Использование технологии развивающего обучения "Игровые миниатюры" на музыкальных занятиях

Разделы: Работа с дошкольниками


Конспект доминантного музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста: «В гости к Царевне Осени».

Цели:

  1. Содействовать формированию у детей певческих, двигательных навыков.
  2. Формировать умственные умения и действия детей.
  3. Развивать музыкальные, творческие, коммуникативные, артистические способности детей.
  4. Развивать у детей музыкальный слух, память, внимание, мышление, воображение, речь.
  5. Воспитывать общую музыкальную, речевую, двигательную культуру.
  6. Воспитывать чувство прекрасного.
  7. Доставить детям радость и удовольствие, создать атмосферу творческого вдохновения.

Оборудование: «Рули», «солнышки», 2 коричневые ленты («тропинка»), разноцветные осенние листочки, демонстрационный материал (2 картины осеннего пейзажа в разных тонах), «Тучка» (капли сделаны из голубых лент), корона Осени, оранжевый газовый платок, сладкие «грибочки» (для угощения).

Ход занятия

Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! (Музыкальное приветствие.) А вы знаете, что сегодня День рождение у Царевны Осени? (Да.) Я предлагаю нам с вами отправиться к ней в гости и поздравить её. Вы согласны? (Да.) А поедем мы с вами на автомобилях. Берите «рули». Готовы? Тогда, в путь!

Игровая миниатюра И.Г. Галянт: «Машины».

Едем, едем на машине по уральской стороне.
По берёзовой, сосновой, по дубовой, по ольховой.

(Дети поют, двигаясь по залу врассыпную.)

Вот мы с вами и приехали. А где же наша именинница?... Кто поможет нам её найти? (На полу лежат маленькие «солнышки».) Посмотрите, сколько много солнышек! Может быть, они нам помогут? Давайте их возьмём и с ними весело станцуем и споём!

ТАНЕЦ: сл. и муз. Е.А. Гомоновой «Разноцветные колечки». (см.: Музыкальный фейерверк. – Ярославль, 2005.)

А сейчас давайте сделаем большое солнце (круг) и поздороваемся с ним.

Игровая миниатюра И.Г. Галянт: «Здравствуйте».

Каждый день на нашей планете происходят разные чудеса.

(Дети садятся на пол по кругу.)

Самое большое чудо это то, что мы видим каждое утро. Из-за гор и рек поднимается на небо большой раскалённый шар. Это Солнце. Оно смотрит на нас сверху вниз и дарит нам своё тепло.

(Протягиваем руки вверх и тянемся к Солнцу.)

Солнце смотрит вниз и проверяет, всё ли в порядке? Нет, не всё. Вот эта поляна с цветами не согрета, нужно её согреть.

(«Греем» взглядом воображаемую поляну.)

На поляне, которую обогрело Солнышко, летают разные птички, которые ещё не улетели в тёплые края.

(Машем руками, потягиваемся.)

Они проснулись и сладко потянулись, сказав всем: «Здравствуйте!»

(Киваем головой.)

Птички увидели громадные деревья в ярких осенних красках, и тоже сказали им: «Здравствуйте!»

(Протягиваем руки вверх, киваем головой.)

Сказали осенней травке: «Здравствуй, травка!»

(Гладим руками «травку».)

Погладили своими крылышками Землю и тоже сказали ей: «Здравствуй, Земля!»

(Положили ладони на пол.)

Хоть на дворе Осень, но нам совсем не холодно, Солнце всех обогрело. Посмотрите, музыкальная «тропинка».

(На полу лежат 2 коричневые ленты.)

По тропиночке пойдём,
В гости к Осени придём.
Мы пойдём, мы пойдём,
Вместе песенку споём!

Распевание: «Мы идём, мы поём».

(Тональность: Е – Dur. Текст: «Мы идём, мы поём». Дети идут по кругу за воспитателем топающим шагом, проходят на стулья.)

Артикуляционная гимнастика В.В. Емельянова «Листопад».

Под ногами листопад, листья жёлтые летят,
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.
ШУРШ, Шуршиха и Шуршонок,
ПАПА, Мама и Листёнок.
Если Папа здесь пройдётся, громкий Шурш Вокруг несётся. (Ш-Ш-Ш.)
Если Мама – будет тихо под ногой шуршать Шуршиха. (ШШШ.)
А Листёнок пролетит, как Шуршонок прошуршит. (ш!ш!ш!)

Муз. руководитель: Листики летят, летят, летят, с нами поиграть хотят.

Дыхательная гимнастика: «Разноцветные листочки».

 (Детям раздают листочки.)

Дуем, дуем на листок (ф-ф-ф),
Его качает ветерок (качаем листок, дуем на него).
Мы листочек поднимаем (поднимаем листок вверх),
Мы листочек опускаем (опускаем листок вниз).

Мой Листочек, мой Листок, песню спой со мной, дружок!

ПЕСНЯ: сл. И муз. Е.А. Гомоновой «Осень в гости к гам идёт». (см.: Весёлые песенки для малышей. – Ярославль, 2000.)

Муз. руководитель: (Показывает 2 картины осеннего пейзажа. Рассматриваем, обсуждаем цветовую гамму, выбираем совместно с детьми ту картину, которая подходит к песне «Осень в гости к нам идёт» и объясняем почему?)

Вот уж листья облетели, мы картины рассмотрели.
Где же Осень? Не поймём? Осень, Осень, очень ждём!

(Звучит музыка «Дождя».)

Кто-то к нам сюда бежит, кто-то к нам сюда спешит…

(Воспитатель держит в руках «Тучку».)

Воспитатель:

Я – Тучка, Тучка, Тучка, в гости к вам «пришла»,
И много-много капель вам в подарок принесла.
Осень ждёте? (Да.) И подарочек несёте? (Да.)
Осень ножки промочила, и про праздник свой забыла.

Муз. руководитель:

Что же делать? Как нам быть?
Надо ножки просушить.
Ручками похлопаем (хлопаем в ладоши),
Ножками потопаем (топаем ногами),
Дружно скажем: «Уходи!» (Машем руками: «Уходи!»), 
Наших деток не мочи! (Грозим пальчиком.)

Воспитатель: Нет, нет, нет, я не уйду. Вы мне спойте, я спляшу!

Песенное творчество: «Дождь по крыше застучал».

(Дети совместно разучивают стихотворение.)

Дождь по крыше заплясал,
Капельками застучал.

(Начало попевки: «Дождь по крыше заплясал» поёт музыкальный руководитель, а окончание: «Капельками застучал» допевает ребёнок, придумывая свою мелодию.)

Пальчиковая гимнастика Е.С. Анищенковой «Дождик».

Дождик-дождик, не дожди! (Выполняют руками «брызги» капель.)
Не дожди! Ты подожди! (Грозят пальчиком.)
Выйди, выйди, солнышко (Кулачки сжимают, разжимают.)
Золотое донышко! («Рисуют» руками круг.)

Воспитатель: (от лица «Тучки».)

Вот «спасибо», я так рада! Все вы добрые ребята!
Я не буду вам мешать, разрешите поиграть!

(«Тучка» своими капельками «гладит» детей по головкам.)

Выходите в круг, друзья, Осень ждёт вас, детвора!

(Дети выходят в круг, их встречает Царевна Осень /ребёнок в короне Осени/).

Муз. руководитель: Здравствуй, Царевна Осень!

В гости очень долги шли и подарок принесли.

(Дарят Осени оранжевый газовый платок, Осень благодарит детей за подарок.)

Танцевальное творчество: «Осень».

Расступись, честной народ,
Видишь, Осень в пляс идёт!
Ай, да ты, ай, да я!
Ай, да Осень ты моя!

(Под любую спокойную музыку Осень выполняет танцевальные движения, дети повторяют за ней. Затем Осень передаёт корону и платок другому ребёнку, который импровизирует свой танец.)

Муз. руководитель: Ребята, а вы не забыли, что у Царевны Осени сегодня День Рождения? (Нет.) А давайте ей испечём каравай? (Давайте.)

Хоровод: «Каравай».

Воспитатель: Наша Осень любит, конечно, всех, а ребяток больше всех!

Осень деток угостит,
От души благодарит.

(Угощают детей сладкими осенними грибочками.)

Муз. руководитель: (подводит итог музыкального занятия.)

До свидания, в добрый час,
Ждём ещё в гостях у нас!