Урок психологии в начальной школе. Тема: "Все ли мы ощущаем?"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • познакомить учащихся с психофизиологическими механизмами возникновения ощущений;
    показать независимость существования объективного мира от наших ощущений.

Основные понятия: порог ощущений, ощущаемый и объективно существующий мир.

Оснащение урока: карточки для доски (ощущения, порог ощущения, головной мозг, анализатор, картинки с изображением котенка, крота, верблюда, мышки, тетради для учащихся, учебники по психологии И.В.Дубровиной, Е.Е. Даниловой, А.Д.Андреевой.

Ход урока

1. Организационный момент. Установление контакта с детьми. ( Упражнение “Мое настроение”, “Пожелаем друг другу удачи”, “ Я такой же, как ты, потому что…”)

2. Повторение пройденного материала.

– Ребята, какой раздел психологии мы начали изучать на прошлом уроке? (Ощущения.)

– Что же такое ощущение? (Ощущение – это способность человека чувствовать различные свойства окружающего мира.)

– Какие органы чувств помогают нам в способности ощущать окружающий мир? (Глаза, нос, язык, уши, кожа.)

– С помощью какого “прибора” мы способны ощущать? (С помощью анализатора.)

– Какие ощущения вы знаете? (Зрительные, слуховые, обонятельные, органические ….)

– Какой орган дает нам ощущение равновесия? (Лабиринт). Где он находится? (Во внутреннем ухе, похож на улитку.)

– Какой вид ощущений дает нам понять, что мы голодны, что у нас что-то болит, мы хотим есть? (Органические ощущения). Хорошо!

– Давайте разберем несколько ситуаций. (На доске появляются картинки животных после того, как учитель зачитывает ситуации.)

Ситуация 1. В дремучем лесу жил в своей норке крот. А вы знаете, что кроты с рождения ничего не видят. Стало ему так одиноко в своем убежище, что решил он проветриться и вылез на волю. Вокруг пахло свежей листвой, грибами и ягодами. Поднялось настроение у крота, он перестал скучать и полакомился всякими вкусностями. Какие ощущения возникли у крота?

Ситуация 2. Однажды мышка, сидевшая у вкусно пахнущего стога сена, уловила звуки шуршащей листвы. Звуки все приближались. Мышка поняла, что такие звуки может издавать страшный зверь и ее кровный враг – кошка. И она тут же юркнула в норку. Какие ощущения спасли мышку?

Ситуация 3. Маленький котенок, которого только что принесли в новый дом, любопытно рассматривал квартиру своих новых хозяев. Ему все нравилось: и новая теплая корзинка, и мягкий пушистый мячик, но никак он не мог найти свою кормушку. Вдруг с кухни добрался до него еле уловимый запах. “ Рыбкой пахнет!” – подумал котенок. “Значит, про меня не забыли!”

Какие ощущения помогли котенку найти корм и не оставили его голодным?

Ситуация 4. В знойной Африке караван верблюдов продолжал долгий путь седьмые сутки. Закончились вода и пища. Даже у бедных верблюдов пересохло во рту и неприлично бурчало в животе. “Все, дальше не пойду!”, – сказал самый старый верблюд. “Сначала пусть накормят, а то так и погибнуть можно”.

Благодаря каким ощущениям верблюду удалось спастись от жажды и голода (на привале у бедуинов всех напоили и накормили вволю)?

III. Практическая работа.

1. (Учитель, держа за спиной флакончик с духами, брызгает незаметно для детей в воздух). Ребята, вы что-нибудь сейчас почувствовали?

Дети постепенно поднимают руки, в зависимости от того, когда они почувствовали запах духов.

– Какие ощущения у вас возникли? (Запах – обоняние.)

2. Очень тихо учитель включает музыку на магнитофоне, постепенно увеличивая громкость.

Поднимите руку тогда, когда услышите первые звуки. (Дети поднимают руки.)

3. В нашем классе есть часы. Замрите на секунду… Кто услышал тиканье часов, кто – не услышал?

Итак.… Скажите, пожалуйста, еще раз, какие ощущения у вас возникли?

Все ли мы можем ощущать? Почему?

IV. Сообщение новой темы урока.

Сегодня на уроке мы попытаемся понять, все ли мы можем ощущать. Запишите в тетрадь тему нашего урока. (Запись на доске учителем.)

Все ли ребята сразу ощутили запах духов, тиканье часов, звуки музыки? (Нет.)

Верно, а почему, как вы думаете? (У нас разная чувствительность.)

Оказывается, в мире нет совершенно одинаковых людей. Все по-разному воспринимают окружающий мир. Один человек хорошо видит в темноте, может заметить тусклый свет, другой – видит только яркий свет.

Самая маленькая сила действия сигнала на органы чувств, которую мы способны уловить, называется порогом ощущения. Запишите это определение в тетрадь.

V. Физминутка. Упражнения на координацию движения.

VI. Закрепление пройденного материала.

1. Работа с учебником ( чтение текста с выделением главных опорных слов)

2. Беседа.

– Как вы думаете, ребята, почему кошка бежит к двери до того, как в нее позвонят? (Низкий порог чувствительности.)

3. Вытяните, пожалуйста , руку. Вы чувствуете, как множество пылинок садятся на вашу ладонь? Почему?

4. Нарисуйте в тетради, что вы чувствуете, когда холодные снежинки, кружась в воздухе, ложатся на щеки, лицо, ладошки. Какого цвета ваши ощущения? Вспомните о них и зарисуйте воображаемую картину в тетрадь.

5. Что же такое порог ощущения? Все ли мы можем ощущать?

VII. Рефлексия.

– Что интересного и необычного узнали сегодня на уроке?

– Что вы можете рассказать про наши ощущения родителям?

VIII. Домашнее задание.

Запишите в тетрадь ваши рассуждения на тему: почему древние люди, жившие в условиях дикой природы, слышали лучше, чем мы, современные люди?

Всем спасибо! До свидания.