Задачи урока: раскрыть причины движения крови в организме, изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах, нервные и гуморальные влияния на сердце и сосуды, сформировать у учащихся понятия о пульсе и кровяном давлении, о перераспределении крови в организме, о взаимосвязи строения и функции сосудов; научить учащихся определять пульс, познакомить их с приемами определения артериального давления.
Оборудование: таблицы «Сердце», «Кровообращение», «Фазы работы сердца», тонометр, картина Рембрандта «Портрет старика в красном».
Главный вопрос урока
Что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения?
Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями?
1. Проверка знаний (опрос по домашнему заданию)
- Какие органы образуют кровеносную систему?
- Назовите кровеносные сосуды, из которых складывается большой круг кровообращения. Почему этот круг называют большим?
- Что происходит с кровью в большом и малом кругах кровообращения?
- Почему стенка левого желудочка более мощная, чем правого желудочка?
- Почему стенки предсердий тоньше стенок желудочков?
- В чем выражается взаимосвязь строения и функций всех отделов сердца?
- Что такое автоматизм сердца?
- Рассчитайте, сколько времени в течение суток длится общая пауза сердца, когда расслаблены мышцы предсердий и желудочков.
2. Изучение нового материала (по плану)
- Кровяное давление, его причины. Максимальное и минимальное кровяное давление.
- Давление в аорте, капиллярах, венах.
- Саморегуляция кровяного давления. Гипертония и гипотония.
- Пульс - колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления в сосудах в ритме сокращений сердца. Изменение пульса – показатель состояния сердца и сосудов.
- Измерение пульса и кровяного давления.
- Скорость движения крови в аорте, артериях, капиллярах, ее зависимость от разности давления в кровяном русле, от сопротивления, оказываемого стенками сосудов, от суммарной площади поперечного сечения сосудов на различных участках большого круга кровообращения.
- Распределение крови между органами.
- Движение крови по венам.
- Нервные и гуморальные влияния на сердце и сосуды.
Объяснение учителя Понятие кровяное давление, его причины. Давление в различных участках кровеносной системы (в аорте, капиллярах, венах), его измерение
Работа учащихся с текстом «Кровяное давление»
Определить и записать.
От чего зависит давление крови и какие факторы влияют на давление крови? Каким образом кровяное давление у здорового человека поддерживается на достаточно постоянном уровне.
Сообщение учащихся о методах измерения артериального давления (с древних времен по настоящее время).
Объяснение учителя Особенности сердечно – сосудистой системы подростка
В подростковом возрасте рост сердца происходит довольно интенсивно, а увеличение диаметра сосудов несколько отстает от темпов роста сердца. Это приводит к юношеской гипертонии. Состояние это временное и с возрастом проходит.
Людей, у которых артериальное давление крови постоянно повышено, называют гипертониками. Чем можно помочь при этом заболевании человеку, даже, в условиях необитаемого острова?
Попробуем решить задачу.
Робинзон Крузо и Пятница жили на необитаемом острове. У Пятницы, как он сам признался, была гипертония – болезнь, при которой повышается кровяное давление. Как – то Пятнице стало совсем плохо и Робинзон отправился искать лекарство – надо было снизить давление.
Что мог использовать Робинзон в качестве лекарства?
Подсказка 1: Он отправился на берег пресного водоема (был такой на острове).
Подсказка 2: Задача называется Наследие Дуремара.
Предполагаемый ответ, который должны дать учащиеся:
Робинзон поймал в водоеме пиявок. Приставил Пятнице несколько пиявок, они отсосали часть крови – давление понизилось, Пятнице стало лучше. Робинзону повезло, в том водоеме водились медицинские пиявки. Пиявки другого вида не могут прокусить кожу человека и для медицинских целей бесполезны. К тому же пиявки должны быть стерильны.
Задание для учащихся
С помощью формулы рассчитайте, какое артериальное давление должно быть у вас,
АД верхнее = 1,7 х возраст + 83
АД нижнее = 1,6 х возраст + 42
Проверьте насколько ему соответствует ваше реальное артериальное давление. (Измерение давления с помощью тонометра).
Объяснение учителя
Пульс – колебание стенок сосудов, вызванное изменениями давления в сосудах в ритме сокращений сердца. Изменение пульса – показатель состояния сердца и сосудов.
Лабораторная работа
«Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» (работа по инструкции)
Подсчитать число пульсовых ударов у соседа по парте. Определите, соответствует ли норме (сверить с показателями таблицы).
Почему пульс обычно измеряют, прижимая пальцем сосуд, расположенный на поверхности лучевой кости немного выше ладони?
Подсчет пульса в разных условиях
(заполнить таблицу)
Показания пульса | ||
---|---|---|
в положении сидя | в положении стоя | после 10 приседаний |
В чем причина различных показателей пульса? Чем это можно доказать?
Зависит ли пульс от колебания стенок артерии (проверка гипотезы на опыте).
Объяснение учителя
Если зажать артерию в точке А, ближайшей к сердцу, то прекратится распространение пульсовой волны на участке АБ, поскольку в точке А стенки будут прижаты друг к другу и пульсовая волна через это место не пройдет. Поэтому в точке А и точке Б пульс ощущаться не должен.
Проверим это практически.
Учащиеся находят лучевую артерию и располагают пальцы так, чтобы они все ощущали пульсовые точки. После этого зажимают артерию в точке А, самой далекой от большого пальца. Она находится ближе всего к сердцу.
Вопрос учащимся: Ощущают ли пальцы пульс?
Вывод: Все пальцы после этого пульс больше не ощущают. Предположение подтвердилось. Зависимость можно считать установленной.
Причина пульса – колебания стенок, распространяющиеся вдоль артерий в виде волны от начала аорты при каждом сокращении сердца.
Вопрос учащимся: Какое практическое следствие можно вывести из этого опыта?
Предполагаемый ответ: По наличию пульса нельзя точно установить, остановлена кровь или нет. Если нет пульса, можно совершенно точно сказать, что на участках артерии, расположенных дальше от сердца, чем место, где прощупывался пульс, движение крови остановлено.
Объяснение учителя Скорость движения крови в аорте, артериях, капиллярах.
Объяснение причин движения крови /зависимость от разности давления в кровяном русле, от сопротивления, оказываемого стенками сосудов, от суммарной площади поперечного сечения сосудов на различных участках большого круга кровообращения.
Предположите, в каких сосудах скорость движения крови будет больше, если учесть, что через любой участок поперечного сечения сосудов проходит одинаковое количество крови. Объясните, какое значение имеет медленное течение крови по капиллярам.
Объяснение учителя Распределение крови между органами
Проблемная задача
Ученый поместил испытуемого на специальные весы так, чтобы одна половина тела уравновешивала другую. Предложите способы нарушения этого зыбкого равновесия (обязательное условие предлагаемых вариантов – отсутствие постороннего физического вмешательства).
1 вариант – пошевелить пальцами ног.
Результат: часть платформы весов, на которой лежали ноги, опустится вниз.
2 вариант – решение задачи
(опустится часть платформы, на которой лежит голова).
Почему кровоснабжение органов зависит от интенсивности их деятельности?
Почему после длительного сидения мы часто потягиваемся? Какое это имеет значение?
Почему во время продолжительной умственной работы иногда холодеют ноги?
Объяснение учителя Движение крови по венам
Какие факторы обеспечивают ток крови по венам?
Почему в венах кровь может двигаться только в одном направлении?
Движение крови по венам у пожилых и молодых.
Демонстрация картины «Старик в красном» /на портрете крупным планом показаны руки, на которых хорошо видны вены только тыльной стороны кисти. Поскольку у пожилых людей в местах, где располагаются клапаны, кровь несколько застаивается, растягивая вены, создается характерный рельеф: руки старика выглядят узловатыми. У молодых людей стенки вен эластичны и без задержки проталкивают кровь к сердцу, поэтому у них рельеф вен заметен слабее.
Объяснение учителя Нервные и гуморальные влияния на сердце и сосуды
Прочитайте раздел. Объясните, как регулируется ширина просветов кровеносных сосудов.
Как влияет на работу сердца и сосудов ЦНС? Какие вещества влияют на работу сердца гуморальным путем? Могут ли они изменить последовательность сокращений отделов сердца? Почему во время экзамена учащается сердцебиение?
Какое значение имеют эти изменения для организма человека? Каким образом сердце «узнает», что оно должно сокращаться с большой частотой.
Обоснуйте вывод: Работа сердца изменяется с изменением условий внешней среды и состоянием самого организма.
Итог урока
Что такое кровяное давление, в связи с чем оно возникает и как оно поддерживается.
Каким образом организм противодействует падению давления. Как и зачем измеряют АД.?
Что такое пульс, в связи с чем он возникает и на каких частях тела его можно определить.
Диагностика по пульсу была распространена в 18 столетии столь же широко, как и во все времена. Почему по пульсу определяют состояние сердца и сосудов?
Какие процессы совершаются в организме благодаря медленному току крови по капиллярам?
В чем причина движения крови?
Что произошло бы с кровотоком, если давление в местах, где начинается и кончается ее движение, было бы одинаковым.
Домашнее задание
Проверить наблюдением и опытом. (два варианта задания, проделать любое)
1. Возьмите резиновое кольцо, восьмеркой несколько раз накрутите его на палец.
Что вы наблюдаете? Через несколько минут (2 -3) снимите перетяжку. Что вы наблюдаете? Объясните, почему отекает палец, если его перетянуть у основания.
2. Наложите перетяжку на предплечье или просто туго сдавите руку в запястье ремешком от часов. Посмотрите, где набухают сосуды. Докажите, что сосуды, видимые на поверхности тыльной стороны руки – вены.