Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление следует развивать в определенные природой сроки. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому при подготовке детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу и синтезу. Именно эти умения и относятся к целевым в пропедевтическом курсе Горячева А.В. “Информатика в играх и задачах”
Цель курса - дать ученикам фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основная задача – научить проведению анализа действительности для построения информационно-логических моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Данный курс для учащихся предлагается по выбору и не является обязательным. Однако важным звеном в процессе обучения является контроль знаний. Программой предусмотрены контрольные работы: тематические и итоговые, но они предлагаются в традиционной форме (прочитать, подумать, решить). Из опыта мы знаем, что если детям предлагать что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Именно этот факт натолкнул нас на мысль применить игру в виде итоговой контрольной работы для учащихся 1 и 2 классов.
Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживать, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. Кроме этого – игра одно из самых сильных средств в руках педагога. Именно в игре развиваются разные стороны личности ребёнка. Также в игре ребёнок может освоить мало интересные, но очень необходимые в современном обществе правила этикета.
Цель игры: итоговая проверка знаний учащихся.
Правила и игровые действия:
- На игровом поле 5 звёздочек, которые различаются цветом и количеством баллов.
- Каждая из команд выбирает одно из заданий, которое выполняют учащиеся 1 и 2-х классов одновременно.
- В зависимости от полноты ответа жюри может варьировать количество заработанных баллов командами.
- Выигрывает та команда, которая наберёт больше баллов.
1. Тема игры, определение ключевого слова по первым буквам изображенных предметов.
Что такое еда? ЕДА – это то, без чего человек не может жить.
2. Выбираем задание.
10 баллов. Задание: “Вычеркни лишний предмет”
Назначение ложки
ЛОЖКА может быть деревянной, оловянной, стальной, алюминиевой, серебряной и даже золотой. Назначение у нее простое – донести до рта жидкую пищу, которую не взять ни рукой, ни вилкой. Кроме того, большой ложкой раскладывают пищу с общего блюда по тарелкам, а маленькой чайной ложечкой размешивают сахар в чашке и отжимают сок из лимонной дольки. Держат ее обычно в правой руке, но подносят не “носиком”, а боковой стороной. Ложкой не звенят, (даже если она – в стакане с подстаканником!) и не стучат (даже если очень хочется есть!). Ложкой не стараются зачерпнуть сразу весь суп из тарелки – все равно не получится. А во время чаепития не стоит закрывать глаз, в который нацелена ручка чайной ложечки. Лучше просто вынуть и положить ее на блюдце.
Сырная церемония
СЫР хорош и на будничном, и на праздничном столе. Но если к завтраку можно приготовить обыкновенные бутерброды или посыпать тертым сыром макароны, то на праздничном столе сыр - самостоятельное блюдо.
Сыры подают на специальном подносе, три-четыре сорта в больших кусках (резать не нужно). Здесь должен быть нож. Вот примерный сценарий “сырной церемонии”: отрезанный на подносе сыр нужно перенести на свою тарелку, отломить кусочек хлеба, намазать маслом и положить на него кусок сыра (отрезанный уже собственным ножом на собственной тарелке) и со вкусом съесть.
20 баллов. Задание: “Назови предмет”
РЫБА – “трудное” блюдо.
К рыбным блюдам подают особый нож - тупой, больше похожий на лопаточку. С его помощью отделяют косточки, а вилкой рыбу отправляют в рот. Если рыбья кость все же попадет в рот, ее аккуратно сплевывают на вилку, а затем тоже кладут на край тарелки или на специальную маленькую тарелочку. Если рыбного ножа нет, можно воспользоваться двумя вилками.
30 баллов. Задание: “Сварить борщ и компот”
Что вам понадобится? Назовите каждое множество и его предметы. Проведите стрелочки к нужным кастрюлям.
КОМПОТ - как управиться с ним за столом?
Его едят ложечкой – фрукты и ягоды вместе с жидкостью (пить компот из чашки – ошибка!). Косточки сплевывают в ложку и кладут на блюдце
40 баллов. Задание: “Уравняй множества”
ФРУКТЫ вкусны, полезны и красивы. Они обязательно бывают на праздничном столе. Едят свежие фрукты с помощью специальных фруктовых ножей. В одном из фильмов о знаменитом детективе Эркюле Пуаро кто-то из персонажей заявил, что манго - фрукт абсолютно несъедобный. На самом деле он просто не умел его есть. Пуаро и здесь не ударил лицом в грязь и научил всех расправляться с “коварным фруктом”. Ему понадобилась для этого, кроме ножа, большая ложка, которой он отделил косточку от мякоти. Но это – “высший пилотаж”.
Если вы не на дипломатическом приеме и специальные приборы для фруктов не поданы – берите их в руки и ешьте. По возможности аккуратно.
50 баллов. Задание: “Составь меню”
ТОРТ – лакомство, любимое многими. Мягкий торт или пирожное едят ложкой или вилкой, сухой лучше взять в руки. Откусываем маленькими кусочками и следим за тем, чтобы на губах и в уголках рта не оставались крем и крошки. Салфетка, вовремя приложенная к губам, поможет не оставить жирных следов на краю чашки.
“Положив глаз” на самую большую розу из крема, вспомните о соседях по столу. И обязательно соразмерьте желание съесть именно этот кусочек с возможностями вашего организма.