шурале»

Балет Фарида Яруллина «Шурале» – первый татарский балет, гордость национальной музыки. Он создан в 1941 году за короткий срок молодым талантливым композитором на либретто Ахмеда Файзи по мотивам одноименной сказки Габдуллы Тукая. Балет завораживает яркостью музыкальных образов, оригинальностью и красочностью национального колорита. Премьера балета «Шурале» была приурочена к открытию Декады татарского искусства и литературы в Москве. Однако работа над постановкой была прервана из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Композитора призвали в ряды Советской Армии. В 1943 году он погиб. Премьера балета состоялась в Казани только в 1945 году. В 1950 году балет с большим успехом был поставлен на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова в оркестровой редакции В.Власова и В.Фере. В 1955 году была осуществлена новая постановка в Москве на сцене Большого театра, где партию главной героини исполнила Майя Плисецкая. Позднее она отмечала, что роль Сююмбике – одна из ее любимейших партий. Вскоре после премьеры в Москве балет «Шурале» начал свое триумфальное шествие по многим театральным сценам мира.

Шурале – это традиционный образ татарских народных сказок, леший, внешний вид которого напоминает причудливые лесные коряги и сучья, поэтому он воспринимается как порождение буйной народной фантазии.

Поэма – сказка классика татарской литературы Г. Тукая звучит как гимн родному краю, богатству и красоте его природы, поэтичности народной фантазии.

Молодой крестьянин, по имени Былтыр, благодаря своей находчивости, смелости одерживает победу над злым и коварным Шурале. Идея поэмы – прославление человеческого разума, его превосходства над враждебными человеку силами. Либретто балета дополнено сюжетными линиями из других народных татарских сказок, в частности, о девушках – птицах. В балете Былтыр спасает не только себя, но и девушку – птицу Сююмбике, у которой Шурале похитил крылья. Значительное место занимают народно-жанровые картины, изображающие жизнь татарской деревни, свадебное торжество.

2. Основная часть: Музыкальная характеристика образов

Основным принципом музыкальной драматургии балета является контрастное противопоставление двух противоборствующих сил, представленных с одной стороны, реальными образами Былтыра и народа, с другой – сказочно-зловещим миром лесной нечисти во главе с Шурале.

Главная черта музыкальной характеристики реальных героев – близость музыки народно-песенным истокам, мелодичность, мягкость звучания, простота и пластичность ритмических рисунков. Враждебные человеку фантастические существа, наоборот, охарактеризованы причудливо-капризными ритмами, остро диссонирующей гармонией.

Такое противопоставление двух музыкальных сфер дает возможность не только создать яркие сценические образы, но и раскрыть самую сущность идеи произведения. В образе Былтыра воплощены лучшие качества народа: благородство, храбрость, чувство юмора. Именно Былтыр является основным героем спектакля, борцом против зла и насилия, поэтому и музыка, характеризующая его, отличается не только теплотой, задушевностью, но и мужественностью.

Глубоко впечатляет в балете образ девушки-птицы Сююмбике. Это сказочная, прекрасная, белоснежная птица, которая только вдали от людей превращается в очаровательную девушку. Ее тема – легкая, порывистая, воздушная выражает беспечную игривость грациозной девушки – птицы. Замечательная по красоте тема Сююмбике проходит через весь балет, развивается и видоизменяется в зависимости от ситуаций и душевных переживаний героини. Спокойная, плавная при появлении Сююмбике с подружками, эта тема в сцене с Шурале вырастает в эмоционально-насыщенную, драматическую. Размеренное движение становится беспокойным, напряженным. Тревога все более усиливается, и от широкой патетической темы остается одна пульсирующая попевка (тема крыльев). Впоследствии она становится лейтмотивом душевных страданий, волнений Сююмбике. В последний раз тема Сююмбике проходит в финале, после гибели Шурале. Приобретая победно-ликующий характер, она как бы утверждает победу светлых сил.

Образом, олицетворяющим зло, является Шурале. Мучить и убивать людей для него высшее наслаждение. Сила его в пальцах, которыми он до смерти может защекотать. Однако человек сильнее Шурале. Он побеждает его хитростью, умом, глубиной своей любви к Сююмбике.

Музыкальная характеристика Шурале отличается изломанностью ритма, хроматизмами, композитор использует своеобразный звукоряд, сочетающий в себе целотонность и пентатонность.

К удачным по красочности и образности музыки принадлежат сцены сборищ лесной нечисти. Умело вплетая пентатонику в острые созвучия и в необычные гармонические последовательности, Ф. Яруллин сохраняет национальный колорит на всем протяжении балета, подчеркивая тем самым его национальную принадлежность, ведь джины, шайтаны, шурале, убыры – создания татарской народной фантазии. Пляска ведьм отличается простотой гармонического языка, обычной мажорно-минорной ладовой основой, но изломанная мелодия и «ворчливые», хроматические форшлаги придают музыке ведьм тот необычный, нечеловеческий характер, который присущ всей нечисти. Убыры (огненные ведьмы) очень проворны, летают, оборачиваясь огненным шаром, и музыка отличается резкостью. Когда появляется Шайтан, разгорается общий бешеный пляс всей нечисти.

Хороши в балете народно-бытовые сцены. Насытив музыку этих сцен интонациями и ритмами народных песен и танцев, композитор воспроизвел живые, реалистические картины деревенской жизни. Здесь Ф. Яруллин использует ритмы, характерные для татарских народных плясовых напевов, такмаков. Наглядным примером служит «Детский танец», юмористические танцы свата и свахи.

Опираясь на народные музыкально-поэтические традиции, широко используя приемы классического балета как в раскрытии образов, так и в развитии музыкального материала, Ф.Яруллин создал замечательное музыкально-сценическое произведение, положившее начало успешному развитию татарского национального балетного искусства и заслужившее признание в своей стране и за рубежом.

В целях обогащения учебной программы предлагаю ряд фрагментов из клавира балета Фарида Яруллина «Шурале» под редакцией Л. Батыркаевой. Клавир был выпущен в 1971 году издательством «Музыка». В данной обработке музыка композитора неоднократно звучала в театрах и концертных залах. Эти фрагменты могут быть использованы как дополнение к репертуару по татарской классической музыке, которые можно рекомендовать учащимся музыкальных школ в качестве фортепианных пьес. Ниже предлагаются рекомендации, где рассматриваются трудности исполнения указанных переложений и приемы их преодоления. Пьесы рекомендованы для исполнения в средних и старших классах ДМШ.

3. Методические рекомендации

  1. «Выход Былтыра». Музыка, характеризующая его, отличается теплотой, задушевностью и певучестью. При разучивании пьесы необходимо обратить внимание на распевы, характерные для татарской музыки: нужно добиваться исполнения фразы на едином дыхании, не нарушать плавного течения мелодии, дослушивать длинные звуки для достижения цельности фраз. В сопровождении – покачивающиеся аккорды. Сложность исполнения аккомпанемента – в плавном переходе от баса к аккордам.
    Эта пьеса соответствует уровню 4 класса. Можно рекомендовать более продвинутым ученикам 3 класса. (Приложение 1)
  2. «Танец ведьм». Пьеса отличается простотой гармонического языка, обычной мажорно-минорной ладовой основой. Пляска ведьм основана на сопоставлении неожиданных движений: резких и более плавных. Но изломанная мелодика и «ворчливые», «каркающие» хроматические групповые форшлаги придают музыке ведьм тот необычный, нечеловеческий характер, который присущ всей нечисти.
    Внимание исполнителя должно быть направлено на изобразительные моменты музыки.
    До начала работы с пьесой следует разъяснить ученику суть ритмических трудностей, вызванных полиритмией и синкопами. При разучивании обратить внимание на украшения в правой руке, которые надо исполнять легко. Эта пьеса соответствует уровню 7 класса. (Приложение 2)
  3. «Красование Былтыра». Характер пьесы лирический. Сложность исполнения заключается в умении пластично провести гибкую, длинную мелодическую фразу на фоне вальсового аккомпанемента. Внимание исполнителя должно быть направлено на партию левой руки, которую нужно учить отдельно, добиваясь свободного переноса руки от баса к аккордам. Яркая выразительность мелодии, ее стремление к кульминационной вершине обязывают тщательно отработать сопровождение.
    Эту пьесу можно ввести в программу 4-5 классов. (Приложение 3)
  4. «Соло Сююмбике». Сююмбике – сказочный образ. В соответствии с образом, музыка отличается красочностью, песенностью, задушевностью. Веселый, подвижный и танцевальный характер пьесы требует особого внимания к работе над мелкой техникой. Шестнадцатые длительности должны звучать легко, не утяжеляя движения мелодии. Необходимо обратить внимание на активные скачки, усложненные форшлагами, где акцент приходится на основные доли, а форшлаги нужно играть легко и мягко.
    В сопровождении есть большие скачки от баса к аккордам, что потребует отдельного внимания. Необходима работа и над ритмическим рисунком (внутритактовые синкопы),а также над возможными, но не желательными толчками на последнюю слабую долю такта.
    Исходя из выше названных трудностей, эту пьесу можно предложить учащимся старших классов ДМШ. (Приложение 4)
  5. «Дуэт Былтыра и Сююмбике». По характеру – лирическая, взволнованная пьеса. Трудность заключается не только в исполнении мелодии на одном дыхании, но и соотношении звучности мелодии и аккомпанемента.
    Сопровождение, создавая гармонический фон и пульсацию, должно помочь мелодии сохранить цельность фразы. Поэтому аккомпанемент следует играть тихо и легко, бас и аккорды как бы нанизывая на плавное движение мелодии, дополняя ее звучание и помогая ее развитию.
    Ощущение горизонтального движения музыкальной ткани способствует достижению крупного дыхания, как в мелодической линии, так и в сопровождении. Пьесу можно рекомендовать для репертуара шестого, седьмого классов ДМШ. (Приложение 5)

Литература:

  1. Батыркаева Л. Клавир балета Ф. Яруллина «Шурале». – Казань: Татарское книжное издательство, 1987.
  2.  Бахтиярова Ч. «Фарид Яруллин». – Казань: Татарское книжное издательство, 1960.
  3.  Раимова С. История татарской музыки: учебное пособие. - Казань: КГПИ, 1986.