Урок в 7-м классе по теме "Литосфера и происхождение материков и океанов"

Разделы:


Курс: «География материков и океанов» 7 класс.

Тема: «Литосфера и происхождение материков и океанов».

Тип урока: комбинированный с элементами модульной и информационно-коммуникационной технологий.

Цель:  путем применения различных учебных элементов, добиться понимания детьми происхождения на Земле материков и океанов.

Задачи урока:

  • Познакомить с основными положениями теории дрейфа материков – прародительнице теории движения литосферных плит; формировать идею о постоянном развитии земной коры.
  • Учить работать самостоятельно, выбирать главное из различных источников информации.
  • Формировать приемы чтения карты «Строение земной коры».
  • Воспитывать стремление в продвижении от низкого уровня к высокому.

Содержание урока:

  • Земная кора континентального типа и земная кора океанического типа.
  • Гипотезы происхождения материков и океанов.
  • Плиты литосферы.
  • Карта «Строение земной коры».
  • Сейсмические пояса Земли.

Опорные знания:

  • Понятие «литосфера».
  • Знания о магматических и осадочных горных породах.
  • Знания  о видах движения земной коры.
Учащиеся должны знать Учащиеся должны уметь
1 уровень – компенсационный («Знаю, понимаю, воспроизвожу»)
  1. Различия материковой и океанической земной коры.
  2. Литосферные плиты, их движения; сейсмические пояса.
  3. Роль движения литосферных плит в формировании современного рельефа.
  4. Карта строения земной коры.
Показывать на карте строения земной коры ее подвижные, устойчивые и активизированные области, основные плиты литосферы.
2 уровень – базовый («Знаю, применяю в знакомой ситуации»)
  1. Происхождение материков и океанических впадин.
  2. Дрейф континентов, сейсмические пояса Земли.
Вычерчивать схему «Строение земной коры» с указанием слоев горных пород.
3 уровень – углубленный («Знаю, применяю в нестандартной ситуации»)
  1. Древние материки: Пангея, Гондвана, Лавразия. Море Тэтис.
  2. Легенда об Атлантиде.
 

План подготовки для учителя:

  1. Разработать технологическую карту в соответствии с темой урока и уровнем подготовленности учащихся.
  2. Составить презентацию и подобрать видеофрагмент по теме урока.
  3. Составить тест-матрицу, подготовить «ключи» к тестам и заданиям.
  4. Напечатать таблички с основными понятиями темы: Пангея, Гондвана, Лавразия, Тэтис, Панталасса, литосферные плиты, сейсмические пояса, Вегенер, тектоника.

Оборудование урока:

  • Карты: физическая мира и «Строение земной коры».
  • Технологические карты для учащихся.
  • Диск с презентацией.
  • Медиапроектор.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Узнавание темы и цели урока

III. Повторение

Учитель:Прочтите задание в ТК (технологической карте) п.1, 2. Быстро и четко выполните работу, подготовьтесь к устной проверке.

IV. Объяснение новой темы

Учитель: Прочтите задание п.3.
– Мы можем с большой уверенностью сказать, что уже, по крайней мере, миллиард лет Земля покрыта твердой оболочкой, в которой выделяются континентальные выступы и впадины океанов. Если бы мы побывали на Земле приблизительно 250 млн лет назад, то обнаружили бы только 1 материк. Но какой!  (См. Приложение 2)
– Площадь суперконтинента Пангея (в переводе с греческого – «вся земля») составляла приблизительно столько же, сколько нынешняя суша. Суперконтинент и омывался лишь одним супер-океаном Панталассой.
– Но Пангея оказалась довольно непрочной и недолговечной. Приблизительно 200 млн лет назад на Земле существовало уже 2 материка: Лавразия и Гондвана, а между ними плескалось море Тэтис.  На современной карте его уже нет.
– Но распад материков продолжался до тех пор, пока материки не заняли современное расположение на карте.
– Впервые о возможном движении (дрейфе) материков высказал предположение немецкий ученый Альфред Вегенер в 1912 году в книге «Возникновение материков и океанов», глядя на очертания материков, как на части одной открытки, которые могут дополнять друг друга. В доказательство своей теории Вегенер привел следующие аргументы:
а)  в Африке и в Южной Америке были обнаружены одинаковые слои горных пород;
б)  в Африке и в Южной Америке были обнаружены одинаковые окаменелые остатки  животных.
– Но КАК материки двигаются, Вегенер объяснить не смог.
– Лишь когда появились новые приборы, в конце 40-х годов, ученые смогли это сделать. Новая теория получила название «Теория движения литосферных плит».

Остальное вы узнаете самостоятельно, используя наш путеводитель – технологическую карту.

Вспомним девиз наших уроков: «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность» (Бернард Шоу)

  • Работа по технологической карте.
  • Подведение итогов.
  • Домашнее задание.

Технологическая карта по теме  «Литосфера и происхождение материков и океанов»

Цель урока для учащихся: усвоить, каким образом на Земле образовались материки и океаны.

Задачи урока для учащихся:

  • Усвоить основные положения теории движения литосферных плит.
  • Узнать крупные плиты литосферы и виды границ между ними.
  • Научиться работать с картой «Строение земной коры».
№ задания Учебный материал с указанием заданий Деятельность ученика Баллы
    Подготовительный этап (4 мин.)  
1. Строение литосферы Земли.

На заметку эрудиту:

1. Прочитай в учебнике стр.42 и рассмотри рис 13. Дополни: Выделяют земную кору _______________ типа и ____________ типа.

2. Вспомни: Земная кора – это твердая верхняя оболочка Земли.

                  Литосфера – это земная кора и верхняя часть мантии до астеносферы.
Поверхность Мохоровичича – это граница, отделяющая земную кору от мантии.
Астеносфера – это пластичный верхний слой мантии, подстилающий литосферу.

 
2. Различия в строении материковой и океанической земной коры. 1. Заполни таблицу по рис.13:
Тип земной коры Мощность     в км Из каких слоев состоит Общее количество слоев
Материковая от 35 до 70 км ……слой
…………
…………
 

……………

Океаническая от 10 до 15 км …… слой
…………
 

……………

Проверь ответы («ключ 1») Приложение 1.

2. Обсуди (работа в парах):

В чем различие между материковой и океанической земной корой?

2 б.

Блок 1. Теория дрейфа материков (3 мин.)

3. Теория дрейфа материков. Внимательно прослушай объяснение учителя. Приложение 2.

Ответь на вопросы:

  • Как назывался единый материк, существовавший 250 млн лет назад? ……………………………………
  • На какие 2 материка он раскололся? В северном полушарии – …………….., в южном полушарии –  …………………….  .
  • Как Вегенер доказывал, что материки были единым целым?

Обсуди ответы с соседом по парте.

  • Запомни: А.Вегенер – немецкий ученый, впервые высказавший идею движения материков в 1912 году.
 

 

 

 

1 б.

Блок 2. Теория движения литосферных плит (15 мин.)

4. Карта «Строение земной коры» Открой в атласе карту «Строение земной коры». Это особая тематическая карта, на которой показаны древние платформы, складчатые области разного возраста, срединно-океанические хребты, плиты литосферы.
Используй карту при просмотре видеосюжета.
 
5. Плиты литосферы.
Внимательно смотри видеосюжет.

 

(не отчаивайся, если не сразу ответишь, смотри далее)

Прочитай задания в пункте 5 и 6, которые надо выполнить во время просмотра фильма. Приложение 3.
! Задания:
  • Во время фильма проследи по карте «Строение земной коры», какие крупные плиты литосферы выделены на Земле? 

Запомни:

  • Что является границами плит?
  • Какие явления происходят на границах плит?
 
6. Как происходит движение плит?
Внимательно смотри видеосюжет.

 

 

 

 

 

 

(не отчаивайся, если не смог сразу все понять, впереди еще работа с учебником)

Постарайся верно ответить на вопросы.
Ответ запиши.
  • Что образуется, если плиты раздвигаются?

………………………………………………

Пояснение: Рифты (рифтовые зоны) – это трещины в океанической земной коре, по которым изливается мантия.
Тест.
Отметь 2 верных ответа:
1. Если происходит сближение – поддвиг – материковой и океанической земной коры, то образуются:
а) глубоководные желоба
б) рифты
в) островные дуги
Отметь 1 верный ответ:
2. Складчатые области – Кавказские горы, горы Гималаи, нагорье Тибет возникли в результате:       а) поддвига двух плит с материковой земной корой
б) поддвига материковой и океанической плит
Тот же вопрос (из задания 5):

  • Какие явления происходят на границах плит?
 
7. Плиты литосферы.
Работа с учебником.

 

 

 

 

 

Обрати внимание!

Внимательно прочитай предложенные ниже утверждения и вставь пропущенные слова, используя текст учебника со стр.44-46
а)  Земная кора и часть верхней мантии – литосфера – состоит из очень больших ………………… толщиной от …….км до ……..км.
б)  Большинство литосферных плит включают и ……… …………………….кору, и ………………………… кору.
в)  Границы между литосферными плитами проходят по ………………… хребтам или ……………… желобам.
г)  Плиты движутся по пластичному слою ……………  со скоростью от ……….. до ……………см в год.
д)  Громадных плит ученые выделяют …… – …..штук.  
  • Ответь с помощью учебника (стр.45-46) и на вопросы в п.6.

Проверь правильность («ключ 2») Приложение 1.

 

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

8. Сейсмические пояса Земли.

 

 

 

На заметку эрудиту:

Прочитай в учебнике стр.47 раздел «Сейсмические пояса». Дополни предложения:
а)  Пограничные области между литосферными плитами называются: ………………………………
б)  Сейсмические пояса – это самые ………… участки.
в)  В сейсмических поясах, на границах литосферных плит происходят ………………… и ……………………
Теория движения плит помогает геологам находить полезные ископаемые, в основном, рудные месторожде ния. Примерно 30 лет назад морские геологи подняли из разломов со дна Красного моря образцы горных пород, в которых нашли только что отложившиеся руды марганца, железа и других металлов.
 
9. Работа по карте «Строение земной коры» Рассмотри карту «Строение земной коры» в атласе.
а)  Найди самые большие плиты. Определи по физической карте полушарий, какой материк расположен на каждой плите.      Заполни таблицу.
Название плиты Географический объект
1 Тихоокеанская Тихий океан
2 Индо-Австралийская материк Австралия
3 Африка
4 Евразийская
5
6
7

Проверь («Ключ 3») Приложение 1.
б)  Найди и покажи на карте границы плит (работа в парах)

8 б.

Блок 3. Самоконтроль. Определение уровня полученных знаний

10. Реши тест-матрицу
Подбери к каждому пункту верное определение из таблицы (внизу)
А.  Плиты литосферы –
Б.  Материковая земная кора –
В.  Океаническая земная кора –
Г.  Сейсмические зоны –
Д.  Вегенер Альфред –
1. Ученый-геофизик, создавший теорию дрейфа  континентов 2. Земная кора, состоя щая из базаль тового и оса дочного слоя  3. Самые подвижные зоны Земли 4. Земная кора мощностью от 35 до 70 км 5. Они перемещаются по мантии со скоростью от 1 до 6см в год
6. В литосфере их выделено 7-9 штук крупных размеров и десятки мелких 7. Огромные блоки, на которые разделена литосфера Земли 8. Здесь проходят границы литосфер ных плит 9. Это области землетрясений и вулканизма 10. При их сближении образуются горные хребты,  глубоко-водные желоба и островные дуги

Проверь правильность ответов («ключ 4»). Приложение 1.
Оцени работу: 0-1 ошибка – оценка «5»;   2-3 ошибки – оценка «4» 4-5 ошибок – оценка «3»; больше 5 ошибок – оценка «2»: надо работать по теме еще.

Поставь себе оценку за урок: 15-16 баллов – «5», 14-12 баллов – «4», 11-10 баллов – «3»

Выбери себе домашнее задание:

  1. Если за урок оценка «5» или «4», п.10 выполнен без ошибок, дома можно отдыхать
  2. Если при выполнении п. 6,7,8,9 испытывал(а) затруднения, в п.10 есть ошибки, стр.42-48.
  3. Если при выполнении п. 6,7,8,9,10испытывал(а) серьезные затруднения – проработай материал по ТК еще раз, стр.42-48. Обратись за помощью к учителю, к друзьям.

Источники информации: