Урок модуля "Практика работы на компьютере" курса "Технология". 3-й класс

Разделы: Информатика, Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  1. Познакомить детей с понятием “оперативная память” и её назначением.
  2. Ввести понятие внешней памяти (долговременной памяти).
  3. Познакомить детей с устройствами внешней памяти и устройствами чтения и записи информации на диски.
  4. Развивать техническое и логическое мышление.
  5. Воспитывать интерес к информационной и коммуникационной деятельности человека.

Используемый материал: презентация по теме урока (Приложение 1), мультимедиакурс “Мир информатики” под ред. А.В. Могилева (тема “Хранение информации на компьютере”), развивающие игры из курса элементарной компьютерной грамотности для начальной школы

Ход урока

I. Оргмомент

II. Разминка:

Задание 1 (Приложение 1, слайд 2):

Кто и что использует в своей работе?

Комментарий к заданию: ученики соотносят персонажи (людей разных профессий) с предметами, используемыми в их работе. (Примечание: для корректной “работы” анимации на слайде, называть людей разных профессий учащиеся должны по порядку.) Затем учитель просит детей рассказать для чего эти люди используют компьютеры. Далее делается вывод, что компьютеры используются во всех областях деятельности человека.

III. Актуализация знаний:

Задание 2 (Приложение 1, слайд 3):

Посмотри на свой компьютер. Можешь ли ты назвать устройства, которые ты видишь?

Комментарии: На слайде поочередно появляются устройства компьютера, учащиеся их называют. Обратить внимание учащихся на направление стрелок и попросить объяснить, что они обозначают. Если дети затрудняются ответить, объяснение дает учитель. Особое внимание следует обратить на системный блок. Нужно сообщить им, что внутри этого “ящика” находится много различных устройств и с некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

Задание 3 (Приложение 1, слайд 4):

Выбери слова, которые можно вставить вместо многоточия

Информацию можно …

  • раскрашивать
  • хранить
  • собирать
  • использовать
  • кушать

Комментарий: вместо многоточия можно вставить: хранить, собирать, использовать, получать, обрабатывать, передавать.

Это задание на повторение и, в тоже время, подводит к объяснению темы урока.

IV. Объяснение нового материала

1. Учитель напоминает, что значит хранить информацию. Рассказывает о значении сохранения информации для человека, о памяти человека, о её ограниченных возможностях.

Подводит детей к выводу, что компьютер – это очень удобный инструмент для хранения закодированной информации. (Приложение 1, слайды 5,6).

Просмотр анимационного ролика из мультимедиакурса Мир информатики” по теме “Хранение информации на компьютере”

2. Знакомство с оперативной памятью.

- Мы уже знаем, что процессор – это устройство компьютера, которое обрабатывает информацию. Работает он очень быстро. Да вот беда, процессор может запомнить только несколько слов или чисел. Для того чтобы запомнить большое количество информации, в компьютере есть специальное устройство – оперативная память. Процессор может обрабатывать данные по программе, если и программа, и данные загружены в оперативную память. Вся информация хранится в ОП в виде двоичных кодов: 0 и 1. Устройство оперативной памяти состоит из крошечных переключателей, каждый может быть в положении “Включено” или “Выключено”. Если переключатель включен, компьютер запомнил единицу, если выключен – ноль. В ОП компьютера может храниться от 1000 до 32000 и более страниц текста. Информация хранится в ОП, пока компьютер включен. (Приложение 1, слайд 7).

3. Учитель излагает сюжет задания, который на слайде 8 (Приложение 1), представлен в виде комикса:

- Незнайка рисовал на компьютере, но не успел закончить рисунок. Он выключил компьютер и решил продолжить позже. Но на следующий день он не смог найти рисунок в памяти компьютера. Почему это случилось?

- При выключении компьютера вся информация в ОП пропадает. (Приложение 1, слайд 9).

4. Учитель сообщает, что есть специальная память, которая сохраняет информацию и после выключения компьютера. Эта память называется внешней, а устройства внешней памяти называются дисками. Для записи информации на диск и чтения с диска нужно специальное устройство – дисковод. Учитель кратко характеризует устройства внешней памяти, их отличия. (Приложение 1, слайд 10).

V. Физкультминутка (Приложение 1, слайд 11).

Робот делает зарядку
И считает по порядку.
Раз – контакты не искрят,
Два – суставы не скрипят,
Три – прозрачен объектив,
Я исправен и красив.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно к делу приступать.
(Агафонов В.В. Твой друг Компьютер. – М.: Новая школа, 1997. – 16 с.)

VI. Закрепление изученного материала

Задание 1 (Приложение 1,слайд 12):

Учащимся предлагается по рисункам устройств внешней памяти назвать их.

Задание 2 (Приложение 1,слайд 13):

Выбери лишний предмет (предмет, не подходящий к остальным).

На слайде изображены книги, дискета, диск, оперативная память.

Комментарий: вариант ответа 1: книга предназначена для долговременного хранения информации, но не является устройством ПК; вариант ответа 2: оперативная память не является устройством внешней памяти ПК.

Задание 3 (Приложение 1, слайд 14):

Соедини названия устройств компьютера с описанием их действий:

Работа за компьютером

Учащимся предлагается открыть текстовый редактор, набрать текст (например: Сегодня на уроке мы узнали об устройствах хранения информации на компьютере.) и сохранить текст на жестком диске.

Подведение итога урока

Главное, что мы должны запомнить! (Приложение 1, слайд 15).

Домашнее задание

Учебник – тетрадь Е.П.Бененсон, А.Г.Паутова стр.39, 44, 56-57.

(Учебник Н.В. Матвеева и др. стр.61-66 (п.11).)