Цели:
- закрепить понятие об имени существительном и имени прилагательном;
- развивать речь детей, обогащать словарный запас;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь к русскому языку, уважение к традициям русского народа;
- воспитывать культуру общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других;
- расширить представления детей о традиционных блюдах русской кухни, их пользе для здоровья;
- формировать представление о связи рациона питания и образа жизни;
- расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;
- сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
Учитель: У нас сегодня урок русского языка. Не совсем обычный, так как нам предстоит с вами не только закрепить наши знания об имени существительном и прилагательном, но и поговорить о правильном питании. А начнём мы наш урок традиционно с минутки чистописания.
3. Чистописание. Закрепление знаний об имени существительном
На доске записаны слова.
Овёс, пшеница, рис, каша, ячмень, просо, кукуруза. |
Учитель: Прочитайте слова, найдите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Эта буква находится в слове, которое состоит из двух слогов. а в слове состоящем из 3х слогов её сразу две. Эта буква обозначает согласный, глухой, парный, твёрдый звук. (Буква Кк)
– А может ли эта буква обозначать мягкий звук. В каких случаях? (Ке, ки, кё, кя, кю, кь)
– Какое слово будет лишним из тех слов, которые записаны? (Каша)
– Как можно назвать одним словом остальные слова? (Злаковые растения)
– Злаковые растения относятся к дикорастущим растениям или к культурным? (Культурные)
– Почему? (Возделывает человек)
– На какой вопрос отвечают эти слова? (На вопрос что?)
– Что обозначают? (Обозначают неодушевлённые предметы)
– Как называются такие слова? (Имена существительные)
– На какие группы можно разделить данные сущесвительные? (Существительные женского, мужского рода и среднего рода)
– Запишите существительные и обозначьте род.
4. Работа над определением одушевлённых и неодушевлённых существительных. Работа с предложением. Постановка задач
– Какое слово мы с вами не записали? (Каша)
– Какая связь между словами каша и злаковыми растениями?
(Из злаковых растений получают крупы, из которой затем готовят каши.)
– Прочитайте слова. (Каша, кашица, кашевар, кашеварить, кашеед, кашный.)
– Как называется данная группа слов? Почему? (Родственные слова. У них общий корень и они близки по смыслу.)
– Как вы понимаете смысл слов кашевар, кашеед?
– Выпишите только имена существительные?
– На какие две группы можно разделить эти существительные? (Одушевлённые и неодушевлённые)
– Придумайте предложения, используя данные слова.
– Посмотрите, какое предложение придумала я. Варит кашу кашевар для Васи.
– Запишите его, подчеркните главные члены предложения. Найдите в предложении существительное одушевлённое, собственное. (Вася)
– Как они пишутся? (С большой буквы.)
Сегодня вам предлагают поговорить об этом блюде ваши знакомые Зелибоба, Кубик, Бусинка и тётя Нина.
Каша всегда была любима на Руси, ведь она очень вкусна и полезна. Мы узнаем, какие каши бывают, из чего варят каши, как сделать кашу вкусной.
5. Из истории каши. Работа с фразеологическими оборотами
– Знаете ли вы, что каша не только одно из самых полезных блюд, но и самых старинных? Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже девять тысяч лет. Рисовую кашу – пять тысяч лет, гречневую – четыре тысячи лет.
Каша – исконно русское блюдо. Кашу подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово “каша” означало тоже, что и “пир”. Великий царь Пётр Первый, несмотря на страсть ко всему европейскому, особенно любил ячневую кашу.
Специальные каши варили в честь любого знаменательного события.
Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств.
При рождении ребенка варилась “бабина каша” – крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагам сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: “С ним каши не сваришь”.
Кроме этого выражения в русском языке существует много устойчивых выражений, смысл которых попробуйте определить.
Сапоги каши просят Во рту каша В голове каша Мало каши ел Заварил кашу Расхлёбывать кашу |
распутывать сложное дело рваная обувь затевать хлопотное, сложное дело у кого-либо нет ясности в понимании о человеке слабом говорит непонятно |
– А кто из вас пробовал берёзовой каши? Что обозначает это выражение? (Наказать розгами, выпороть, высечь)
– Я, вместе с Зелибобой и его друзьями и вам советую, каждый день есть кашу на завтрак. Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим организмом.
Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.
5. Физкультминутка
Кашка-малашка
Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой помешиваем)
Если добавить стакан молока. (“наливаем молоко”)
Сахар и соль мы щепоткой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы деткам даем. (дающее движение рук)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить кувшин молока. (“держим кувшин двумя руками”)
Сахар и соль мы ложкой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы мамам даем. (дающее движение рук)
(Низким голосом)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить ведро молока. (“с трудом наливаем”)
Сахар и соль мы горстями кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы папам даем (дающее движение рук)
6. Закрепление знаний о прилагательных
Рассказ учителя о том, из чего варят каши.
– А из чего варятся каши? (Из крупы)
– Из каких растений получают крупы? (Ответы детей.)
Сейчас давайте посмотрим, из какой крупы варят кашу? (На столе у каждого ребёнка цветная таблица.) Работа с таблицей.
Растения | Зерно, крупа | Каша |
пшеница | манная | манная |
пшеничная | пшеничная | |
просо | пшено | пшённая |
овёс | овсяные хлопья | овсяная |
геркулес | геркулесовая | |
гречиха | гречка | гречневая |
ячмень | ячневая | ячневая |
перловая | перловая |
– А теперь посмотрите, какие слова записаны.
– На какой вопрос они отвечают?
– Что обозначают все эти прилагательные?
– К какой части речи относятся?
– А сейчас давайте подберем имена прилагательные, чтобы похвалить кашу. (Ответы учеников.)
– Посмотрите, какие я подобрала имена прилагательные
Какая? Вкусная, сладкая, горячая, полезная, любимая, молочная.
– К какому слову относятся все перечисленные нами прилагательные?
(К слову каша.)
– Запишите прилагательные сладкая и молочная и подчеркните опасные места.
7.
Как сделать кашу вкусной?– Сегодня мы узнаем как сделать кашу вкусной. Первый совет вам даст сам русский полководец, генералиссимус А.В.Суворов.
Однажды в одном из военных походов Суворову доложили, что остались небольшие запасы ячменя, проса, гороха. Если приготовить кашу из одного вида крупы, то на всех не хватит. Тогда Суворов приказал смешать и крупы, и горох и сварить еду для всех. Солдатам суворовская каша пришлась по вкусу. Так великий полководец внес свой вклад в развитие кулинарии. Современная наука о питании подтвердила, что каша из смеси круп вкуснее и полезнее, чем из одной.
Второй совет вам решили дать Зелибоба, тётя Нина
В кашу ещё можно добавить ягоды, фрукты, изюм, варенье. А кто не любит сладкие каши -может положить орешки.
8. Домашнее задание
Теперь вам осталось только сварить кашу и сделать её вкусной, воспользовшись советами Зелибобы и его друзей. Вот вам типовой рецепт каши. Дома вы прочитаете его и дополните текст прилагательными, а также найдёте в словаре значение слов полба и мюсли.
1. Дополни рецепт каши прилагательными.
Рецепт………..…. ……… каши.
- Взять 4 горсти.…. ………… крупы. Промыть её в………. ……… воде.
- Налить в…...…………….…кастрюлю воды или молока. Поставить на ………………….. огонь. Добавить соль и сахар по вкусу.
- После того, как вода или молоко закипит, засыпать в кастрюлю крупу.
- Варить на …………………… огне, помешивая …………..……… ложкой, до полного приготовления каши.
- В кашу можно добавить…… ………… фрукты, ………………… варенье или ………….……… орехи.
2. Найди в словаре и запиши значение слов:
Полба___________________________________________________________
Мюсли – ________________________________________________________
8. Подведение итогов
Учитель: Подведём итог нашей работе.
- Чем занимались на уроке?
- Что повторили?
- Что нового узнали?
- Что полезного вынесли для себя.
Выслушиваются ответы детей.
9. Заключительное слово учителя. Оценка учащимися пользы и важности урока
Учитель: Надеюсь, что с этого дня вы с удовольствием будете есть кашу дома и в школе. Пусть напутствием вам станут следующие слова.
Чтобы стать весёлым, смелым,
Сильным, ловким и умелым
И с утра чтоб не лениться,
Нужно кашей подкрепиться.
Кашу вкусную с утра
Кушай вволю детвора.
– Если урок понравился, прикрепите на рисунок тарелки с кашей всё то, что делает её вкусной: ягодки, орешки, фрукты. (Рисунки с кашами висят на доске.)
Спасибо!
(См. Приложение 1)