Цель.
Способствовать накоплению опыта у детей конкретных представлений о свойствах воды. Подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет, иметь запах, может растворять вещества. Продолжать развивать познавательную активность дошкольников. Поощрять выдвижение детьми гипотез. Обогащать словарь детей.
Оборудование.
Модель посылки, сделанная из бумаги на каждого ребенка и педагога. В посылке стаканчики с водой, баночки с тушью, мелкие игрушки. На отдельном столе стаканы с водой, в которую добавлено вещество, имеющее запах, кусочки сахара.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Ребята посмотрите, мы с вами получили посылки. Посылка для каждого из вас и для меня от Дедушки Мороза.
- Как вы думаете, что он нам прислал?
Ответы детей.
Воспитатель. Хотите узнать? Конечно, мы с вами узнаем, если загадку отгадаем.
Это туча и туман (догадались, что это) продолжает, если дети не ответили:
И летает и бежит, и стеклянной может быть
(узнали?)
Не пахнет и прозрачной может быть.
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель. Давайте проверим. Пройдите за столы, откройте посылки. Угадали? Это вода? Дед Мороз послал нам воду не зря. Он ничего о ней не знает. Просит вас послать ему ответ и рассказать все, что вы знаете о воде.
Какие свойства воды вам знакомы?
Дети. Прозрачная, не имеет запаха, не имеет вкуса, меняет свое состояние и т.д. (называя свойства, воспитатель заполняет схему)
Воспитатель. Совершенно верно. Вы очень догадливые и сообразительные.
А как вы думаете, вода может изменять цвет и быть не прозрачной?
Как нам это узнать?
Дети. Спросить взрослых, провести опыт, попробовать, проверить.
Воспитатель. Проверим? 1, 2, 3, 4, 5 будем в прятки мы играть.
Возьмите игрушки и спрячьте ее в воде. Спряталась игрушка? Мы видим ее?
Почему видим? А как же нам спрятать игрушку? Какой должна быть вода?
Предположения детей.
Воспитатель. У вас на столах краска, добавьте ее в стаканчик с водой.
Что вы можете сказать? Спряталась игрушка? Какой стала вода?
Дети. Непрозрачной.
Воспитатель. Поменяйтесь стаканчиками. Посмотрите, подумайте и скажите. Почему у кого-то в стаканчике игрушки совсем не видно, у кого-то мы можем разглядеть?
Ответы детей.
Воспитатель. Чем темнее вода, тем меньше видно игрушку.
Ну, что вода может изменять цвет, быть не прозрачной? Мы с вами это проверили? Что мы зарисуем в нашу схему?
Где вы встречали цветную воду?
Дети. Газированная вода, пепси, чай, вода с вареньем.
Воспитатель. Когда вы называли свойства воды, вы сказали, что вода не пахнет - без запаха. И это верно.
Для вас приготовлены сосуды с водой подойдите к любому, понюхайте.
Что вы можете сказать?
Дети. Вода в стакане пахнет
Воспитатель. Пахнет? Почему. Как вы думаете?
Дети. В нее что-то добавили.
Воспитатель. Так, что вода может пахнуть? Совершенно верно, если в нее добавить вещество, которое пахнет. Дополним нашу схему? Чем?
Воспитатель. А сейчас у меня для вас игра “ Что мы знаем о воде”. Ваши ответы я буду обозначать фишками. (Дети встают в круг)
Вода может быть пушистой когда? (Снег, снежинки)
Вода может быть скользкой когда? (Лед, сосульки)
Вода может быть высокой. (Сугроб, волны)
Где можно найти воду в доме?
Какая еще бывает вода?
Воспитатель. Посмотрите сколько фишек, как много мы знаем о воде.
Я для вас приготовила еще кое-что. Это вода и кусочки сахара. Что мы можем с ним сейчас сделать?
Предположения детей.
Воспитатель. Бросьте сахар в воду. Что происходит?
Дети. Сахар растворяется.
Воспитатель. Что мы сейчас узнали?
Дети. Что вода растворяет вещества.
Воспитатель. Можем дополнить схему?
Воспитатель. А как вы думаете, может вода растворить камень, железо?
Предположение детей.
Воспитатель. Мы с вами обязательно это проверим, понаблюдаем, поговорим об этом.
Итог. Что было в нашей посылке?
Что можем рассказать Дед Морозу о воде?
Вам было интересно?
Мы обязательно все с вами зарисуем и отправим ответ Дед Морозу.