Цель: становление творческих способностей при работе с содержанием учебного материала.
Задачи:
- Проверить усвоение таблицы умножения и деления на 2,3,4.
- Закреплять умение решать простые задачи на деление и умножение.
- Совершенствовать навыки нахождения периметра.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня у нас не обычный урок математики, а космическое путешествие. Без математики мир не знал бы ни Гагарина, ни Леонова, ни Терешковой. Ведь для того, чтобы создать космический корабль, просчитать траекторию полета нужно уметь хорошо считать и решать задачи, знать таблицу умножения.
Нам предстоит стартовать с планеты Земля, посетить Луну и Марс. А что нам необходимо, чтобы совершить такое путешествие вы сейчас узнаете.
(Дети отгадывают ребусы и читают слова: настойчивость, сообразительность, ум, внимание)
3. Постанова задачи.
Чтобы наше путешествие было интересным, вы должны знать сложение и вычитание чисел в пределах 100, умножение двух, трех, четырех. А также уметь решать простые задачи на деление и умножение.
4. Устный счет.
Начнем с "гимнастики для ума".
-Без чего мы не можем отправиться в космическое путешествие? (Без ракеты)
-Ракеты на доске и у компьютера. А чтобы их получить, нужно правильно решить примеры.
(Дети делятся на 2 группы: первая идет к доске, вторая к компьютеру)
(Рядом со знаком "равно" на доске, а также рядом с компьютером прикрепляется ракета - карточка, состоящая из двух листочков бумаги с клеевым краем)
(См. приложение 1)
-Молодцы, ребята у доски!
(Для работы на компьютере используется тестовое математическое задание из Детской Энциклопедии Кирилла и Мефодия 2005 года)
-А что же нам скажет компьютер? Вы тоже хорошо потрудились и заработали ракеты.
-Все хорошо поработали и даже сделали один виток вокруг Земли.
5. Работа по теме урока.
- Но чтобы лететь дальше, мы сначала должны вычислить маршрут, а для этого потребуется таблица умножения.
- Откройте тетради для самостоятельной работы на чистой странице.
Возьмите ракеты и "откройте" в них "бортовой компьютер". (См. приложение1)
-Кто готов, тот закрывает "компьютер" и поднимает ракету вверх: "Я готов к полету".
-А сейчас мы вычислим нашу траекторию полета по таблице. А называют ее " Таблица Пифагора".
-Знает ли кто-нибудь из вас, кто такой Пифагор?
(Очень кратко рассказывают дети, посетившие по заданию учителя библиотеку)
-Самым знаменитым открытием Пифагора стала "теорема Пифагора", которую вы будете изучать в старших классах. С именем Пифагора вы еще не раз столкнетесь на уроке математики.
-Кто из вас знает какая планета ближе к Земле Марс или Луна?
-А каким цветом нам часто рисуют Луну? (желтым)
- Какие числа в столбце и строке мы будем рассматривать?
(Желтые. Дети проводят линии, соединяющие столбец и строку в таблице Пифагора. Учитель крепит на это место Луну. )
-Вот мы и на Луне.
Пора сделать запись в бортовом журнале. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
-На Луну с нами прилетели ученые, чтобы собрать образцы горных пород. И хотя они геологи, что означает изучающие Землю, им очень интересно будет поработать на Луне.
(Решаем задачу про геологов № 8 стр. 27)
ФИЗМИНУТКА.
6. Повторение изученного.
-На Луне мы уже побывали и даже укрепили там свой флаг. Пора лететь дальше.
-Кто вычислит по таблице Пифагора на доске маршрут корабля до "Красной" планеты?
-В 1962 году американцы подорвали свою ракету, стартовавшую к Венере, так как с некоторым опозданием ученые обнаружили ошибку: был пропущен один знак. Казалось бы, один знак-мелочь, но она могла обернуться катастрофой.
-Как вы думаете, зачем я вам это рассказала?
-Итак, мы успешно долетели до Марса и хотим приземлиться, чтобы оставить там флаг России.
Для этого нам нужна квадратная площадка со стороной 5метров.
-Узнайте ее периметр. Задание выполните самостоятельно в тетрадях.
-Флаг на Марсе установлен, возвращаемся домой.
По дороге включаем радиоприемник и слушаем:
Запись голоса: Всем! Всем! Говорит радиостанция "Инопланетянин". Космический корабль 3 Б класса закончил своё путешествие и отправляется на Землю. Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Удачной Вам посадки. Ждём в гости на планету Юпитер!
-Полетим?
7. Итог урока.
8. Рефлексия.
-Вот вы и вернулись на Землю, а чем обычно встречают космонавтов? (цветами)
На парте у вас по два цветка. На Землю приклейте голубой - если вам было легко на уроке и вы не испытывали затруднений, а желтый - если вам было сложно и требуется доучить таблицу.