Проектирование модели гражданского образования в условиях общеобразовательной школы

Разделы: Администрирование школы


Последние десятилетия XX и начало XXI века для России – это время формирования гражданского общества и правового государства, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.  Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования как к системе образования, так и к системе воспитания подрастающего поколения. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, его социализация в обществе и адаптация к существующим условиям общества являются важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса.

Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, семьи рассматривается как одно из основных направлений государственной образовательной политики.

В настоящее время гражданское образование находится в стадии становления, которая включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики учащихся.

Главной целью гражданского образования является формирование гражданина, разделяющего демократические ценности, обладающего высоким уровнем мировоззренческой, правовой, экономической и политической культуры. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественной жизни школы, микросоциума.

Реализация государственной политики в области гражданского образования является актуальной задачей для каждого образовательного учреждения. Необходимость выполнения этой задачи предполагает создание модели гражданского образования, организацию системной деятельности по повышению качества, эффективности гражданского образования.

Определение задач повышения эффективности и качества гражданского образования как приоритетов национальной образовательной политики не является чем-то уникальным.

Гражданское образование, политическое образование или образование для демократии является сегодня важным направлением развития образования во многих государствах мира и активно поддерживается международными организациями. В частности, гражданское образование провозглашено общей целью образовательных реформ в Европе.

В России сегодня отсутствует система непрерывного гражданского образования детей и взрослых, не сформирован комплекс ресурсного, нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы гражданского образования. Не определены концепция, стандарты, отсутствует единство в отношении ценностных оснований гражданского образования.

Образовательный процесс в массовой практике не ориентирован на получение обучающимися опыта практической жизни в качестве сознательных и активных граждан демократического общества.

Система гражданского образования в Российской Федерации должна предусматривать деятельность образовательных учреждений всех типов и видов, массовую работу, организуемую и осуществляемую различными государственными структурами и неправительственными организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем гражданского образования, на формирование гражданственности.

Разработка и реализация мер по формированию системы гражданского образования является комплексной задачей, что обусловило создание Центром гражданского образования региональной общественной организации «Человек и Закон» и муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Йошкар-Олы» Программы проектирования модели гражданского образования «Школа Личности» © в условиях общеобразовательной школы на 2008-2011 годы.

Цель программы – создание условий и механизмов реализации модели непрерывного гражданского образования педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих основных задач:

  • формирование нормативно-правового, теоретического и организационно-методического обеспечения модели гражданского образования в образовательном учреждении;
  • реализация модели гражданского образования «Школа Личности» © в образовательном учреждении;
  • организация взаимодействия соответствующих государственных, муниципальных и общественных структур в области гражданского образования.

Модель гражданского образования «Школа Личности» © представляет собой интеграцию существующих моделей и подходов в гражданском образовании и нацелена на формирование школьного образовательного пространства как пространства приобретения опыта гражданского поведения всех участников образовательного процесса.

Основные компоненты модели «Школа Личности» ©:

Предметный

Передача определенных знаний и развитие гражданских умений в ходе изучения обществоведческих дисциплин.

Межпредметный

Осуществление гражданского образования, приобретение знаний, умений, способов деятельности, а также демократических ценностных ориентаций на всех без исключения предметах.

Деятельностный

Переход от передачи знаний к освоению знаний и применению их на практике, высокая мотивация обучения, личностно-ориентированное образование.

Проектный

Разработка и осуществление социальных проектов, направленных на выявление, анализ и решение той или иной общественной проблемы. Приобретение социальных компетенций.

Институциональный

Создание демократической обстановки в школе, формирование правового пространства, органов школьного самоуправления и соуправления школой.

Партнерский

Организация взаимодействия с государственными и негосударственными организациями по вопросам гражданского образования.

Основные принципы проектирования модели гражданского образования «Школа Личности» ©:

  • принцип гуманизации означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
  • принцип развития основывается на взаимосвязи социального и индивидуального развития. Оно обеспечивает согласование развития общества и личности.
  • принцип уважения индивидуальности личности: если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.
  • принцип коллективной деятельности: личность должна уметь согласовываться с другими. В правильно организованной коллективной деятельности формируется чувство ответственности за порученное дело, его качество; реализуются лидерские качества, умение подчиняться другим.
  • принцип разумной требовательности основывается на развитии правового самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.
  • принцип возрастного подхода: каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия.
  • принцип стимулирования самовоспитания: каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.
  • принцип связи с реальной жизнью: дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами района, города, республики, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо.
  • принцип согласования: все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей, формирования толерантного отношения к другим людям.

Модель выпускника «Школа Личности» ©:

Выпускник, обладающий ценностями:

  • гуманность, уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства,
  • уважение институтов гражданского общества, уважение норм и правил современной демократии,
  • справедливость, равенство людей перед законом, общественное благо,
  • уважение национальных традиций и культур, уважение общечеловеческих ценностей,
  • политическое многообразие, патриотизм, готовность к разумному компромиссу, толерантность,
  • правдивость, самоопределение личности,
  • и имеющий собственную гражданскую позицию.

Выпускник, имеющий

  • правовые, политические, психолого-педагогические знания;
  • основы этики, основы знаний о социальной сфере общества,
  • знание культурных и исторических достижений народов Республики Марий Эл, России и мировой цивилизации
  • и обладающий на их основе гражданской компетенцией.

Выпускник, умеющий

  • получать информацию, используя возможно полный спектр источников, анализировать информацию, критически оценивать ее;
  • понимать социальные проблемы, формулировать рационально обоснованное мнение по существу этих проблем и явлений, принимать обоснованные решения;
  • реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности, брать на себя ответственность
  • устанавливать конструктивные отношения с людьми, работать в группе, выражать и отстаивать свое мнение, слушать другого человека, определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки, иметь навыки толерантного поведения,
  • использовать механизмы защиты прав человека на местном, государственном и международном уровнях
  • и реализующий гражданскую позитивную деятельность.

Эффективность работы по гражданскому образованию достигается при следующих условиях:

  • модель гражданского образования «Школа Личности» © четко структурирована;
  • обозначены основные элементы и параметры его содержания;
  • согласованы на основе единых теоретических и методологических положений общие принципы реализации и подходы к методике гражданского образования;
  • определены единый знаниевый компонент и перечень основных умений, навыков, формирующихся у обучающихся;
  • задействованы все участники образовательного процесса, активно используются возможности социума;
  • в процессе достижения целей гражданского образования, формирования качеств гражданина демократического общества не используются авторитарные способы;
  • гражданское образование не навязано педагогу, администратору, образовательному учреждению «сверху», педагоги имеют личностную мотивацию к занятиям этой деятельностью, обладают выраженной гражданской позицией.