Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум».
Цель урока: отработка навыков правописания приставок третьей группы
Задачи:
- Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
- Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
- Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.
Ученики должны:
Знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний
Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.
Оборудование урока: таблица третьей
группы приставок, карточки с текстом для
творческого диктанта, учебный материал на
электронном носителе.
ТСО: компьютер, экран (интерактивная доска).
ХОД УРОКА
I этап. Актуализация знаний
1. Разминка. Мини-тест
Задание: назвать приставки.
- Эта приставка имеет значение «очень».
- Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
- Эта приставка имеет значение неполноты действия.
- Эта приставка имеет значение «пере-».
- Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».
2. Беседа по вопросам:
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем
уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)
– Сколько групп приставок существует в русском
языке? (3 группы)
– Какие это группы приставок? (1 группа
приставок – неизменяемые, 2 группа – приставки,
оканчивающиеся на -з(-с) и третья группа –
приставки ПРЕ- и ПРИ-)
II этап. Целеполагание
Запись темы урока.
III этап. Повторение теоретического материала
1. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».
ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем.
Приставка ПРИ-.
1) Значение «приближения»
Запишите слова, обозначающие приближение:
человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.
2) Значение «присоединения»
Присоедините с помощью верёвки, молотка и
гвоздей, иголки с ниткой.
3) Значение «территориальной близости»
Как называют край при море, канаву при дороге,
огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение неполноты действия
Устная работа: немного поднял, немного хромает,
ненадолго остановился, слегка дотронулся,
ненадолго лёг.
Приставка ПРЕ-.
Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения:
В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка ПРЕ-.
Особа преотважная,
Важная-преважная,
Гордая-прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой
И называли все Премудрой.
Был у неё прелестный пудель.
Прекрасный пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю, друг мой ПРЕ-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи, я спешу».
– О каком значении приставки ПРЕ- говорится в
стихотворении?
– Итак, мы повторили все значения приставок
третьей группы.
2. Речевая ситуация: один из ваших товарищей болен. Как бы вы могли рассказать ему о том, что было на уроке? Составьте устное монологическое высказывание.
3. Трудные случаи написания.
– Скажите, пожалуйста, все ли слова с
приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить?
– В чём сложность написания слов с ПРЕ- И
ПРИ-?
– Назовите такие слова.
IV этап. Закрепление материала
1. Работа с учебником (номера упражнений даны по учебнику русского языка под редакцией М.М.Разумовской, 2006 г.): упр. № 282 (устно)
Определите, какие значения имеют приставки ПРЕ- и ПРИ- в данных словах.
Приставки | Их значение | Примеры |
пре- | (= «очень») (= «пере») |
Прехорошенький Прескучный Преградить Прервать |
при- | («неполнота действия») («присоединение») («приближение») |
Приоткрыть Придержать Приумолкнуть Приросли Придвинуть Приехать |
2. Словарный диктант по картинкам
Один ученик у доски.
Задание: записать слова в составе
словосочетаний.
1) Какой глагол: ПРЕБЫВАТЬ или ПРИБЫВАТЬ – можно использовать для описания рисунка? (прибывать)
2) Этому мальчику одна книга очень нравится, другую он читает без интереса. Подберите к рисункам прилагательные-антонимы с приставкой ПРЕ- (преинтересная книга, прескучная)
3) Какие глаголы с приставкой ПРИ- можно использовать для описания поезда? (прибывает, приезжает)
4) Вспомните глаголы с приставками, обозначающими неполноту действия, которыми можно воспользоваться для описания рисунков (присесть, приоткрыть, приподнять)
5) Подберите слово, близкое по значению к глаголу здороваться(приветствовать)
3. Работа в рабочей тетради
Задание: Вставьте в слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- пропущенные буквы.
1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.
2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…
3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.
4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.
5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…
6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…
7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»
8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.
Взаимопроверка.
– Проверьте, правильно ли вы вставили буквы?
Оценивание (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3»).
– Из каких произведений взяты эти строки?
(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом
петушке»)
– Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин.)
4. Словарная работа
– В двух предыдущих заданиях было использовано
слово «приветствовать». Сейчас мы с вами
поработаем с этимологией данного слова.
– Что такое этимология? (Этимология (с греч.) –
раздел языкознания, в котором изучается
происхождение и история слов.)
– Какой словарь нам необходимо открыть? (Этимологический
словарь.)
– Открыли этимологический словарь в
справочнике.
Презентация. Слайд 9
Записываем: приветствовать (общеславянское) –
образовано от слова vetiti «говорить».
Познакомимся с этимологией ещё одного слова.
Презентация. Слайд 10
Пресмыкаться (заим. из старославянского языка)
– производное от смыкатися «ползать». В
древнерусском языке смокъ – змей.
– Кого называют пресмыкающимися?
– Составьте предложения с данными словами.
Запишите.
5. Работа с текстом.
Творческий диктант
Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.
1 группа (сильные, карточки красного цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по
смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние, карточки зелёного цвета)
1. Заменить данные в скобках слова словами с
приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об
интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (слабые, карточки синего цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-,
пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный,
приоткрытый, прибить, приблизительно, принести,
признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
Окончательный вариант.
В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
Задание для всех:
1. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в
использованных нами в данном тексте словах.
2. Выполните морфемный и словообразовательный
разбор слова «преогромный».
V этап. Тест
I вариант
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»
2. В какой строке все слова пишутся с И:
1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель
3. В какой строке все слова пишутся с Е:
1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить
4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.
1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь
5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.
1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная
II вариант
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»
2. В какой строке все слова пишутся с И:
1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный
3. . В какой строке все слова пишутся с Е:
1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться
4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.
1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый
5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.
1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать
Ответы:
I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)
VI этап. Домашнее задание
Творческая работа: написать сказку о приставках ПРЕ- и ПРИ-.
VII этап. Итог урока
– О чём мы говорили на уроке?
– Что нового узнали?
Оценка деятельности учеников. Выставление отметок.