Цели:
- Ознакомить с историей рождения самолета.
- Способствовать развитию технического мышления школьников и познавательного интереса к техническому творчеству.
- Способствовать формированию коммуникативных качеств личности.
Оснащение:
- Компьютер, проектор, экран. Приложение 1
- Дидактический материал: презентация “Рождение самолета”. Приложение 2
- Раздаточный материал: ножницы, листочки, шаблоны модели самолета карандаши.
План.
- Выставка творческих работ школьников. Выступление школьников с презентациями.
- Организационно-подготовительная часть “Сообщение темы и цели мероприятия”.
- Презентация “Рождение самолета” .
- Практическая часть “Изготовление из бумаги управляемой модели планера” .
- Игра-соревнование “Испытание летных качеств планера ”.
- Подведение итогов.
ХОД УРОКА
1. Организационно-подготовительная часть.
Мир техники увлекательное и серьезное занятие. Вам сегодня предстоит не только узнать историю рождения самолета, но и самим изготовить управляемую модель планера, а затем испытать его летные качества.
Мечта о полете зародилась в далекой древности. Но потребовались тысячелетия, чтобы решить эту задачу. Кто же первый решил эту задачу? И каким образом? Об этом вы узнаете, посмотрев презентацию “Рождение самолета”.
2. Презентация “Рождение самолета”.
Викторина:
Откуда хотел взлететь на самодельных крыльях холоп Ивана Грозного? (Кремлевской колокольни)
Французский изобретатель Луи Пьер в 1865году создал планер, из каких частей он состоял? (Из одного крыла, к которому привязывался ремнем)
Кто изобрел первый в мире самолет, приводимый в действие 3мя воздушными винтами? (Александр Федорович Можайский)
В каком году А.Ф. Можайский построил свой самолет в натуральную величину? (1883 год)
Почему самолет Можайского, несмотря на то, что технически был выполнен грамотно, не смог летать? (Маленькая мощность паровых двигателей)
Немецкого инженера, летчика-исследователя, называют отцом планеризма, за отважные испытания собственных планеров, в которых для старта использовал свои ноги, а как настоящее его имя? (Отто Лленталь)
Что такое планер? (Безмоторный летательный аппарат)
Назовите мена изобретателей, которые накапливали опыт на планерах своих конструкций, прежде чем перейти к созданию самолетов? (Орвилл и Уилбер Райт.)
Какие планеры они изобретали? (Биплан)
Когда поднялся в небо первый самолет братьев Райд? (1903 году)
Как назывался первый самолет Братьев Райд и последующие улучшенные его модели? (Файер1, 2, 3)
На сколько лет раньше А.Ф. Можайский опередил братьев Райд в создании первого самолета? (20 лет)
3. Практическая часть “Изготовление из бумаги модель планера”.
Самостоятельная работа учащихся. Основные этапы работы над моделью:
- Изучить общий вид модели и его основные элементы (рис. 1).
- Сложить тетрадный лист (вдоль) пополам.
- Приложить шаблон модели к месту сгиба листа и обвести карандашом (рис. 2).
- Аккуратно вырезать модель.
- Изготовить модель, складывая выкройку, так как показано на рисунке (рис. 3).
- Аккуратно нанеси на крыле карандашом отличительный знак своей модели.
Прежде чем пускать модель, необходимо.
- Проверить, нет ли перегибов и перекосов на крыле и фюзеляже, хорошо распрямить крыло и стабилизатор.
- Проверить правильность центровки: взять рукой модель снизу за фюзеляж под крылом и легким толчком пустим ее прямо вперед – модель должна полететь ровно и далеко.
- Проверить действие рулей: отогнуть слегка вниз руль высоты(стабилизатор) и пустить модель – она полетит вниз.
- Снова выпрямить руль высоты – модель будет летать ровно. Отгибая вправо или влево, киль, заставим модель лететь направо или налево.
4. Игра-соревнование “Испытание летных качеств планера”.
-
“Полет на дальность”: Каждый участник
выходит на линию старта и в порядке очередности
запускает свою модель. Дальность полета
измеряется в метрах только по прямой линии от
места старта до места приземления модели.
- Полет на точность приземления “Посадка на аэродром” - на расстоянии 5-6 м от линии старта нарисован круг – аэродром. Модель запускают по очереди. В зачет идут результаты, если самолет точно приземлился.
- Петля Нестерова”: Модель также пускают по очереди. В зачет команде идут результаты, если самолет сделала “петлю Нестерова”
- “Воздушный бой”: К нижней части крыла самолета на скотч приклеивается тонкая тесьма длиной 50 см, а к стабилизатору тонкая бумажная лента такой же длины. Два участника из разных команд становятся напротив друг друга на расстоянии 2 м и постепенно приближаясь, раскручивая модель над головой, должны сорвать часть ленты соперника.
Основные правила:
- Поделиться на 2-3 команды.
- Из трех попыток зачитывается одна лучшая.
- В раунде “Воздушный бой” одна попытка.
5. Подведение итогов.
- Вручение победителям игры медали.
- Вручение участникам выставки творческих работ сертификаты.
- Запись желающих в авиамодельный кружок.