Учебные задачи:
Изучить, как устроены вирусы.
Ход урока
1. Изучите рисунок 5.23. на стр. 182, 5.24. на стр.183 [1], на котором представлены схемы строения различных вирусов. Нарисуйте в тетради схемы строения различных вирусов, определите, какие вещества всегда находятся внутри вируса, а какие снаружи (учащимся предлагается демонстрация слайдов "Вирусы"[2].)
Сравните структуру и форму вирусов растений, животных и бактерий. Сделайте выводы и запишите в тетрадь.
2. Расшифруйте терминологическое словосочетание "внутриклеточные паразиты". В каком состоянии находятся вирусы вне клеток? Ответ запишите в тетради.
3. Запишите информацию о разнообразии вирусов в тетрадь в виде таблицы, а можете придумать свой способ систематизации этой информации, используя текст учебника.
Вирусы могут различаться |
||
По химическому составу | По типу поведения внутри клетки | По специфичности к хозяину |
ДНК- содержащие: вирусы герпеса, оспы,
гепатита и др. РНК- содержащие: вирусы полиомелита, кори, табачной мозаики, бешенства. |
Вирусы с высокой специфичностью: вирус
гриппа свиней, бактериофаг Р-17. Вирусы относительно универсальные: вирусные болезни млекопитающих; "пулевидный" вирус, поражающий и картофель, и собак, и дрозофил. |
1. Вирусы, убивающие заражённую ими
клетку (вирулентные бактериофаги). 2. Вирусы, изменяющие генетическую информацию заражённой ими клетки (онко-вирусы, ВИЧ, умеренные бактериофаги). |
4. Используя рис. 5.26. [1], и сведения, полученные из текста, составьте короткое сообщение о том, как бактериофаги проникают в клетку. Почему в этих случаях "не работает" механизм рецепторного проникновения в клетку? Нарисуйте схему жизненного цикла бактериофага в тетради и опишите словами каждый этап.
5. Изучите схему жизненного цикла вируса СПИДа (схема предлагается на слайде): в чём принципиальное различие цикла развития вируса СПИДа от бактериофага? Запишите свой ответ в тетрадь.
6. Отметьте утверждения, которые, на Ваш взгляд, являются правильными:
- Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке.
- Самые крупные вирусы можно увидеть в световой микроскоп.
- Вирусы - это мельчайшие живые организмы.
- Наследственный материал вирусов представлен РНК.
- Заражая клетку, вирусы всегда её убивают.
- Наука о вирусах - цитология.
- Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна.
- Вирусы в природе существуют в виде спор.
- Вирус СПИДа (ВИЧ), попав в организм, постепенно убивает все его клетки.
- Вирус представляет собой мельчайшую на Земле живую систему биомолекулярного уровня.
Проверьте свои ответы. Оцените свою работу:
Количество правильных ответов | Отметка |
9-10 | 5 баллов |
8-7 | 4 балла |
6 | 3 балла - "зачёт" |
5 и менее | Подготовьтесь более тщательно |
Используя полученные на уроке знания, спрогнозируйте результаты деятельности вирусов:
Деятельность вирусов | Возможные последствия |
1. Вирусы внедряются в наследственный материал многоклеточных организмов. | |
2. Частота возникновения новых вирусов зависит от внешних условий - состава атмосферы, излучений, загрязнённости пищи и воды. | |
3. Изменчивость вирусных нуклеиновых кислот зависит от соприкосновения с такими веществами, как пестициды, антибиотики. | |
4. Вирусы, переходя от клетки к клетке, могут переносить гены между клетками одних и тех же или разных организмов. |
Заполните таблицу и проведите диагностику своих знаний.
Домашнее задание: прочитайте текст учебника на стр. 181-185 [1] , поработайте с терминологией на стр. 187 [1], изучите записи в своих тетрадях.
Литература.
- В.Б. Захаров, С.Т. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология. Учебник для 10-11 класса, М., Дрофа, 2007г.
- Общая биология. Мультимедийный учебник.