"Знаешь ли ты причастия?"

Разделы: Русский язык


Вашему вниманию предлагается урок русского языка в 7-м (или 6-м) классе на тему "Знаешь ли ты причастия?" Основная цель урока: обобщение знаний по теме "Причастие", но сделать это предлагается в игровой форме, в форме небольшого соревнования на знание этой темы. Урок может быть проведен как на сдвоенном уроке русского языка, так и как внеклассное мероприятие после уроков.

Урок русского языка на темуЗнаешь ли ты причастие?”

Цель урока:

1.Обобщение знаний учащихся по теме “Причастие”.

2. Развитие навыка грамотного употребления причастий в речи.

3. Развитие положительной мотивации к изучению русского языка.

Предисловие: изучение темы "Причастие" в 7-м классе ( по учебнику Разумовской в 6-м классе) является одним из самых трудоемких процессов на уроках русского языка. Может быть потому, что многие грамматические понятия в языке остаются для ребят "мертвыми", потому что мы, словесники, часто недооцениваем самого слова, а тем более если слово это – грамматический термин.

Кто обращал внимание учеников на то, почему именно так , а не иначе называются те или иные грамматические понятия? Например, причастия. Сами учащиеся могут объяснить, что называются они так потому, что не несут в предложении основной смысловой нагрузки, они именно причастны к высказыванию. Но как раз эта часть речи (особая форма глагола) создает необычайную яркость языка, его образность, служит для конкретизации нашего представления о происходящем:

"Море, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сияньем луны". (Горький).

Выбросить причастные обороты – основное высказывание останется целым, но уйдет из предложения что-то очень важное: настроение, неповторимость авторского взгляда, беднее станет наше восприятие картины ночного моря.

Сделать многие понятия "живыми" для ребят можно не только вниманием к самому слову, но и созданием живой ситуации на уроке. Например, в заключение изучения темы "Причастие" предложить учащимся повторить эту тему в необычной форме, в форме брейн-ринга, когда команды могут посоревноваться в знании причастий, а болельщики и сопереживают им, и сами могут активно участвовать в игре. Цель у всех одна: понять, знаешь ли ты причастие, умеешь ли грамотно использовать их в своей речи.

Оборудование: раздаточный материал и обычная школьная доска.

Ход урока

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Причастие”. На доске написано, что надо знать и уметь по этой теме. Урок пройдет в необычной форме. Это брейн-ринг. Две команды будут соревноваться в своих знаниях по теме “Причастие”. Болельщики принимают самое активное участие, выполняют задания вместе с командами, для них будет и свое задание.

Жюри - учителя русского языка и литературы.

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ:

Мы должны уметь:

* безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса, различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении;

* опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;

* определять написание -н-, -нн- в суффиксах прилагательных и причастий полной и краткой форм;

* определять слитное и раздельное написание не с причастиями;

* выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова;

* пользоваться причастиями и причастными оборотами для определения предметов в разных стилях речи.

УЧИТЕЛЬ:

Начинаем игру. Сначала - разминка. Я прочитаю несколько четверостиший, а вы найдите причастия и объясните их правописание. Задание болельщикам: все задания выполняйте на листочках, которые сдадите в конце урока.

РАЗМИНКА:

А) Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя...

Б) Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец;
Молчит, потупя очи долу.

В) В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар,как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

УЧИТЕЛЬ:

Разминка закончена. Обе команды справились успешно. А теперь…

Первый конкурс:

- отыскать в предложениях и выписать словосочетания “причастие + существительное”, выделить в причастиях суффиксы, объяснить правописание окончаний.

* Я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом.

* Давыдов в левой руке нес разорванную, выцветшую матросскую тельняшку.

* Выбранное людьми для запуска бобров-переселенцев место соответствовало привычкам зверей.

* И песня грустная поется перед дымящимся костром.

* Я стоял на верхнем мостике, рядом с капитаном, смотревшим на освещенные полночным ярким солнцем льды.

Проверка. Участники команд исправляют ошибки в записях работавших у доски учеников, если замечают не все ошибки, подключаются болельщики.

ИГРА “НАЙДИ ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ”

Первая команда:

а) жареные грибы, решенная задача, запутанные веревки, дрессированная собака;

б) составляемый план, управляемый капитаном, слышимый издалека, освещенный

солнцем;

в) посаженный весной, сидящая девочка, расколовшийся орех, опавшие с дерева,

Вторая команда:

а) ненавидевший, недолюбливающий, нелюбящий, негодующий;

б) борющихся за свободу, стелющийся по земле, строящий дом. бреющий бороду;

в) побежденный, брошенный, посаженный, обещанный.

СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ:

- распределить по группам причастия, страдательные и действительные (2 ученика работают у доски)

Даются словосочетания: движущаяся колонна, расколотый пополам, увядший цветок, исправленный учителем, растущее дерево, несклоняемые существительные,

тающий на солнце, колеблемый ветром, лающий щенок, видимый утром.

Дополнительное задание: покажите глагольные признаки названных причастий.

Блиц – ТУРНИР:

Каждой команде предлагается записать на доске по 7 словосочетаний на правописание не с причастиями:

трава не скошена

несжатая рожь

непогашенный костер

калитка не закрыта

ничем не нарушаемая тишина

незабываемое впечатление

афиши не расклеены

задача не решенная, а только начатая

нескошенный луг

нерасколотый орех

абсолютно непродуманный ответ

совершенно нерешенная проблема

не проверяемый ударением

не говорящий по-английски

 ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ:

Предварительная беседа: “В каком стиле речи употребляется причастие? Каковы преимущества причастия?” (Причастие - экономный способ выражения мысли, употребление причастий обогащает речь, делает ее более яркой, образной).

Задание: замените часть предложения со словом “который” причастным оборотом.

1) Брат, которого я горячо люблю, уехал в другой город.

2) Студент, который думает над этой проблемой, может сделать доклад.

3) Новые крыши, которые блестят от дождя, радуют глаз.

4) Картофель, который жарили в масле, нужно есть горячим.

5) Перед нами раскрылос й диктант, ь ровное поле, которое освещает луна.

Задание:

- А теперь посмотрим, как вы умеете находить в тексте причастные обороты.

Выполним ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (к доске приглашаются два ученика). Ученикам предлагаются карточки со следующимипредложениями:

Военный, требовавший предъявления документа, взялся за пистолет.

С монотонно качающимся звуком мотора самолет шел прямо на нас.

К ним стали подходить знакомые, гуляющие в саду.

Снег, нападавший ночью и еще не изборожденный полозьями, лежал ровными пеленами.

Свежесть утра веяла над пробудившимися от сна сорочинцами.

ПОДВЕДЕНИЕ итогов: жюри объявляет о результатах брейн-ринга.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Итак, мы повторили основные правила правописания причастий, показали умение образовывать и находить в тексте причастия. Проверьте по записи на доске, все ли мы знаем о причастии. А теперь вопрос вашего домашнего задания: “Нужно ли знать причастия и уметь их писать?”

Дети читают сочинения, в которых они рассуждают на эту тему. Например, одна из учениц написала на эту тему такое сочинение:

"Владимир Даль в своем словаре дал такое определение причастию: “Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”. Причастия делают распространенной и полной нашу речь. Оно очень двойственно: имеет признаки прилагательного и глагола. Эту особенность заметили и древние грамматики, дав ему имя “причастие”, т.е. причастное к глаголу и прилагательному, как утверждал Ломоносов.

Правильно уметь писать причастия очень важно. Ошибки встречаются даже у поэтов. Рассмотрим отрывок из поэмы “Свидетельствую сам”: (Смирнов)

Я везу, везу его на Землю,

Ласково зовимую Большой.

Правильно ли образована форма страдательного причастия?

Страдательные причастия есть лишь у немногих глаголов, у которых настоящее время устроено так же, как и у глагола звать; самые употребляемые формы: ведомый, везомый, влекомый, несомый. Формы от других глаголов - большая редкость. Так же, т.е с суффиксом -ом-, должна быть образована форма от звать: зовомый. Так что правильно, как это ни странно: Земля, зовомая Большой!

Если сравнить разные стили речи, то, наверное, причастие чаще всего применяется в научных статьях и книгах. Использование причастий в обычной речи делает ее более богатой, выразительной и литературной.