Урок математики в 3-м классе "Умножение суммы на число"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с различными способами умножения суммы на число.

Задачи урока:

Обучающие: учить применять способы умножения суммы на число при решении задач и выражений, совершенствовать изученные навыки табличного и внетабличного умножения и деления;

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности детей;

Воспитывающие: воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер, локальная сеть, персональные компьютеры для учащихся, Microsoft Power Point.

Оборудование: учебник по математике для 3 класса (2 часть), картинки-раскраски для устного счёта, разрезные карточки-раскраски для устного счёта с ответами на обратной стороне, карточки с примерами для игры в “Ручеёк”, карточка-задача для каждого учащегося.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Слайд 2. Презентация

Учитель: Однажды известного детского писателя спросили: “Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?”. Он им ответил: “Учите математику!”. Это был Джанни Родари. Он был школьным учителем и любил играть со своими учениками, стремясь разбудить их фантазию. Сегодня мы с вами будем сказочниками и попытаемся сочинить сказку, изучая математику.

Учитель:

Я ж хочу вам пожелать.
На уроке не молчать,
Руку часто поднимать,
Правильно считать, решать.

II. Сообщение целей урока.

Учитель:

Нам сегодня с вами вместе
Некогда стоять на месте.
Я присесть вам предлагаю, (Ученики занимают свои места)
Чем займёмся - сообщаю:
Новый способ умноженья на уроке разберём,
И задачки порешаем и периметр найдём,
А ещё нас ждут задания на смекалку и внимание.

III. Актуализация знаний. Устный счёт.

Слайд 3

Учитель:

Что ж, урок мы начинаем,
В сказку двери открываем!
А в какую – отгадайте,
Быстро устно сосчитайте!

(Учащиеся разделены на 2 команды, решают примеры; берут картинку, с обратной стороны которой правильный ответ; собирают картинку. Группа сильных учеников у мультимедийного компьютера – задание в презентации, работают прямо в ней, при помощи пишущей ручки. У доски ещё один ученик – индивидуально выполняет задание.)

Слайд 4

Задание для сильных учеников.

Разбейте циферблат на 6 равных частей.

Индивидуальное задание (на доске).

Реши примеры. Расположи результаты в порядке возрастания. Прочитай слово.

10 6 16 8 28
и п н р ц

4х7=

60:10=

8х2=

90:9=

24:3=

Задание для команд (на доске).

(После проверки заданий)

Учитель:

Из какой известной сказки
Вы собрали здесь подсказки.

Учащиеся: Золушка.

Слайд 5

Учитель:

Этот персонаж известен
Детям всем, и взрослым, скажем,
С математикой, мы вместе,
Сказку новую расскажем!

Слайд 6

Учитель:

Ну-ка, дружно все ответьте,
Где же Золушка живёт?
В самом маленьком, заметьте,
Гномик нашу сказку ждёт.
С башенками Королю подходит.
Он там музыку заводит,
Приглашая всех на бал.
Только Золушку на бал
Никогда никто не брал.
Вечно ей сидеть одной,
Угадайте, дом какой?

(Учащиеся угадывают дом, в котором живёт Золушка)

Учитель:

Бедняжка Золушка жила.
Служанкой в доме том была.
Заданье выполним скорей.
Попробуем помочь мы ей.

(Учитель нажимает на этот дом – появляется задание)

Слайд 8

3х4+2

(2+3)х4

3+2х4

IV. Сообщение темы урока.

Учитель: Вы внимательно смотрите.

Чем похожи назовите?

(Учащиеся называют сходства)

Учитель:

Ещё раз вы посмотрите,
Лишнее скорей найдите.
Среди всех оно одно
Выделится всё равно!

(Учащиеся называют лишнее выражение)

Учитель: Почему вы так решили?

(Ответы учеников)

Учитель:

Верно, тему вы открыли,
Как звучит она у нас,
Кто ответит нам сейчас?

Слайд 9

Учащиеся: Умножение суммы на число.

Слайд 10

Учитель:

Сумму на число умножим,
Результат найти мы сможем.
Как найти? Как посчитать?
Надо нам скорей узнать!
Выражение не сложное,
Вычислить значенье можно.

(К доске выходит ученик и находит значение выражения. Если одним способом, то учитель предлагает найти другой способ)

Учитель:

Есть ещё одно решенье –
Новый способ умноженья.
Кто же сможет нам решить,
Записать и объяснить?

(К доске выходит другой ученик и объясняет решение)

V. Усвоение нового материала. Физкультминутка для глаз.

Учитель:

Молодцы, вы всё решили,
Записали, объяснили.

Слайд 11

Мачеха зовёт опять.
Просит дочек наряжать -
Платья за ночь всем скроить,
Очень быстро к балу сшить.

Слайд 12

(Физкультминутка для глаз)

Учитель:

Мы за партами сидим.
Глазками за ней следим.
Золушка то вправо, влево,
Вниз два раза,
Вверх опять.
Вправо, вправо –
Так устала!
Попробуй, где она
Сказать?

(Учащиеся называют правильную клетку, где может находиться Золушка)

Слайд 13

Учитель:

Кроме прочей всей работы.
Мачеха ей загадала –
Непосильное заданье,
С математикой связала.

(На слайде появляются платья с примерами, рядом цветовая гамма с результатами)

Учитель:

Вы скорее помогите.
Платья сёстрам нарядите:
И, решив пример сейчас,
Их украсим в тот же час.

(По одному учащемуся от каждого ряда к доске находить значение данного выражения)

VI. Решение задач на нахождение произведения суммы и числа.

Учитель:

А теперь заданье ново.
Сей пример решим мы снова.
Есть, ребята, одно НО!
Зашифровано оно.
Вы задание прочтите,
И попробуйте решите.

Слайд 23

Золушка сшила двум сёстрам по 3 розовых и по 4 оранжевых платья каждой.

Сколько всего платьев сшила Золушка?

Слайд 24

(Учащиеся самостоятельно решают. Учитель вызывает к доске тех учеников, которые записали решения вида)

  1. 3х2=6 (п) - кол-во розовых платьев
  2. 4х2=8 (п) - кол-во оранжевых платьев
  3. 6+8=14 (п)
  4. 3х2+4х2=14 (п)
  5. 3+4=7( п) - на 1 сестру
  6. 7х2=14 (п)
  7. (3+4)х2=14 (п)

VII. Физкультминутка.

Слайд 25

Учитель:

Золушка кроила, шила,
Меж делами петь любила.
Не забыла нас позвать
Вместе с нею танцевать.

(Под музыку “Добрый жук”, Золушка проводит с ребятами танец-физкультминутку)

Встаньте дети возле парт,
Возле парт, возле парт.
Отдыхать здесь каждый рад,
Каждый, каждый рад.
Руки вверх, вперёд и вниз,
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Вправо, влево повернись,
Повернись и улыбнись!

VIII. Работа над новым материалом.

Слайд 26

Учитель:

На бал все нынче уезжают,
А Золушку работать заставляют.
Но ей не стоит унывать.
Мы будем дружно помогать.

(Дифференцированная, групповая и работа за компьютерами)

1. Игра “Ручеёк”. В парах сменного состава ученики отрабатывают навык умножения суммы на число. На карточках примеры вида (7+1)х3, (5+1)х4, (3+5)х3, (6+2)х3, (2+4)х4, (3+3)х4…

2. Игра на компьютере “Помоги Золушке собраться на бал” (Приложение 2)

3. Сильные ученики в группе выполняют задание вида и др.

(Слайд 27, 28, 29)

Учитель: Что общего в заданиях? (Умножали сумму на число и одинаковые ответы). У второй группы – Золушка должна быть готова к балу. Третья группа находит значение фигур, появляется карет)

IX. Работа над пройденным материалом.

Слайд 30

Учитель:

Вот и Золушка на бале!
Её гости не узнали.

(Физкультразрядка для глаз - танец Золушки с принцем)

С принцем танцевать не прочь,
Но настала скоро ночь…(Бой курантов)

Шарфик с плеч её слетел
Принц поднять его успел.

Слайд 31

Вы на шарфик посмотрите,
Его форму назовите

И заданье № 2 на стр. 5 решите.

(Учащиеся определяют цвет шарфика по правильному решению)

Слайд 32

Учитель:

Вы скорее помогите.
Шарфик Золушки найдите.

X. Домашнее задание.

Слайд 33

Учитель:

Спасибо всем вам за старанье!
Смогли исполнить вы желанье.
И Золушка в подарок всем
Подарит непростой портфель.
В него потом вы загляните,
Заданье на дом вы решите.

XI. Итог урока.

Учитель:

К концу подходит наш урок
И сказка уж кончается.
Пора нам подвести итог -
Как сумма на число умножается?

(Ответы детей)

XII.  Рефлексия.

Слайд 34

Учитель:

Как вы оцените себя.
Мы все хотим узнать, друзья?
Бывает так-не всё усвоил,
Придётся книгу вновь открыть.
И почитать ещё немного,
Чтоб тему эту не забыть.
А если сразу всё ты понял,
И знаешь всё ты на зубок.
В других хороших добрых сказках
Получишь новый ты урок!