«Древний Египет – «это до одухотворенности, до призрачности далекое прошлое». Однако древнеегипетская история дарит и совершенно другое ощущение: словно сглаживается колоссальный разрыв веков, прошлое приближается к современному человеку, кажется, что древние предвосхитили и знали многое из того, что люди, утратив в течение веков, стремились открыть вновь».
Немецкий писатель Томас Манн.
Игру подготовили и провели учителя «Гимназии «Исток» г. Великого Новгорода:
1. Архипова Т.Н. – учитель русского языка
2. Левикова Е.П. – учитель истории
3. Прилуцких С.М. – учитель математики
4. Федорова В.Н. – учитель математики
5. Чечина В.И. – учитель математики.
1. Введение
Процессы, происходящие в современном обществе: научно-технический прогресс, процесс гуманизации образования, развитие новых технологий оказывают влияние на формирование личности школьника. В настоящее время одним из важнейших принципов современной модели образования является переход от пассивных форм обучения к активным, коллективным формам обучения, предполагающим межпредметную интеграцию. Тем не менее, в практике работы современной общеобразовательной школы сохраняется разрозненность и обособленность знаний, получаемых учащимися по отдельным дисциплинам. Имеют место и единообразие в содержании, методах и формах обучения, ориентированных на репродуктивный уровень усвоения учебного материала.
Таким образом, выбор формы внеклассного мероприятия обусловлен названными особенностями и проблемами образовательного процесса.
Игровая форма (игра-путешествие) позволяет вызвать интерес к учебной деятельности. Цель игры - напряжённый труд сделать занимательным, интересным. В учебную деятельность вводится состязательность; успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Степень сложности заданий игры может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности класса, возраста, объёма изученного материала. Развиваемые в ходе игровой деятельности качества: пытливость, любознательность, творческая самостоятельность являются предпосылками для совершенствования творческих способностей учащихся. Такие типы игровых заданий, как игры - упражнения (ребусы, шарады, викторины, загадки, логические задачи) способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. Игра позволяет развить мотивацию к учению, поддержать позитивный настрой обучающихся, развивает самооценку личности, даёт возможность утвердиться, расширяет кругозор.
Наличие блоков заданий по математике, истории, русскому языку позволяет осуществить межпредметные связи, создать возможность для интеграции предметов естественно-научного и гуманитарного направлений. Интеграция позволяет показать целостность природы, мира в содержании учебного материала, так как конечной целью этого процесса становится воспитание личности, обладающей многомерностью - способностью человека проявляться и достигать необходимых результатов в различных сферах деятельности.
Данное внеклассное мероприятие предполагает деление на команды, что позволяет осуществить групповую форму работы над учебным материалом. Варианты заданий могут быть разного уровня сложности. Для их составления могут быть привлечены сами ученики. Использование элементов информационной технологии позволяет развивать навыки работы с компьютером, оформления учебного материала в форме презентаций, делает ход игры более динамичным, наглядным.
Нельзя пренебрегать и такой важной особенностью как развитие коммуникативных навыков, навыков грамотной, логичной речи, развитием умения аргументировать собственные суждения.
Оборудование: ПК, проектор, экран (или интерактивная доска), листки для ответов (30 на команду), грамоты.
Оформление:
1) таблички на столиках команд классов,
2) «маршрутные листы» на доске с указанием литеры класса,
3) жетоны различного цвета, обозначающие баллы, полученные командами.
2. Правила игры
В игре-путешествии учувствуют команды 5-6 классов. Им предлагаются 3 блока заданий (русский язык, математика, история), по 10 вопросов в каждом. Вопрос озвучивается одновременно для всех команд, и учащиеся получают 1 минуту на его обсуждение, «писец» записывает ответ, а «гонец» по сигналу «хранителя времени» относит листок с ответом команды в «коллегию жрецов» (жюри). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимально возможное количество баллов -30. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов, также определяются победители среди 5 и 6 классов, знатоки русского языка, математики и истории, лучший «гонец» и «писец».
3. Вступление
Семь чудес света - так называли необычные творения человеческих рук, поражавших современников красотой, техникой исполнения. До наших дней сохранилось лишь одно из семи чудес света, самое древнее - египетские пирамиды. Они служили гробницами (местами захоронения) фараонов, правителей древнего Египта. Каждая из огромных пирамид носит имя похороненного в ней фараона – Джосера, Хеопса и других. Пирамиды строились на западном берегу реки Нил, на самой границе плодородной речной долины и пустыни. Запад египтяне считали страной смерти: им казалось, что солнце каждый вечер умирает, заходя за горизонт. С незапамятных времен древнегреческая цивилизация привлекала внимание человечества. В V веке до нашей эры древнегреческий историк Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» - «загадка», «тайна» - греческого происхождения. Древний Египет создает впечатление вечности. Жизнь этой страны развивалась по своим законам, редко подвергалась внешним вторжениям.
Вначале были Хаос и Бездна,
Беспредельный и Беспредельная,
Мрак и Тьма, Воздух и Буря –
Четыре супружеские пары,
8 божественных стихий.
Они создали Свет и первозданную Твердь,
На которой появился первый из городов – Хнум.
Бог Тот считался богом Луны, волшебником и знатоком Магии. Бог Тот почитался в облике болотной птицы Ибиса, пожирательницы змей, или обезьяны павиана. В эпоху Древнего царства Тота считали «владыкой чужестранцев» и « господином кочевников». Призвал к себе однажды Ра своего сына Тота и сказал ему: «Будь моим лунным глазом на небе, когда я освещаю страну блаженных, и станут говорить о тебе с почтением: «Это Тот, заместитель Ра». Так стал Тот заместителем Ра, его визирем, и оказалось в его ведении время, а вместе со временем также и счет. Перешли к нему знания и письмо. Стал он на земле покровителем тех, кто пишет и ведет счет, а в загробном мире сам выполнял работу писца на великом суде богов. И поскольку у него на глазах постоянно взвешивали сердца умерших прежде, чем решить их судьбу, Тот стал владыкой Истины и помощником судей в вынесении справедливых приговоров.
Пирамида Джосера (древнейшая из пирамид). Ученые до сих пор спорят о том, как же возводились эти огромные сооружения.
Считается, что древние египтяне в то время (почти 5 тыс. лет назад) еще не знали колеса. Огромные каменные блоки перевозили на салазках. Можно себе представить, какого размера были эти салазки, и сколько людей должны были их везти. Сколько же потребовалось каменных кубиков? И какого веса они были?
Строили пирамиды долго, поэтому фараоны заботились о своих гробницах заблаговременно: взойдя на престол, они сразу же приказывали строить гробницу.
4. Математическая разминка (Приложение 1)
№1. В. Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них – буква и нота. Каков ключ? (Ответ: цифра)
№2. 1. Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы его называем сейчас? 2. Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта стоит памятный знак. (Ответ: нуль)
№3. Сколько концов у трех с половиной палок? (Ответ: 8 концов)
№4. Египетский индюк, стоя на одной ноге, весит 10 кг. Сколько весит индюк, если встанет на две ноги? (Ответ: 10 кг.)
№5. Подумайте, какая дробь больше - правильная или неправильная? (Ответ: неправильная дробь)
№6. У крышки стола - 4 угла. Сколько получится углов у крышки, если один из них отпилить? (Ответ: 5 углов)
№7. Три египетские курицы за три дня дают три яйца. Сколько яиц дадут 12 кур за 12 дней? (Ответ:48 яиц)
№ 8. Один гонец сказал: «Позавчера мне было 10 лет, а в будущем году мне исполнится 13 лет. Когда у гонца день рождения? (Ответ: 31 декабря)
№ 9. Летели скворцы и встретились им деревья. Когда сели они по одному на дерево, то одному скворцу не хватило дерева, а когда на каждое дерево сели по два скворца, то одно дерево осталось незанятым. Сколько было скворцов и сколько было деревьев? (Ответ: скворцов -4, деревьев - 3)
№ 10 в клетках квадрата переставьте числа так, чтобы по любой вертикали, горизонтали и диагонали их суммы были равны между собой.
3 | 5 | 7 |
9 | 11 | 13 |
15 | 17 | 19 |
Ответ:
17 | 7 | 9 |
3 | 11 | 19 |
13 | 15 | 5 |
Вот мы и узнали:
1. Самая первая пирамида Джосера имеет длину 129 метров, ширину 109 метров, высоту 60 метров.
Для постройки пирамиды Хеопса потребовалось 2 300 000 каменных кубиков весом от 2 до 30 тонн. Блоки эти так плотно пригнаны друг к другу, что между ними не просунуть и иголку.
На работах было занято 100 000 человек, и менялись они каждые 3 месяца. Видимо, больше никто не выдерживал на этих каторжных работах.
К сожалению, мы мало знаем о людях, строивших пирамиды – история почти не сохранила их имен, но творения их рук до сих пор удивляют мир.
2. Рядом с тремя самыми высокими пирамидами в Гизе стоит высеченный в скале 20-метровый Сфинкс с туловищем льва, человеческой головой и царским убором. «Отцом трепета» называют это гигантское изваяние арабы. В египтологии оно известно под именем «Большого сфинкса». Общая высота – 19,8 метра, примерно 20 метров. Размер рта – 2,32 м, примерно 2 метра. Размер уха – 1,97 метра, примерно 2 метра. Между могучими лапами некогда стоял храм.
5. Вопросы истории (Приложение 2)
№1. Как называется континент, на котором расположен Египет? (Ответ: Африка )
№2. Древний историк писал: «Река течет тихо и увлекает с собой много различной земли и водных растений… Ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил… Разделяясь на много частей, река образует дельту». О какой реке писал древний историк?(Ответ: Нил )
№3. Земледелие – важнейшее занятие египтян. Как называется орудии труда, применяемое при обработке земли? (Ответ: плуг)
№4. Наступление дня египтяне связывают с появлением на небесном своде этого бога. Назовите его имя. (Ответ: Амона-Ра )
№5. Древний историк писал: «Сначала она идет в виде лестницы уступами или ступенями. После того, как заложили первые камни, остальные поднимали при помощи помостов. О строительстве какого сооружения идет речь? (Ответ: пирамида)
№6. В древнем Египте рядом с пирамидами устанавливали огромные скульптуры львов с головой человека. Как они назывались? (Ответ: Сфинкс )
№7. Тело фараона обмывали освященной водой и пальмовым вином, внутренние полости наполняли травами и благовонными смолами, обвивали каждую руку и ногу лентами, на которых были написаны молитвы, и заклинания… Что получалось в результате этих действий? (Ответ: мумия)
№8. Специально обработанное тело умершего человека помещали в богато украшенный гроб. Как он назывался? (саркофаг)
№9. Их помещали у входа в храм и называли «иглы фараонов»? (Ответ: обелиск)
№10. Как называются знаки египетской письменности? (Ответ: иероглифы).
6. Вопросы русского языка (Приложение 3)
№1. Раскаленное вечернее небо Египта красного цвета. Только одно из приведенных слов не обозначает оттенка красного, какое? Алый, лазурный, вишневый, багровый, пурпурный. (Ответ: лазурный)
№2. Как правильно сказать «события истории Древнего Египта расположены в … порядке»? Какое слово уместно вставить вместо точек – синхронном, хроническом, хронологическом ? (Ответ: хронологическом )
№3. На плитах пирамиды нашли запись: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Есть ли ошибка в вычислении? (Ответ: ошибки нет – все зависит от ударения, речь идет о птицах – сороках, а не о числе 140)
№4. Совершите путешествие во времени, превратив МИГ в ЭРУ, изменяя по одной букве в слове. (Ответ: миг, мир, мор, бор, боа, бра, эра)
№5. Загадка Сфинкса. Сфинкс - мифическое существо с телом льва, крыльями птицы и Гловой человека. Олицетворение природного могущества, свободы и мудрости. По греческой легенде Сфинкс был наслан Герой на Фивы за прегрешения отца Эдипа, царя Лая. Всем прохожим сфинкс задавал свою знаменитую загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трех? Тех кто, не мог дать правильный ответ, он убивал. Разгадать загадку Сфинкса смог только Эдип. Правильный ответ? (Ответ: человек: юность, зрелость, старость)
№6. Игру с предлогом «С» соедини ты, и чудо вдруг произойдет – цветок Египта, символ знаменитый перед тобою расцветет. (Ответ: лото-с)
№7. «Я, царь царей, я солнца сын могучий, гробницу эту выстроил себе, чтоб прославляли многие народы, чтоб помнили в веках грядущих…» Как назывался в Древнем Египте человек, которому могли принадлежать эти слова? (Ответ: фараон)
№8. Определите, как назвался в Древнем Египте материал для письма? Первая часть этого слова – фигура танца, вторая – шумное веселье с угощением, а третья – украшение любого мужчины. (Ответ: папирус)
№9. С 622 года до н.э. в Каире установлен прибор «нилометр». Попробуйте догадаться, что измеряет этот прибор? В этом вам поможет разбор слова по составу. (Ответ: прибор измеряет уровень воды в Ниле: меряет Нил)
№10. Древние египтяне в песнях и молитвах обращались к Нилу, как вполне определенному человеку, который по их мнению кормит, заботится о потомках. Кто этот человек? (Ответ: отец)
7. Заключение
Семь чудес света славились в древнем мире:
1. Давно уже разрушились висячие сады Семирамиды в Вавилоне.
2. Сожжен Геростратом храм богини Артемиды в Эфесе.
3. Та же участь постигла статую Зевса Олимпийского.
4. Варварски уничтожили рыцари - крестоносцы усыпальницу царя Кари Мавсола (им понадобился строительный материал для сооружения крепости – замка святого Петра).
5. Погиб во время землетрясения и Колосс Родосский, 36-метровое изваяние бога солнца Гелиоса.
6. Другое землетрясение погребло останки 120-метрового маяка, сооруженного на острове Фарос в 280 году до нашей эры.
Только древнейшее из семи чудес света – египетские пирамиды – по-прежнему незыблемо высится на фоне желто-коричневых песков Ливийской пустыни, вблизи голубой ленты Нила. 46 веков пронеслось над ними… «Все на земле боится времени, но время боится пирамид» - сказал арабский писатель 13 века. Египетские пирамиды возвышаются как вечный памятник народного горя, олицетворяя неимоверно жестокую, деспотическую власть египетских фараонов Древнего царства. И долго еще, изумляя людей, они будут возвышаться над гладью вечности, как бы над человеческими страстями, порывами, над самой жизнью. Огромная роль Древнего Египта в мировой истории неоспорима. Немецкий писатель Томас Манн сказал, что Древний Египет – «это до одухотворенности, до призрачности далекое прошлое». Однако древнеегипетская история дарит и совершенно другое ощущение: словно сглаживается колоссальный разрыв веков, прошлое приближается к современному человеку, кажется, что древние предвосхитили и знали многое из того, что люди, утратив в течение веков, стремились открыть вновь.
8. Подведение итогов (Приложение 4)
Объявление итогов игры и награждение победителей.