Цикл игр-занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Дети младшего дошкольного возраста постепенно “открывают” для себя явления и объекты окружающего мира. К трём годам основанная база данных о мире уже создана. Ребёнок стремится устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. Один из главных вопросов в этом возрасте “почему?”. Преобладает потребность запомнить, как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. Но на этом этапе дети ещё не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность. Поэтому они в большинстве случаев не понимают объяснение взрослых и стремятся установить все связи самостоятельно. Большую роль в этом направлении играет поисково -экспериментальная деятельность младших дошкольников, протекающая в форме опытов и наблюдений.

Представленный цикл игр-занятий направлен на развитие поисково -познавательной деятельности детей трех-четырех лет и предлагает решение следующих задач:

  • Создавать условия для формирования у младших дошкольников познавательной активности;
  • Способствовать ознакомлению детей с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно - следственными связями, действующими в мире;
  • Обеспечивать включение ребёнка в диалог со взрослым, со сверстниками;
  • Приобщать детей к совместным играм, учить действовать в общем ритме, темпе, направлении.

Игры – занятия включают:

  • Игры с водой: наблюдения и опыты, способствующие накоплению у детей представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная бесцветная;
  • Игровое моделирование: игры-хороводы, подвижные игры, стимулирующие развитие творческого воображения и формирующие образцы положительного взаимодействия людей друг с другом;

В ходе занятий дети с большим интересом наблюдают за опытами, организованными воспитателем, и сами активно включаются в экспериментальную деятельность. При этом каждый ребёнок проходит собственный путь познания и делает для себя свое “открытие”. Их выводы являются подтверждением. “Сквозь водичку всё видно”, “ Она, как стекло”, “Вода умеет разговаривать”, “Водичка превращается в льдинку”. Такие и многие другие обобщения делают трёх летние дети на основе наблюдений. Они с удовольствием вступают в игровое моделирование, проявляя признаки творческого воображения и навыки игрового общения (“держат правила игры”). Дети быстро запоминают стихотворные игры, что способствует развитию памяти и слухового внимания.

Игры – занятия помогают поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

“Живая водичка”

Цель:

  • способствовать развитию у детей представления о свойствах воды, как жидкости;
  • подвести к пониманию того, что вода состоит из капелек;
  • развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, капля, переливаться,
  • воспитывать аккуратность в работе с водой.

Материал:

  • два прозрачных сосуда, один их которых наполнен водой;
  • два - три обруча.

Ход занятия:

Воспитатель демонстрирует детям две прозрачных емкости, в одной из которых налита вода

- Что в баночке? (вода).

  • Как вы думаете, что она умеет делать? (ответы детей: вода льется, её можно перелить из одной баночки в другую.)

Фото 1

Воспитатель предлагает ребёнку перелить воду из сосуда в сосуд, при этом обращает внимания детей, что в баночке отсталость немного воды (капелька). Один из детей переворачивает сосуд, и все наблюдают, за падением капельки.

- Как вы думаете, сколько капелек сейчас живет баночке? (ответы детей). Проводится игровое упражнение “Подари капельку”. Один из детей проходит с ванночкой, наполненной водой перед детьми и каждый ребёнок помещает по капельке воды себе на ладонь. Дети наблюдают за капелькой, сравнивают её с капельками товарищей.

Фото 2

В заключении проводиться игра-моделирование “Капельки”. Дети располагаются внутри обруча или круга, равномерно занимая все пространство. Произносят текст четверостишия, выполняют движения руками в такт словам.

Мы капельки водички,
Мы капли невелички.
Когда нас выливают,
Мы дружно вытекаем.

Дети, выстраиваясь друг за другом, перемещаются в другой обруч и распределяются равномерно. Игра повторяется два-три раза.

“Разная водичка”

Цель: дать представление детям о том, что вода не имеет своей формы.

Материал: три ёмкости для воды разного размера; три обруча разного размера.

Ход занятия:

Перед детьми на столе три банки разной ёмкости. Водой наполнена самая маленькая банка.

Фото 3

- Какие по размеру банки? (большая, поменьше, маленькая).

- В какой банке налита вода? (в маленькой).

- Что можно о ней сказать? (она полная).

- Что можно сказать о других банках? (они пустые).

- Много или мало воды в банке? (много, она ведь полная).

Воспитатель предлагает ребенку перелить воду из маленькой банки в среднюю.

- Что вы видите? (в средней банке воды мало, она приняла другую форму.) Аналогично проводится опыт с третьим сосудом.

- Как расположена вода?

- Какую она приняла форму?

Дети предлагают свои ответы.

Затем проводится подвижная игра “Разная водичка”. На полу вычерчиваются разные геометрические фигуры. Воспитатель объясняет детям, что они капельки воды, и будут переливаться из сосуда в сосуд, предложенный в закличке игры. Дети располагаются внутри любой фигуры, не выходя за контур. При знакомстве с правилами игры дети могут вставать хаотично, при повторе дети держатся за руки, образуя контур той или иной фигуры. Ребенок, оторвавшийся от общей цепи, либо вышедший за контур выбывает из игры.

Вот вода - вода загадка.
Она играет с нами в прятки.
Из банки в банку выбегает,
И ни капли не теряет,
Но другую форму принимает.
Ты беги, беги старайся
И ничуть не проливайся.
Раз, два три в большую банку пробеги.

“Вода невидимка”

Цель:

  • подвести детей к пониманию того, что вода не имеет своего цвета;
  • создание условий для развития у детей наблюдательности, познавательного интереса, расширение кругозора.

Материал:

  • сосуды с водой;
  • гуашь для закрашивания воды;
  • металлические предметы, детали.

Ход занятий: перед детьми банка с чистой водой.

- Можно ли что - нибуть спрятать в воде? (ответы детей).

Дети экспериментируют, опускают разные предметы вводу и выясняют: чистая вода прозрачна в ней нечего нельзя спрятать.

Фото 4

Воспитатель предлагает при помощи гуаши закрасить воду. После этого проводиться игровое упражнение “Что спрятала Водичка”. Один из детей поочередно опускает разные предметы в воду, остальные определяют, что там спрятано.

Подвижная игра “Вода невидимка”. Выбирается один водящий, которому завязывают глаза, либо он отворачивается от детей. Назначается одна “Рыбка” которая находится в центре круга.

Рыбка весело плескалась в тёпленькой воде,
А мы воду замутили, рыбку спрятать захотели.