Вашему вниманию предлагается урок русского языка в 7-м (или 6-м) классе на тему "Знаешь ли ты причастия?" Основная цель урока: обобщение знаний по теме "Причастие", но сделать это предлагается в игровой форме, в форме небольшого соревнования на знание этой темы. Урок может быть проведен как на сдвоенном уроке русского языка, так и как внеклассное мероприятие после уроков.
Урок русского языка на тему “Знаешь ли ты причастие?”
Цель урока:
1.Обобщение знаний учащихся по теме “Причастие”.
2. Развитие навыка грамотного употребления причастий в речи.
3. Развитие положительной мотивации к изучению русского языка.
Предисловие: изучение темы "Причастие" в 7-м классе ( по учебнику Разумовской в 6-м классе) является одним из самых трудоемких процессов на уроках русского языка. Может быть потому, что многие грамматические понятия в языке остаются для ребят "мертвыми", потому что мы, словесники, часто недооцениваем самого слова, а тем более если слово это – грамматический термин.
Кто обращал внимание учеников на то, почему именно так , а не иначе называются те или иные грамматические понятия? Например, причастия. Сами учащиеся могут объяснить, что называются они так потому, что не несут в предложении основной смысловой нагрузки, они именно причастны к высказыванию. Но как раз эта часть речи (особая форма глагола) создает необычайную яркость языка, его образность, служит для конкретизации нашего представления о происходящем:
"Море, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сияньем луны". (Горький).
Выбросить причастные обороты – основное высказывание останется целым, но уйдет из предложения что-то очень важное: настроение, неповторимость авторского взгляда, беднее станет наше восприятие картины ночного моря.
Сделать многие понятия "живыми" для ребят можно не только вниманием к самому слову, но и созданием живой ситуации на уроке. Например, в заключение изучения темы "Причастие" предложить учащимся повторить эту тему в необычной форме, в форме брейн-ринга, когда команды могут посоревноваться в знании причастий, а болельщики и сопереживают им, и сами могут активно участвовать в игре. Цель у всех одна: понять, знаешь ли ты причастие, умеешь ли грамотно использовать их в своей речи.
Оборудование: раздаточный материал и обычная школьная доска.
Ход урока
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Причастие”. На доске написано, что надо знать и уметь по этой теме. Урок пройдет в необычной форме. Это брейн-ринг. Две команды будут соревноваться в своих знаниях по теме “Причастие”. Болельщики принимают самое активное участие, выполняют задания вместе с командами, для них будет и свое задание.
Жюри - учителя русского языка и литературы.
ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ:
Мы должны уметь:
* безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса, различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении;
* опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
* определять написание -н-, -нн- в суффиксах прилагательных и причастий полной и краткой форм;
* определять слитное и раздельное написание не с причастиями;
* выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова;
* пользоваться причастиями и причастными оборотами для определения предметов в разных стилях речи.
УЧИТЕЛЬ:
Начинаем игру. Сначала - разминка. Я прочитаю несколько четверостиший, а вы найдите причастия и объясните их правописание. Задание болельщикам: все задания выполняйте на листочках, которые сдадите в конце урока.
РАЗМИНКА:
А) Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя...Б) Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец;
Молчит, потупя очи долу.В) В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар,как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.
УЧИТЕЛЬ:
Разминка закончена. Обе команды справились успешно. А теперь…
Первый конкурс:
- отыскать в предложениях и выписать словосочетания “причастие + существительное”, выделить в причастиях суффиксы, объяснить правописание окончаний.
* Я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом.
* Давыдов в левой руке нес разорванную, выцветшую матросскую тельняшку.
* Выбранное людьми для запуска бобров-переселенцев место соответствовало привычкам зверей.
* И песня грустная поется перед дымящимся костром.
* Я стоял на верхнем мостике, рядом с капитаном, смотревшим на освещенные полночным ярким солнцем льды.
Проверка. Участники команд исправляют ошибки в записях работавших у доски учеников, если замечают не все ошибки, подключаются болельщики.
ИГРА “НАЙДИ ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ”
Первая команда:
а) жареные грибы, решенная задача, запутанные веревки, дрессированная собака;
б) составляемый план, управляемый капитаном, слышимый издалека, освещенный
солнцем;
в) посаженный весной, сидящая девочка, расколовшийся орех, опавшие с дерева,
Вторая команда:
а) ненавидевший, недолюбливающий, нелюбящий, негодующий;
б) борющихся за свободу, стелющийся по земле, строящий дом. бреющий бороду;
в) побежденный, брошенный, посаженный, обещанный.
СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ:
- распределить по группам причастия, страдательные и действительные (2 ученика работают у доски)
Даются словосочетания: движущаяся колонна, расколотый пополам, увядший цветок, исправленный учителем, растущее дерево, несклоняемые существительные,
тающий на солнце, колеблемый ветром, лающий щенок, видимый утром.
Дополнительное задание: покажите глагольные признаки названных причастий.
Блиц – ТУРНИР:
Каждой команде предлагается записать на доске по 7 словосочетаний на правописание не с причастиями:
трава не скошена |
несжатая рожь |
непогашенный костер |
калитка не закрыта |
ничем не нарушаемая тишина |
незабываемое впечатление |
афиши не расклеены |
задача не решенная, а только начатая |
нескошенный луг |
нерасколотый орех |
абсолютно непродуманный ответ |
совершенно нерешенная проблема |
не проверяемый ударением |
не говорящий по-английски |
ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ:
Предварительная беседа: “В каком стиле речи употребляется причастие? Каковы преимущества причастия?” (Причастие - экономный способ выражения мысли, употребление причастий обогащает речь, делает ее более яркой, образной).
Задание: замените часть предложения со словом “который” причастным оборотом.
1) Брат, которого я горячо люблю, уехал в другой город.
2) Студент, который думает над этой проблемой, может сделать доклад.
3) Новые крыши, которые блестят от дождя, радуют глаз.
4) Картофель, который жарили в масле, нужно есть горячим.
5) Перед нами раскрылос й диктант, ь ровное поле, которое освещает луна.
Задание:
- А теперь посмотрим, как вы умеете находить в тексте причастные обороты.
Выполним ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (к доске приглашаются два ученика). Ученикам предлагаются карточки со следующимипредложениями:
Военный, требовавший предъявления документа, взялся за пистолет.
С монотонно качающимся звуком мотора самолет шел прямо на нас.
К ним стали подходить знакомые, гуляющие в саду.
Снег, нападавший ночью и еще не изборожденный полозьями, лежал ровными пеленами.
Свежесть утра веяла над пробудившимися от сна сорочинцами.
ПОДВЕДЕНИЕ итогов: жюри объявляет о результатах брейн-ринга.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Итак, мы повторили основные правила правописания причастий, показали умение образовывать и находить в тексте причастия. Проверьте по записи на доске, все ли мы знаем о причастии. А теперь вопрос вашего домашнего задания: “Нужно ли знать причастия и уметь их писать?”
Дети читают сочинения, в которых они рассуждают на эту тему. Например, одна из учениц написала на эту тему такое сочинение:
"Владимир Даль в своем словаре дал такое определение причастию: “Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”. Причастия делают распространенной и полной нашу речь. Оно очень двойственно: имеет признаки прилагательного и глагола. Эту особенность заметили и древние грамматики, дав ему имя “причастие”, т.е. причастное к глаголу и прилагательному, как утверждал Ломоносов.
Правильно уметь писать причастия очень важно. Ошибки встречаются даже у поэтов. Рассмотрим отрывок из поэмы “Свидетельствую сам”: (Смирнов)
Я везу, везу его на Землю,
Ласково зовимую Большой.
Правильно ли образована форма страдательного причастия?
Страдательные причастия есть лишь у немногих глаголов, у которых настоящее время устроено так же, как и у глагола звать; самые употребляемые формы: ведомый, везомый, влекомый, несомый. Формы от других глаголов - большая редкость. Так же, т.е с суффиксом -ом-, должна быть образована форма от звать: зовомый. Так что правильно, как это ни странно: Земля, зовомая Большой!
Если сравнить разные стили речи, то, наверное, причастие чаще всего применяется в научных статьях и книгах. Использование причастий в обычной речи делает ее более богатой, выразительной и литературной.