Ход урока
- Артикуляционная разминка “Попугайчики”.
Учитель и дети хором:
Мы не девочки и не мальчики,
Все сейчас мы попугайчики,
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй:
(Чтение с доски скороговорки: медленно, затем быстрее): У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.
- Подготовка к основному этапу.
Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок письма, он немного волшебный. А знаете почему? Мы отправимся в сказку, а какую - догадайтесь по подсказке:
Узли, нузли, трыкли, врозь,
Успокой и заморозь!
Тьма пускай погубит свет!
Нет тепла, и дружбы нет!
Дети: Снежная королева
Учитель: Кто такая Снежная королева?
Дети: Королева зимы, холода, Севера.
Учитель: В какое время года у нас царит Снежная королева?
Дети: Зимой
Учитель (прикрепляет на доску карточку с её именем СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА): Имя королевы зимы состоит из 2-х слов: Снежная – с заглавной буквы С и королева – с маленькой (строчной ) буквы к. Такое имя ей дал автор. Поэтому нашу работу мы начнём с написания строчной буквы к , которая встретилась нам в имени главной героини сказки.
- Основной этап.
- Работа над формой -к- строчной и -К- заглавной.
Коррекционно-развивающая техника “Скорая помощь” (снимает эмоциональное напряжение; улучшает работоспособность, развивает межполушарные связи; развивает внимание, мышление).
ИНСТРУКЦИЯ. Верхняя буква каждой строчки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руками: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднимаются вверх. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой.
(Плакат на доске)
е ж з и к л п л в п |
Учитель: Рассмотрите правописание буквы к строчной. На своих полосках подчеркните элементы, из которых она состоит. (У каждого ребенка на парте полоска с написанными на ней основными элементами букв).
Показ учителе написания букв к строчной на доске с комментированием. Учащиеся проговаривают букву хором с учителем, пишут её в воздухе, носом и подбородком.
Делайте это максимальным поворотом головы. Буквы должны получаться высокими и широкими (упражнение для снятия усталости). А теперь откройте свои прописи и напишите букву к строчную самостоятельно.
Продолжим нашу работу и повторим каллиграфически правильное написание буквы К заглавной.
- Анализ буквы -К- заглавной по образцу на доске. Нахождение знакомых элементов. Показ учителем написания -К- на доске с проговариванием. Учащиеся говорят хором с учителем и пишут букву ручкой в воздухе, локтем, коленом. Работа в прописях.
Взаимопроверка – дети меняются прописями с соседом по парте и под самой красивой строчкой и заглавной буквой -К- рисуют снежинку.
Учитель: Какие еще главные персонажи встретились в сказке?
Дети: Мальчик и девочка. Кай и Герда
(Учитель открывает на доске карточки с именами детей: Кай и Герда)
Учитель: Как написаны имена детей?
Дети: С большой буквы.
Учитель: Почему?
Дети: Имена собственные.
Учитель: Как звали мальчика?
Дети: Кай
Учитель: На какую букву начинается его имя?
Дети: На букву -К- заглавную.
Учитель: Продолжим нашу работу. Найдите среди букв слова. Подчеркните их. Что это за слова?
Ф П И Т З М К И Р А У Н Ц З Н ИА К О Л Я М Ш Ы Г М И
Дети: Имена.
Учитель: Что нужно помнить при написании имен?
Дети: Они пишутся с заглавной буквы.
Учитель: Запишите имена к себе в тетрадь. А теперь рядом с именем девочки запишите имя – Герда, а рядом с именем мальчика - Кай.
- Физкультминутка.
Учитель: Когда зимой по улицам в белоснежной карете проезжает Снежная королева, то какие дуют ветры? Покажите. Какие наметаются сугробы? А с неба вместо дождя падают легкие пушистые снежинки.
(Дети кружатся под музыку)
- Основной этап.
Учитель: А теперь вернемся в сказку. Где жили дети?
Дети: В соседних домах.
(Учитель показывает иллюстрацию)
Учитель: Что произошло с Каем?
Дети: Ему в глаза и сердце попали осколки зеркала тролля и он стал видеть все вещи в дурном свете — и все хорошее становилось плохим. Сердце Кая превратилось в кусок льда и он перестал любить и уважать окружающих людей. Он стал замкнутым, грубым, бесчувственным и равнодушным ко всем мальчикам.
Учитель: Что же произошло с Каем зимой?
Дети: Его увезла на северный полюс Снежная Королева
Учитель: Что стала делать Герда?
Дети: Отправилась его искать.
Учитель: Почему?
Дети: Она очень любила своего названного брата.
- Закрепление знаний и способов действий.
Учитель: Кого встретила первой на пути девочка?
Дети: Старушку-колдунью.
Учитель: Как старушка поступила с Гердой? Почему?
Дети: Она заколдовала Герду. Ей было очень скучно.
Учитель: Ребята, поможем расколдовать Герду? Чтобы она могла продолжить свой путь. Для этого нужно выбрать и записать слова: корка, норка, корку, норку, норки. А поможет вам в этом подсказка – модель слова.
- Дети вспоминают, какой звук обозначен синей фишкой (твердый согласный), зеленой (мягкий согласный), красной (гласный). Колокольчик пишется над звонким согласным звуком.
- Сравниваются модели слов корка – норка.
- Далее дети записывают выбранные слова в прописи, а учитель - на доске.
Учитель: Итак, Герда расколдована и может продолжать свой путь.
Упражнение для снятия усталости:
Разотрите ладонь о ладонь до ощущения приятного тепла. Помассируйте каждый палец по направлению к ногтю отдельно и вместе, положите одну руку на стол ладонью вниз, а другой рукой, ладонью, поставленной вертикально, производите движения по поверхности положенной на стол руки, имитируя движение пилы. Затем происходит смена рук. (Упражнение повторяется 2-3 раза). Снова разотрите ладони. Согретыми ладонями разотрите ушные раковины. Затем кончиками пальцев более тщательно помассируйте их миллиметр за миллиметром, начиная от мочки уха вверх и обратно. После этого указательные пальцы вставьте в ушные отверстия и повибрируйте ими, как бы освобождая их от воды, стряхните кистями рук воображаемую воду.
Учитель: Сказка продолжается. К кому после старушки-колдуньи попала Герда во время своего странствия?
Дети: К принцессе.
Учитель: Что думала Герда?
Дети: Что принц -- это Кай.
Учитель: Как поступили с Гердой принц и принцесса?
Дети: Они помогли ей – дали золотую карету, запряженную лошадьми, и теплую одежду.
(Учитель вешает на доску картинку с изображением кареты).
Учитель: Но, чтобы карета могла ехать, а Герда продолжить свой путь, необходимо выполнить следующее задание: нам нужно закрыть окошечки кареты, чтобы холодный северный ветер не задувал внутрь и не заморозил Герду. А окошечки закроются лишь тогда, когда мы изменим слова по образцу.
Образец: уроки – урок
- реки - ?
- книги - ?
- окна - ?
-Что мне нужно изменить и как?
Дети: Первые слова стоят во множественном числе, а их необходимо поставить в единственное число.
Учитель: Запишите полученные слова в прописи, но для этого их нужно зашифровать: гласные буквы пишем, а вместо согласных ставим черточки. (Все дети работают в прописях, а один человек – у доски. Затем фронтальная проверка.)
- река – е – а
- книга - - и – а
- окно о - - о
Итак, ребята, задание нами выполнено и Герда отправилась дальше. И вот ее карета въехала в пустой темный лес. Что же там приключилось с Гердой?
Дети: Ее забрали в плен разбойники и отвели в свой замок.
Учитель: Почему разбойники не убили девочку?
Дети: Им не позволила маленькая разбойница.
Учитель: Почему маленькая разбойница пожалела Герду?
Дети: Она была одинока и ей понравилась девочка.
Учитель: Что сказала маленькой разбойнице Герда?
Дети: Что она идет на Северный полюс к Снежной Королеве выручать своего названного брата Кая.
Учитель: И тогда маленькая разбойница дала Герде Северного оленя, чтобы он отвез ее к замку Снежной Королевы. (Учитель прикрепляет к доске картинку с изображением Северного оленя). Но прежде, чем ее отпустить, маленькая разбойница поставила условие: кто же красивее перепишет предложения, записанные печатными буквами, прописными буквами. Но разбойница напоминает вам:
Ученик, ты будешь славный,
Коль начнешь писать с заглавной,
И возьмешь в соображенье,
Точкой кончить предложенье.
- Контроль и взаимопроверка (работа в парах).
Учитель: Задание маленькой разбойницы выполнено, и Северный олень привез Герду прямо к замку Снежной Королевы. (Учитель прикрепляет на доску картинку с замком Снежной королевы). Когда Герда вошла в замок, то кого она увидела?
Дети: Кая.
Учитель: Узнал ли ее Кай?
Дети: Его сердце превратилось в кусок льда, и он забыл всех людей, которые любили его.
Учитель: Как Герде удалось расколдовать Кая?
Дети: Ее горячие слезы упали на грудь Кая и растопили ледяную корку на его сердце.
Учитель: Какие чувства помогли Герде расколдовать Кая?
Дети: Любовь, доброта, верность и смелость.
Учитель: Ребята, значит, значит самыми сильными и вечными будут какие чувства? Какие чувства всегда будут одерживать победы над холодностью, бездушием и безразличием к окружающим тебя людям?
Дети: Любовь, дружба, смелость, спокойствие, доброе сердце.
Учитель: Что же стали делать дети после того, как Кай стал прежним?
Дети: Они вернулись домой.
Учитель: Почему во время их обратного пути расцветали цветы и зеленела трава?
Дети: Власть Снежной королевы закончилась и наступила весна.
- Итог урока
Учитель: В какой сказке побывали сегодня на уроке?
Дети: В сказке Андерсена “Снежная королева”.
Учитель: Написание каких букв изучали сегодня на уроке?
Дети: Буквы -к- строчной и -К- заглавной.
Учитель: Все вы, ребята, сегодня хорошо работали на уроке. Все вы старались написать буквы и слова красиво. Молодцы!