Цель: создать условия для
- погружения учащихся 9, 11-х классов в современные проблемы развития российского общества;
- социализации старшеклассников на этапе вступления в самостоятельную взрослую жизнь;
- формирования гражданских качеств социально активного россиянина, осознания своей роли в жизни общества.
Понятия, идеи: диспут, дискуссия, премьер-министр, интерактивное общение, экономический кризис, социальные последствия, внешнеполитическая стратегия, патриотизм, оратор, лидер, имидж
Оборудование:
- интерактивный комплекс (интерактивная доска, проектор, компьютер);
- стенограмма телеэфира встречи В.Путина с россиянами по ТV «Россия» в интерактивном режиме;
- материалы российской и зарубежной прессы, сети Интернет об ответах В. Путина на вопросы россиян 04.12.2008 г.;
- мультимедийная презентация (авторская) с фрагментами телеэфира от 04.12.2008 г. и вопросами диспута;
- вопросы диспута (для предварительного изучения телеинтервью);
- материалы телеэфира «Разговор с В. Путиным» 04.12.2008 г.
Тип занятия: изучение нового материала;
Оргформа занятия: школьный диспут
Комментарий: аудитория учащихся делится на 2 возрастные группы (9 и 11-х классов). Первая группа, используя материалы телеэфира, примеры, подтверждающие утверждения В. Путина отстаивает сторону премьер - министра, вторая группа- оппонирует, конструктивно определяя свои точки зрения.
В случае присутствия гостей на занятие – они вовлекаются в качестве рефери, сторонников групп
Диспут (от латинского disputale - рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы, прямо и открыто опровергать ложные взгляды.
Разновидности совета-диспута - дискуссия, круглый стол, философский стол и т. п. Все эти формы представляют собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.
Предмет диспута - проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.
Законы диспута:
- свободный обмен мнениями;
- равенство в споре, уважение к оппоненту;
- ответственность за слово;
- логика, доказательность и аргументированность высказываний;
- есть мнение – выскажи, поделись и ты обретёшь друга или узнаешь соперника
Правила корректности:
- обозначение проблемы;
- изложение 1-й точки зрения;
- изложение противоположной точки зрения (2-й);
- вопросы сторонников 1-й точки зрения;
- ответы на них;
- вопросы сторонников 2-й точки зрения;
- ответы на них;
- заключение рефери (если консенсус не достигнут)
Ход диспута
1. Оргмомент.
- Видеоряд. Фрагмент начала программы «Вести» телеканала «Россия» (приветствие дикторов, анонс события, начало выступления В.В. Путина)
- Определение целей диспута, основных направлений и групп проблем (приоритетов)
- Условное деление на сторонников и оппонентов
2. Погружение в диспут
- В связи с чем 04.12.2008 г. В.В. Путин в прямом эфире отвечал на вопросы россиян?
- Как российские и зарубежные СМИ отнеслись к ответам В.В. Путина?
- На какие группы можно условно поделить те 70 вопросов, ответы на которые мы услышали в эфире?
3. Первая группа вопросов
- Какие главные «болевые точки» обозначило в эфире российское общество? Чем они обусловлены?
- Как видит премьер-министр экономическое настоящее и будущее России?
- Какие социальные последствия кризиса видит В.В. Путин сегодня и завтра?
- Представления о прочности власти в России…
4. Вторая группа вопросов
- Как строится внешнеполитическая стратегия России сегодня?
- Россия сегодня, по мнению председателя Правительства России, мировой лидер, аутсайдер, сторонник каких стратегических действий?
5. Третья группа вопросов
- Какой вопрос телезрителей можно оценить как духовный? В чём патриотизм ответа? Насколько проблема актуальна?
- Личность В.В.Путина: оратора, лидера, гражданина.
- Имидж, компетентность, эрудиция?
6. Определение мнения – форварда, главного резюме диспута
- Сбылись ли ожидания россиян?
- Что осталось «за бортом» ясности?
7. Оценочные рефлексии
- На какие мировоззренческие качества повлияла Ваша интерактивная встреча с В.В. Путиным (в интерактивном общении в прямом эфире, в заочном диспуте, в определении своей позиции со сверстниками)?
- Что дал Вам сегодняшний диспут?
- Какие новые качества Вы обрели?
- Вам было интересно?
Приложение: Вопросы диспута.