Цель: Систематизировать изученный материал по теме: “Односоставные предложения” проверить его усвоение; повторение грамматической основы предложения; тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным, подбор материала к сочинению о природе родного края; привитие детям чувства уважения к лесным богатствам нашей страны, чувства ощущения прекрасного в природе, чувства ответственности за будущее.
Оборудование:
а) таблица:
б) заранее написанный текст для самостоятельной работы (см.ниже)
Ход урока
I. Сообщение цели урока
II. Фронтальный опрос
- По какому признаку односоставные предложения отграничиваются от двусоставных предложений?
- По какому признаку односоставные предложения делятся на 2 группы?
- На какие группы делятся предложения с одним главным членом – сказуемым?
- Назовите предложения с одним главным членом – подлежащим. (в течение ответов на магнитной доске учитель выстраивает таблицу (см.оборудование).
III. Задание на дом
Упр. 208 (по таблице)
IV. Повторение
1. Диктант (комментированный) с грамматическим заданием:
а) выделить грамматическую основу;
б) указать, чем выражена;
в) определить вид предложения по составу (ОП или ДП)
Словарная работаБогата лесами наша страна.
Лес – достояние не одного поколения
Лес – это кладовые природы. Человеку всегда будет не хватать звона воды в лесном ручье, шелеста листьев над головой.
R.S. Повторение
Какое пунктуационное правило мы повторили? (тире между подлежащим и сказуемым, выраженным именем существительным)
Повторение
2. Безличные предложения.
Свободный диктант с грамматическим заданием:
а) Чтение текста учителем.
б) Записывают текст по предложению. Предложения читается один раз.
в) Безличные предложения подчеркнуть одной чертой.
г) один учащийся выполняет индивидуальную работу (см.ниже)
Текст для свободного диктанта:
Лес был густой и высокий. Огромные спокойные старые березы отсвечивали по верху яркой, свежей зеленью. Внизу было прохладно и сумрачно. Дикие пчелы с однотонным жужжанием кружились возле дупла полусгнившей, покрытой наростами осины. Пахло грибами, прелой листвой и сыростью распластавшегося неподалеку болотца. (А.Гайдар)
Карточка для индивидуальной работы:
Задание: выписать безличные предложения, дать определение.
А летнее, июльское утро!
Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст. Вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи. Воздух весь наполнен свежей горечью полыни, медом и “кашки”. Еще свежо. Но уже чувствуется близость жара. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца. Кое-где вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха…
Солнце все выше и выше. Вот уже жарко стало. (И.С.Тургенев)
3. Ответ учащегося у доски по карточке. Определение безличных предложений
4. Повторение Неопределенно-личные предложения. Творческая работа.
(Переделать безличные предложения в неопределенно-личные.)
Клумбу засыпало песком. –
– Клумбу засыпали песком.
Огнем выжгло траву. –
– Огнем выжгли траву.
Взрывом раздробило скалу.
– Взрывом раздробили скалу.
5. Устное обобщение.
а) Основной признак неопределенно-личностных предложений.
б) Чем отличаются неопределенно- личные от определенно-личных предложений.
6. Повторение.
Определенно-личные предложения. Выборочный диктант.
Упражнение 198.
Задание: выписать только определенно-личные предложения.
R.S. Пояснение учителя. Обратить внимание на то, что односоставные предложения очень часто являются частью сложного предложения.
7. Повторение. Назывные предложения.
а) Вопросы:
- О каких предложениях мы сегодня не вели речь?
- Какие предложения называются односоставными?
V. Итог урока
Самостоятельная работа. Осложненное списывание с доски текста с грамматическим заданием:
а) вставить пропущенные буквы,
б) определить вид предложения по составу,
в) выделить грамматическую основу.
Утро. И завтрашн… п…к…ление обязательно захочет в нем увидеть п…лет белых лебедей, ощ…тить запахи леса, побр…дить по степи. Давайте же сбереж…м для него земные щедроты природы. (По В. Закруткину.)