Традиционная цель гражданско-правового воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребенок находится в социуме. В Концепции модернизации российского образования сформулированы задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской ответственности и правовой культуры, самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности. Опора на гражданско-правовое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации это не основная задача правового воспитания. Правовые знания нужны школьникам не только сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридический смысл. Дети должны получать гражданско-правовые знания в деятельности. Практическая направленность предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию – важно уметь ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.
Работу по гражданско-правовому воспитанию следует начать с приходом ребенка в школу, в первый класс. Первоклассник – человек уже имеющий какой-то жизненный опыт и, опираясь на этот опыт и знания маленького человека, можно начать воспитательную работу в этом направлении. Работа может быть внеклассной, а так же проводиться на уроках. При планировании воспитательной работы целесообразно выделить модуль, посвященный гражданско-правовому воспитанию. В начальных классах в него включаются элементарные правовые знания, это база для дальнейшей работы. Знания дети получают на уроках, особенно активно можно работать на уроках литературного чтения и окружающего мира. Во внеклассной работе использовать тематические классные часы, выходы в музеи, туристические поездки и дидактические игры, а так же игровые занятия.
Результатами работы по гражданско-правовому воспитанию в начальных классах должно быть формирование маленького гражданина своей страны, который знаком с ее символами, знает свои права и обязанности, умеет применить полученные знания, уважает окружающих людей.
Игра-путешествие «Россия – Родина моя»
Цель: закрепление знаний детей о
символах государства, о правах и обязанностях
граждан, об истории Российского государства.
Задачи:
- Образовательные: знакомство с общественно-политической жизнью страны.
- Развивающие: развитие чувства патриотизма.
- Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к стране и людям, которые в ней живут.
Оборудование: картины с изображением родной природы, папки с сочинениями детей о родном городе, изображение флага и герба России, филворд на листе ватмана, магнитофон с записями, полоски цветной бумаги, клей, пазлы с изображением герба России, карта России, карта Ярославля и области, герб и флаг Ярославля, картинки с изображением паровоза и выгонов, лист ватмана с изображением маршрута и станций, клей, листы бумаги, маркеры.
Предварительная подготовка: дети пишут сочинения о родном городе, подбирают и учат стихи о своей Родине, работают со словарями.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит мелодичная, медленная музыка, похожая на русские народные песни. Ученик читает стихотворение:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать?
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?
– Ребята, так что же такое Родина? Мы с вами
много говорили об этом на уроках, на праздниках и
играх, и сегодня пришло время подвести итог нашим
знаниям.
– Родина – это место, где мы родились, живём
сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы
граждане одной великой страны.
– Как называется наша страна?
– Почему мы так много говорим о России?
– Начнём мы с вами с проверки домашнего
задания. Творческие группы нашли для нас
стихи о Родине, слова, близкие по значению слову
«Родина», высказывания великих людей о своей
Родине. Давайте послушаем ребят.
– Сегодня у нас игра-путешествие. А на чём можно
отправиться в путешествие?
Мы с вами поедем на волшебном поезде, который
может не только двигаться по рельсам, но и
поможет заглянуть в прошлое и будущее нашей
страны. Для этого путешествия мы рассядемся на 2
вагончика (2 команды). Наша игра-соревнование
знаний, поэтому полученные сейчас баллы мы
положим в общую копилку. А итоги путешествия
подведёт жюри.
Итак, взяли свои знания, хорошее настроение,
расселись по вагонам и отправляемся… (звучит
музыка) в прошлое.
Станция «Историческая»
– Как называлась наша страна в древности?
– Русские люди всегда любили, защищали и заботились о своей Родине. Они создали много пословиц, поговорок о Родине.
Задание 1. «Собери пословицу»
Каждая команда из отдельных слов должна собрать пословицу.
- Родина-мать, умей за неё постоять.
- Чужбина-калина, Родина-малина.
- Чужая сторона и без ветра сушит, и без зимы знобит.
- Научит горюна чужая сторона.
За правильный ответ начисляется 1 балл.
– Но не только пословицы и поговорки создавали наши предки. Все мы любим, читать русские народные сказки. Сейчас проверим, знаете ли вы сказки.
Задание 2. «Отгадай сказку»
Каждая команда получает по стихотворению о сказке, по которому вы должны догадаться, что это за сказка.
Чтобы Ванечке напиться,
Наклонился он к копытцу.
А, скажите, где ребёнок?
Рядом маленький козлёнок.Ох, как короб мой тяжёл,
Много я, медведь, прошёл.
Сяду, сяду на пенёк,
Съем горячий пирожок.
– Звучит гудок поезда. Молодцы! Но наша стоянка заканчивается, и мы отправляемся дальше.
Следующая станция «Праздничная». Сейчас мы немного отдохнём! Отдыхать мы любим все, но лучше всего это делать в праздники. А знаете ли вы их? Проверим. Совместите, пожалуйста, названия праздников и их даты.
12 декабря 23 февраля 1 января 9 мая 12 июня 4 ноября 8 марта 1 мая |
День Победы Новый год День защитников Отечества День Конституции Праздник Весны и Труда Международный женский день День народного единства День независимости России |
– Справились с этим заданием, и гудок паровоза зовёт нас в путь.
Станция «Гражданская»
– Мы только во 2 классе, но уже настоящие граждане своей Родины и, как настоящие граждане, должны знать о своей стране все. На доску вывешивается филворд. Найдите в этом филворде слова, которые можно отнести к любому государству, это его символы. Каждое найденное слово вывешивается на доске.
К | Ф | Л | |||
О | Н | С | Т | И | А |
Т | Т | Г | |||
Г | О | У | |||
Е | Л | Ц | |||
Р | И | И | М | ||
Б | Ц | Я | Н | ||
А |
Дети находят слова и объясняют их значение. Гимн, герб, флаг, столица, конституция.
Команды получают задания.
- Задание 1 команде: из цветных полосок бумаги собрать Российский флаг.
- Задание 2 команде: составить из пазлов Российский герб.
– Ребята подготовили рассказы о гербе и флаге России.
– Кроме этих символов у нашей страны есть свой гимн.
– Что такое гимн страны?
– Кто авторы гимна России?
– Как нужно слушать гимн страны?
– Слушаем гимн Российской Федерации.
– Мы нашли слово «Конституция».
– Что это значит?
– Главное, что мы должны знать из нашей Конституции это наши права и обязанности. Сейчас одна команда напишет наши основные права, а вторая наши главные обязанности.
Права: Обязанности:
на
жизнь;
защищать Родину;
на
отдых;
соблюдать законы;
на
образование;
охранять
природу
на
помощь;
платить налоги
на защиту чести и достоинства
– Конституция это не только права и обязанности, но и наше правительство.
Задание «Вопрос-ответ». Командам по очереди будут заданы вопросы.
– Кто является главой нашего государства?
– Кто сейчас действующий президент РФ?
– Какое событие состоялось 2 марта?
– Кто был избран президентом РФ?
– В каждой стране есть столица. Как называется
столица нашей страны?
– А знаете ли вы, что наш город был столицей
нашего государства?
– А то, что наш город старше Москвы?
– Чтобы об этом поговорить, отправляемся дальше.
Станция «Ярославль»
– Вот мы и прибыли на конечную станцию нашего
путешествия – в наш родной город Ярославль.
– К какой праздничной дате готовится наш город?
– Почему мы должны знать историю Ярославля?
– К игре ребята подготовили сочинения о городе. Давайте их послушаем.
Задание «Вопрос-ответ»
– Как связан Ярославль и космос?
– Почему наш город называется родиной русского
театра?
– Музей, какого поэта находится в Карабихе?
– Какой русский святой – покровитель учения
родился на Ярославской земле?
– Наш город, как и многие другие, имеет свой флаг
и герб.
– Кто изображён на гербе города Ярославля?
Почему?
– Почему наш город носит такое название?
– Назовите города Ярославской области.
Посмотрите на их гербы. Что вы заметили?
– Наше путешествие подошло к концу. Мы просим жюри объявить результаты. Мы побывали в прошлом нашей страны и нашего города, поговорили о символах государства, подвели итоги нашей работы по изучению своей страны. Мы всё время говорили о том, что вы – маленькие граждане огромной страны России. Что мы можем для неё сделать? Я думаю, что вы научитесь уважать свою страну, уважать и ценить окружающих нас людей, любить место, где родились и живём. Вы – будущее России. А теперь послушаем, с чего же начинается Родина? Звучит песня «С чего начинается Родина?»