План проведения:
Ведущий: (на фоне музыки)
Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, чёрствости, злобе? Об этом пойдёт сегодня наш разговор на нашей встрече, тема которой “Посеять в детских душах доброту”.
Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых чувств? Над этим вопросом задумывались многие учёные, педагоги, да и просто люди. Остаётся этот вопрос актуальным и сейчас. Вы согласны со мной?
“Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать”! – В.А. Сухомлинский.
Из этого высказывания видно, что добрым ребёнка можем, должны и обязаны сделать мы с вами, взрослые.
Что же необходимо знать и выполнять, чтобы научить детей быть добрыми?
- Необходимо любить ребёнка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует взросление ребёнка, и доброе отношение к окружающим. Любовь к детям не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, всё это отравляет жизнь ребёнка, вносит в неё разочарование и злобу.
- Очень важно – очеловечить среду, в которой живёт ребёнок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие. Не одна сфера общения не должна раздражать ребёнка, рождать в нём страх, уныние, униженность. В такой обстановке ребёнок теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим, он с лёгкостью найдёт приют в “тихом омуте”.
- Одним из самых важных моментов в воспитании добрых чувств у ребёнка является личный пример взрослых, и в первую очередь родителей. Пример во всём: в общении между супругами и другими членами семьи, забота о старшем поколении и о малышах, наличие в доме общих домашних любимцев и забота о них. Ведь отзывчивость и сострадание, желание помочь, поддержать в трудную минуту - основа воспитания доброты в ребёнке. “Трудно привести к добру нравоучениям – легко примером” (Сенека).
- Наверное, не зря говорят в народе: “Слово лечит, слово ранит”. Для воспитания у ребёнка добрых чувств необходимо правильно оценивать поступки и проступки детей. Всегда надо подмечать всё хорошее, что сделал малыш и похвалить его за это. Если ребёнок оступился – необходимо напомнить ему, что такой хороший, умный человечек не должен поступать плохо, не подумав. Лечить словом – это значит вовремя найти нужные слова, приласкать, утешить подбодрить словом ребёнка в трудную минуту. И тут как нельзя лучше подходят слова поэта: Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку,
Путь человека труден –
Мало похож на сказку.
В жизни без ласки – знайте,
Слёзы, дожди, озноба.
Детям и взрослым – знайте,
Ласка нужна – не злоба.
Корень теряет краски,
Если напиться нечем.
Как человек без ласки
Он опускает плечи.
Как скопидом монеты
Ласку не прячьте, люди.
Пусть она добрым светом
Вечно светить вам будет.
А сейчас я предлагаю вам, уважаемые родители, представить такую ситуацию: “С вашим ребёнком случилась неприятность, но для него это настоящее горе, он очень переживает, нервничает, до слёз. Случайно, ребёнок поскользнулся и упал, при этом разорвал курточку. Наша задача, подобрать такие слова утешения и сочувствия, чтобы успокоить ребёнка, поддержать его, вернуть ему уверенность в себе, дать понять, что мы его очень любим.
(Под мелодичную музыку, родители говорят слова сочувствия)
Итак, в ходе нашего разговора, мы пришли к тому, что воспитать у ребёнка доброе отношение к окружающему миру возможно. И воспитание это состоит из наших случайных слов, прикосновения, взгляда, личного примера, любви к ребёнку.
В нашем детском саду делается не мало, чтобы научить ребёнка быть отзывчивым, чутким, добрым. Сейчас мы предлагаем вашему вниманию выступление педагога – психолога Ворониной Н.В.
“Что такое доброта?” - педагог-психолог Воронина Н.В.
Все мы хорошо знаем, что развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену эмоций” поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения.
Целью наших занятий является развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей. Непосредственно данное занятие помогает детям осознать понятие “доброта”. Именно сейчас вашему вниманию мы предлагаем занятие с детьми старшей группы “Что такое доброта?”.
Воспитатель: Чистякова Галина Владимировна.
В своей группе я веду кружок Юных журналистов” Тема гостиной “Посеять в детских душах доброту” меня заинтересовала, потому что мы все хотим видеть наших детей добрыми, чуткими, отзывчивыми. Я предложила ребятам ответить на вопросы, а на себя взяла роль журналиста. Сейчас вы можете посмотреть, как ребята представляют себе, что такое доброта.
(Видеозапись интервью)
Мы посмотрели сюжет и вы, уважаемые родители, увидели, что понятие доброта у ребят разного возраста отличается. Каждый ребёнок понимает это слово по-своему. Но каждый ребёнок смог назвать самого доброго на его взгляд ребёнка в группе и смог объяснить почему. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что всё-таки воспитание добрых чувств у детей начинается в семье, среди родных и близких. А закончить своё выступление хочу словами из детского мультфильма, которые мы часто говорим с детьми: “Ребята, давайте жить дружно”!
Вопросы для интервью с родителями:
- Считаете ли вы, что воспитание доброго ребёнка, в первую очередь зависит от родителей, семьи? Почему?
- Какими средствами добиваетесь Вы доброго отношения детей друг к другу?
- Предотвратить жестокость детей – это значит…
- Какие виды наказаний Вы применяете к детям?
- Какие чувства, по-вашему, вызывает Вы у ребёнка: любовь, уважение, интерес, страх, безразличие, иронию, презрение, страх, ненависть?
- Какие чувства у Вас вызывают дети? Верители вы в истоки их доброты? Да? Нет? Почему?
- Есть ли у вас дома животные или растения, кто за ними ухаживает?
- “Воспитание доброты ребёнка должно начинаться с поощрения его за хороший поступок” Согласны ли вы с этим мнением?
- Вы вдруг услышали от детей такой уговор: “Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру”. Ваши действия?
Выступление детей средней группы: “При солнышке тепло, при матери – добро!”
Воспитатель: Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово.
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её А любовь и помощь согревают, как солнце.
Дети читают стихотворение Л. Николаенко “Доброта”.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я бете отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!
Многим в жизни мы обязаны своим мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце, в нём никогда не гаснет любовь, оно никогда не остаётся равнодушным.
И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мама, её взгляд и ласка. Чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее становится жизнь. Мы поздравляем всех мам на свете с Днём матери! От всего сердца желаем счастья, мира, благополучия, исполнения желаний, послушных детей и, конечно, доброты.
Дети:
Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
МИР! МИР! СВЕТ!
Мир – это радость, это дружеский привет!
* * *
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
(В заключение своего выступления дети подарили мамам песню “Улыбка”)
6. Входит Старик Хоттабыч (приветствует всех).
- Вы знаете кто я? Я знаменитый Старик Хоттабыч, пришёл к вам из далёкой страны, так как велико моё желание поделиться чарами своего волшебства, которые помогут вам, дорогие родители, превратить детей в добрых, чутких, отзывчивых. Я знаю, вы все мечтаете о том, чтобы дети были именно такими, но чтобы ваши мечты воплотились в жизнь, я угощу вас волшебными напитком и сладостями. Испив, сей напиток, вы уже не сможете громко ругать ребёнка, осуждать его проступки в присутствии других, а будете подмечать только хорошее и радоваться, восхищаться, поощрять.
Причём, после первых трёх глотков напитка (например, отвар шиповника) вы уже не сможете плохими словами называть детей. А если испробуете волшебного печенья, то у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, а конфеты обладают необыкновенным свойством вызывать желание ежедневно читать добрые книги, а волшебный мармелад поможет вам свершить с детьми много добрых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.
И тогда волшебный мир доброты откроется вам и вашим детям.
7. Ведущий знакомит родителей с советами педагогов детского сада по воспитанию у детей отзывчивости, чуткости, доброты. По окончании родительской гостиной всем гостям при выходе раздаются напечатанные памятки.
Памятка для родителей “Посеять в детских душах доброту”
Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваши дети росли чуткими, отзывчивыми, добрыми, пожалуйста, старайтесь выполнять рекомендации педагогов детского сада.
- Ласково, по имени называйте ребёнка.
- Учите с детьми стихи, пословицы о доброте.
- Создавайте ситуации зовущие к добру и состраданию
- Составляйте с детьми сказки о доброте.
- Не унижайте ребёнка.
- Не обсуждайте поступки при посторонних.
- После замечания прикоснитесь к ребёнку и дайте ему понять, что вы ему сочувствуете.
- Рассказывайте о добрых поступках других детей.
- Учите заботиться о старших и младших членах семьи: делать подарки, делить игрушки, помогать одеваться и т.д.
- Личным примером показывайте, что добрые дела веками живут.