Цель темы: Создать условия для систематизации материала, определения достигнутого уровня познавательной самостоятельности школьников.
Цели урока:
Образовательная. Повторить и систематизировать знания и умения учащихся по теме “сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел”, определить уровень усвоения знаний по данной теме, провести контроль и коррекцию уровня сформированности умений и навыков.
Развивающая: Развивать умение распознавать объекты, объяснять и обосновывать решение, выполнять упражнения на основе частичной перестройки известных способов решения.
Воспитательная: Способствовать воспитанию воли и настойчивости при выполнении творческих заданий, адекватной самооценки школьников.
План урока:
- Организация начала занятий.
- Актуализация опорных знаний.
- Усвоение знаний и способов действий. Первичное закрепление знаний и способов действий на трех уровнях. Контроль и самопроверка усвоения знаний и способов действий и коррекция знаний.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
- Информация о домашнем задании.
Ученики записывают число и тему урока в тетрадь. Формулируют цель урока.
2 этап. Актуализация опорных знаний1. Устная работа:
На доске записаны примеры на сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
а) выполните действия:
12,8+(- 7,6) | 2,6+(-7,3) | - 0,8 +(-3,9) |
- 2,4 + 5,6 | 1,8 + (-0,8) | 5 - 17 |
- 6 – (- 1 ) | 10 – (- 1,2) | - 5,2 – 1,8 |
б) найдите значение выражения:
- 5 +12 +8 – 6 + 3 – 1 - 6,2 + 3,4 + 6,1 – 3,4
в) решите задачу:
От одной и той же платформы в противоположных направлениях отошли два электропоезда. Скорость одного 70 км/ч, а другого 80 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 300 км?
Скорость лодки по течению реки 10,8 км/ч, а скорость течения реки 4,1 км/ч. Найдите собственную скорость лодки и скорость против течения реки.
2. Работа по карточкам:
Каждый ученик получает табличку. По команде учителя ученики ставят по одной точке в каждом ряду таблицы. После этого соседи по парте обмениваются табличками и выполняют действия сложения над числами против точек и записывают ответ в клетке с точкой.
Через 2–3 минуты возвращают карточки обратно соседу, проверяют вычисления друг друга и ставят оценку (взаимоконтроль).
- 4 |
-3 |
- 2 |
- 1 |
0 |
5 |
8 |
12 |
25 |
|
5 |
· |
||||||||
9 |
· |
||||||||
13 |
· |
||||||||
0 |
· |
||||||||
-23 |
· |
||||||||
-11 |
· |
||||||||
-16 |
· |
1 задание. Учащиеся выполняют в тетрадях примеры, записанные на карточке № 1, затем проверяют сами с доски.
Карточка №1
Найдите значение выражения:
а) 71,62 + (- 59,75) + 34,9 + (- 6,8 )
б) 4,72 + ( -5,7 ) + (- 308,6 ) + 19,1 + (-120,12 ) + 3,28
Решите уравнения:
8,5 + х = - 2,4 3,8 + у = - 2,7 -3 + у = - 7
2 задание. “Знаешь ли ты…”
1. Знаете ли вы, что самой крупной кошкой является амурский тигр? Узнайте массу тигра (в килограммах). Запишите в свободные клетки таблицы такие числа, чтобы квадрат стал магическим по сложению. Найдите сумму этих четырех чисел и увеличьте ее в 5 раз. Это и будет масса уссурийского тигра (в кг).
В конце 30-х годов осталось всего около 30 уссурийских тигров. Был введен запрет на их отлов. В настоящее время в Уссурийской тайге около 300 тигров. Периодически ведется тигровая перепись.
- 6 |
7 |
0 |
6 |
|
11 |
- 1 |
5 |
-7 |
|
-2 |
16 |
4 |
- 8 |
|
3 |
- 4 |
9 |
- 3 |
|
15 |
- 5 |
8 |
1 |
14 |
2. Знаете ли вы, что льва называют “царем зверей”?
Хотя льва называют “царем зверей”, он значительно меньше уссурийского тигра. Узнайте длину тела льва в метрах.
Лев – очень сильный и мощный зверь, одним ударом лапы он может свалить с ног быка. На домашний скот, а тем более на человека львы нападают очень редко.
В охоте льву помогает его хвост. Подкравшись к зебре или антилопе, лев прыгает, но пока он летит по воздуху, добыча может переместиться, и лев промахнется. Вот здесь то льву помогает хвост. Изогнув его в ту или иную сторону, лев изменяет направление полета и настигает жертву.
Узнайте длину хвоста льва (в сантиметрах).
4 этап. Подводятся итоги урокаРефлексия.
Ученики оценивают свою работу. Те, у кого остались неразрешенные на уроке проблемы, приглашаются на индивидуальную консультацию.