Подготовка к игре:
команда от каждого класса по 6 человек, оформить газету о воде, визитную карточку команды, придумать рекламу воде. Формируется жюри из учащихся старших классов.Цели:
- Расширить представления о воде как уникальном веществе на Земле. Затронуть экологические и нравственные проблемы охраны воды.
- Продемонстрировать взаимосвязь предметов естественного цикла (биологии, химии, физики).
- Расширить кругозор учащихся, развивать ассоциативное мышление.
Этапы игры:
- Представление команд
- Вопросы учителя физики
- Реклама о воде
- Объяснение химических опытов.
- Вопросы учителя биологии
- Эксперимент по химии.
- Вопросы учителя химии
- Конкурс капитанов.
- Опытное доказательство физических свойств воды.
Оборудование: кристаллизатор, демонстрационный столик, пипетки, керамическая плитка, химический стакан, спиртовка, спички, тигельные щипцы, предметное стекло, мензурки, колбы различной формы, видеофильм “Рапсодия океана”., презентация по ходу игры (приложение 1).
Реактивы: KMnO4, H2O, Al, I2, K, лакмус, фенолфталеин.
(Включаем видеофильм “Рапсодия океана”) Слайд 1.
Сегодня мы будем говорить о самом обычном веществе вода, но нас удивляют необычные ее свойства. Вода не перестает удивлять физиков, химиков, биологов. Сколько произведений искусств посвящено этой стихии, то милой успокаивающей душу, то грозной, непокорной и приводящей к страшным разрушениям и приносящей непоправимые беды. Слайд 2
Фалес, греческий философ, сказал, что весь окружающий нас мир – это вода, находящаяся в различных состояниях. Сент– Экзюпери воду назвал пугливым божеством. Слайд 3.
Сегодня вы будете в роли биофизикохимиков.
1. Представления команд.
2. Вопросы по физике:
- Есть ли вода на планетах солнечной системы?
3. Реклама воде.
4. Объясните кем выступает вода в следующих опытах: Слайд 12
а) взаимодействие калия с водой;
б) смесь алюминия и йода, на которую действуют каплей воды.
5. Вопросы по биологии:
- Фалес, греческий философ, сказал, что весь окружающий нас мир—это вода находящаяся в различных состояниях. Объясните это высказывание.
6. Определение предложенных образцов воды (дистиллированной, минеральной, дождевой)
Слайд 19Методика определения образцов воды (приложение 2).
7. Вопросы по химии:
- Сколько на свете бывает вод?
- Можно ли получить “сухую воду”? ( Да. Надо к воде добавить тонкого порошка кремния. Вода становиться сухой и сыпучей. Можно пересыпать в пакетики.) Слайд 22
- Может ли вода гореть? ( Да ,в атмосфере свободного фтора) Слайд 23
- В чем преимущества использования хлорированной питьевой воды? В чем недостатки? (Хлорирование воды обеспечивает уверенность в том, что вода не содержит бактерий. В то же время наличие хлора в воде наносит вред здоровью, поскольку хлор может реагировать с органическими веществами с образованием тригалогенметанов, например хлороформа СНСl3, который является канцерогеном) Слайд 24
8. Конкурс капитанов.
Слайд 25Надо вставить пропущенные слова.
* Вода – (первоисточник) всего живого. Фалес Мительский.
* Вода – (чудесный) дар природы. А.С. Пушкин.
* Нельзя сказать о воде, что она необходима для жизни, она сама (жизнь). Ты самое большое (богатство) в мире. Сент Экзюпери.
* Вода – (зеркало) науки. Ф.Аурбах.
* Какое необыкновенное вещество вода—(краса) природы. К. Дывис.
9. При помощи опытов докажите основные физические свойства воды.
(Текучесть, диффузия, принимает форму сосуда и т.д.) Слайд 26
10. Подведение итогов. Слайд 27Конкурс | Число баллов | 10 А | 10 Б | 10 Г |
Представление команд | 2 б | |||
Вопросы по физике | 5б за ответ + 1б за дополнение. | |||
Реклама воде | 5б | |||
Объяснение химических опытов | 5б за каждый опыт | |||
Вопросы по биологии | 5б за ответ + 1б за дополнение. | |||
Эксперимент по химии | 5б за каждый опыт | |||
Конкурс капитанов | 1б за правильное высказывание | |||
Вопросы по химии | 5б за ответ + 1б за дополнение. | |||
Эксперимент по физики | 5б за каждый опыт | |||
Итог |