Цель: создание условий для развития познавательной сферы личности младших школьников.
Задачи:
- Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Воспитание выдержки, терпения, усидчивости;
- Развитие рефлексии.
Оборудование: таблицы Шульте 2 экземпляра, предметные картинки 15 шт., счетные палочки, 100-клеточная таблица, заполненная геометрическими фигурами, листы чистой бумаги, карандаши, карточки отдельных букв алфавита, карточки к игре “Найди недостающее”, игровое поле (приложение №1), на котором условно выделены ворота, по всему полю хаотично разложены числа от 1 до 12, а числа 13 и 14 лежат в воротах.
Вступительное слово психологов:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались с вами на футбол, но не на обычный, а на интеллектуальный, и игра наша называется “Кто забил гол?”
Деление детей на команды “Четные” и “Нечетные”, объяснение правил игры: на груди детей эмблемы с цифрами от 1 до 12 (общее количество детей 12). Вопрос детям: по какому принципу можно разделить цифры на две группы? (четные и нечетные). Дети делятся на команды, с учетом четности и нечетности чисел. Задача каждой из команд внимательно слушать задание ведущих, выполнять их. За победу в каждом из упражнений команда получает право на игровом поле передвинуть “МЯЧ” (“МЯЧ” передвигается командой “ЧЕТНЫЕ” только по четным числам от 2 до 14, командой “НЕЧЕТНЫЕ” только по нечетным числам от1 до 13). Побеждает команда, “МЯЧ” которой первым окажется на последней цифре игрового поля, то есть в воротах.
Ход занятия
Разминка. Игра “Добавлялки” [5]. Задание: прослушайте стихи-загадки. Подберите подходящее слово.
Ры-ры-ры – у мальчиков …(шары).
Ро-ро-ро – у Раи новое … (пальто).
Ре-ре-ре – стоит домик на … (горе).
Ри-ри-ри – на ветках … (снегири).
Ар- ар-ар – кипит наш … (самовар).
Ор-ор-ор – созрел красный … (помидор).
Ир-ир-ир – мой папа … (командир).
Арь-арь-арь – на стене висит … (фонарь).
Ло-ло-ло – на улице … (тепло).
Лу-лу-лу – стол стоит в … (углу).
Ша-ша-ша – мама моет … (малыша).
Шу-шу-шу – я письмо - …(пишу).
Жа-жа-жа – есть иголки у … (ежа).
Жу-жу-жу – молока дадим … (ежу).
Са-са-са – в лесу бегает … (лиса).
Су-су-су – было холодно в … (лесу).
Ра-ра-ра – начинается … (игра).
№ |
Название |
Цель |
Задание |
Оценка |
Примечание |
1. |
Упражнение “Запомни картинки” (выполняется двумя игроками от каждой команды) – перед игроками стенд с 15 предметными картинками. |
Развитие зрительной памяти |
Внимательно посмотреть на картинки, запомнить их. Картинки убираются. Игроки записывают запомнившиеся. |
За каждое верно записанное слово начисляется очко. Количество очков двух игроков одной команды суммируется. Выигрывает команда, участники которой смогли запомнить больше картинок. |
|
2. |
Упражнение по таблице Шульте [2] (выполняется одним игроком от каждой команды). |
Развитие внимания |
Перед игроками по сигналу одновременно положить таблицы Шульте. Задание: назвать последовательность чисел от 1 до 25. |
Побеждает команда, участник которой быстрее справился с заданием. |
Упражнение можно повторить с другими участниками, задание усложнить: счет в обратном порядке от 25 до 1. |
3. |
Упражнение со счетными палочками (выполняется командой). |
Развитие мышления, воспри-ятия геометри-ческих фигур |
Из пяти палочек построить два одинаковых треугольника. |
Побеждает команда, первой составившей заданный узор. |
Другой вариант задания: из четырех палочек сложить три треугольника. |
4. |
Работа по карточкам (выполняется в три этапа, на каждый этап требуется новый игрок.) |
Развитие мышления |
Рассмотреть картинку, определить закономерность в рисунках и найти недостающий элемент, нарисовать его (приложение №2) |
Побеждает команда, участник которой быстрее справился с заданием. |
|
5. |
Упражнение “Сколько раз встречается?”[1] (выполняется индивидуально) |
Развитие воспри-ятия |
В 100-клеточной таблице найти количество определенных фигур (приложение №3) |
Побеждает команда, участник которой верно справился с заданием. |
Задание можно повторить с новым игроком, но найти уже число других геометрических фигур. |
6. |
Упражнение “Два предмета”[3] (выполняется командой) |
Развитие воображе-ния, мышления |
Задание: детям предлагается назвать предметы, которые включают три признака: а) сладкий, легкий, приятный; б)сильный, добрый, умный; в)звонкий, радостный, громкий. |
Побеждает команда, которая быстрее и верно справилась с заданием. |
|
7. |
Игра “Найди слова” (выполняется командой) |
Развитие вообра-жения, словарного запаса |
Каждая команда получает набор букв (например, “СОРЕВНОВАНИЕ”). Нужно составить новые слова, используя только эти буквы. |
Побеждает команда, составившая большее количество слов. |
Можно добавить очки за самое длинное слово. Ответы детей демонстриру-ются на фланелеграфе |
Подведение итогов игры.
Игра-завершение “Быстрота реакции” [4]: слушая перечень слов, записать вторую букву каждого слова.
Ведущий быстро зачитывает слова: усы, спор, сани, ослик, лист, обруч, поле, узор, запас, протокол, забота, облик, дочка, утка, куртка.
Вопрос детям: что у вас получилось? Зачитайте.(СПАСИБО ЗА РАБОТУ).
Литература:
- Л.Ф. Тихомирова Развитие познавательных способностей детей.
- Л.Ф. Тихомирова Развитие интеллектуальных способностей школьника.
- Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько Практикум для детского психолога.
- О.Г. Дадаева Конспект тренинга “Игровой тренинг. Активизация познавательной деятельности младших школьников”.
- Н.В. Новоторцева Развитие речи детей.