Открытый урок "Некоторые особенности работы над различными видами совместного исполнительства в классе фортпиано ДШМ и ДШИ"

Разделы: Музыка


Цель урока: развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта учащихся через освоение различных видов совместного музицирования.

Задачи урока:

  • формировать умения и навыки игры в ансамбле;
  • помочь приобрести некоторый опыт аккомпанемента (вокального и инструментального);
  • объяснить особенности работы над солирующей партией в фортепианных концертах.

Тип и форма урока: урок-концерт.

Методы ведения: объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте), проблемно-сообщающий (выявление общих тенденций в обучении различным видам совместного музицирования).

Оборудование: два фортепиано.

Содержание урока

Работа детских музыкальных школ ставит себе целью общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых её различных формах. Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся ДМШ наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков овладевают приёмами и способами работы над разными видами совместного исполнительства: фортепианные дуэты, аккомпанементы, концерты. Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Приобретённые за годы учёбы навыки и умения игры в различного рода ансамблях совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся; формируют их музыкально – эстетический вкус на высокохудожественных произведениях; воспитывают чувство партнёра; обогащают кругозор; учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль.

Навыки ансамблевой игры ребёнок приобретает уже на первых уроках. Ученику предлагается упражнение, состоящее из одного или нескольких ритмически оформленных звуков. Педагог в это время исполняет основной музыкальный материал.

Пример:

  • С. Прокофьев. Марш.
  • Е. Крылатов. «Крылатые качели».
  • Русская народная песня «Калинка».

(сб. Л. Баренбойм, Н Перунова. «Путь к музыке»)

Исполняют педагог и ученица 1 класса Юрова Анастасия.

Ещё в самом начальном периоде обучения, когда ученик по слуху играет простейшие мелодии, можно показать другому ученику линию баса. Дети с удовольствием и большой пользой могут исполнять знакомые песенки в таком звучании.

Пример:

  • «Едет, едет паровоз» (детская попевка).
  • «Белка пела и плясала» (Словацкая народная песня).

Исполняют учащиеся 1 класса Юрова Анастасия и Юров Даниил.

В течение некоторого времени, когда ребёнок учится исполнять простейшие мелодии, педагог придумывает и подыгрывает ему несложные аккомпанементы. Тем самым слух ученика подготавливается к звучанию пьес, в которых одновременно двумя руками играются мелодия и аккомпанемент. Здесь важен и воспитательный момент: дети участвуют в творческом процессе вместе с учителем. Это способствует их большему взаимопониманию. Современные пособия для начинающих учащихся – пианистов включают разнообразный материал для игры в четыре руки. В педагогической практике широко используются такие сборники: В. Игнатьев, Л. Игнатьева «Я музыкантом стать хочу»; М. Соколов «Маленький пианист»; И. Лещинская, В. Пороцкий «Малыш за роялем»; Л. Баренбойм, Н. Перунова «Путь к музыке»; А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой».

Пример:

  • «Колыбельная синичке» (Эстонская народная песня).

Исполняют Юрова Анастасия (I партия), педагог (II партия).

  • Ж. Бизе Хор мальчиков из оперы «Кармен».

Исполняют Юров Даниил (I партия), педагог (II партия).

На протяжении всех лет обучения учащиеся изучают искусство совместной игры, занимаясь фортепианным ансамблем. Этот жанр имеет свою многолетнюю историю. Фортепианный дуэт начал интенсивно развиваться во второй половине 18 века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями: расширенный диапазон, способность постепенного увеличения и уменьшения звучности, добавочный резонатор педали. Этот инструмент таил в себе особые возможности при игре двух пианистов. Значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались неведомые регистровые краски – а новый гомофонный стиль музыки в этом очень нуждался. К началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная литература. Для фортепиано в четыре руки писали почти все композиторы 19 и 20 столетия.

Существует два вида фортепианного дуэта – на одном или на двух роялях. Фортепианный дуэт на двух роялях получил наибольшее распространение в профессиональной концертной практике. В нём преимущества ансамбля сочетаются с полной свободой партнёров, каждый из которых имеет в своём распоряжении свой инструмент. Богатейшие возможности фортепиано, благодаря наличию двух исполнителей, двух инструментов ещё более расширяются. Игра в четыре руки на одном фортепиано практикуется главным образом в сфере домашнего музицирования, музыкального самообразования и учебных занятий. Есть ещё одна форма фортепианного ансамбля – восьмиручная игра на двух фортепиано. Такое «квартетное» исполнение приносит несомненную пользу в детских музыкальных школах. Объединение в ансамбле четырёх участников способствует развитию чувства коллективной ответственности ещё в большей степени, чем игра в дуэте.

Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на специально созданные оригинальные сочинения и переложения, ставящие своей целью популяризацию симфонической музыки. В учебном процессе все виды фортепианного ансамбля и оба раздела их репртуара (концертные пьесы и клавирные переложения) могут быть использованы с равным успехом. Оркестровые переложения – отличный материал для чтения с листа, занятий для развития навыков быстрой ориентации в нотном тесте, для исполнения в эскизе. Оригинальные дуэтные пьесы и концертные транскрипции предназначаются для публичных выступлений и поэтому требуют тщательной и завершённой шлифовки исполнения. Изучение этих произведений помогает понять разнообразные требования ансамбля, творчески обогащает исполнителей и совершенствует их пианистическое мастерство.

Одно из известнейших четырёхручных сочинений – «Венгерские танцы» И. Брамса. Две тетради (1-10) вышли из печати в 1869 году и были первыми сочинениями, принесшими композитору мировую известность. Они являются обработками венгерских мелодий, которые Брамс начал собирать ещё в юности, во время концертных поездок со скрипачом Эде Ременьи. Музыка венгерского городского фольклора была неотделима от традиций цыганского исполнительства, которые привнесли в неё немало характерных особенностей.

Сейчас прозвучит «Венгерский танец № 5» в исполнении учащихся 7 класса Лущилиной Юлии и Тимониной Таисии. (Играют.)

Девочки имеют уже некоторый опыт дуэтной игры, владеют элементарными навыками совместного исполнения. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. Сольное исполнение приучает пианиста к слушанию себя, его внимание собрано в определённом фокусе, изменить который не так легко. Основная задача каждого из исполнителей выявить, осмыслить и создать в своём представлении ясный звуковой образ всего произведения. При исполнении ансамблевого сочинения, так же как и сольной пьесы, необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития. Необходимо определить смысловую роль каждой партии, регистровые соотношения. И на любом этапе работы внимание каждого партнёра должно быть обращено на выработку умения слышать весь звуковой комплекс, находить верные звуковые соотношения.

В работе над исполненным произведением учащимся впервые пришлось решать вопросы педализации при четырёхручной игре. Педализирует исполнитель партии Secondo, так как она служит фундаментом (бас, гармония) мелодии, проходящей в верхних регистрах. При этом необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать своего партнёра и учитывать его исполнительские интересы. Это требует особой приспособленности, приобретения нужного навыка. Полезно было поучить таким образом: Юля играла свою партию Primo, а Тая, исполнительница партии Secondo, не играя, педализировала. Много стараний и усилий пришлось приложить, добиваясь синхронности при взятии и снятии звука. Искали нужное соотношение мелодии и аккомпанемента. Учились одинаково слышать паузы и понимать их огромное выразительное значение, ощущать единый ритмический пульс и общее динамическое развитие.

Этот же круг вопросов и задач необходимо решать при исполнении аккомпанементов. Здесь особая трудность – новый тембр солирующего инструмента или певческого голоса. На начальном этапе развития новой аккомпаниаторской деятельности ученика большое значение имеет выбор репертуара. Начинать работу над аккомпанементом к вокальным произведениям желательно с романсов русских композиторов. Их художественная ценность проверена временем, вызывает интерес, приобщает учащихся к пониманию возвышенной поэзии 19 века. Как правило, в этих романсах несложные аккомпанементы, что тоже важно и существенно.

Сейчас прозвучит романс А. Даргомыжского «Мне минуло шестнадцать лет» в исполнении Меркуловой Валерии (5 класс). Аккомпанирует Лущилина Юлия (7 класс).

При исполнении вокального аккомпанемента важно учиться чутко реагировать на все нюансы и агогические отклонения в сольной партии. Необходимо учить вокальную партию. В идеале – самому петь и аккомпанировать. Надо давать певцу дышать, понимать все цезуры, осмыслить кульминации, протяжённость фермат, развитие фразировки.

Требовалось большое внимание и специальная тренировка для решения такой специфической задачи как умение видеть три строки нотной записи. Играли, стараясь прочитать всю партитуру или пропуская вторую строку.

Грамотное исполнение аккомпанемента подразумевает дифференцирование партий правой и левой руки. В проигрышах основную смысловую и художественную нагрузку несёт правая рука. В основном же главная – это басовая партия. Надо уметь хорошо вести линию баса, учиться слышать интонационные переклички с партией солиста и передавать их на инструменте более выпукло и подчёркнуто. И, конечно, главная задача – создание единого художественного образа, совпадение с чувствами солиста.

Знакомство с инструментальным аккомпанементом, звучанием различных инструментов и литературой для них способствует формированию и развитию музыкального интеллекта учащихся, определяет их музыкальную культуру, вкус, кругозор. Уже в начальных классах, работая с учеником над фразой, звуком, штрихом, мы не можем обойтись без сравнений с другими инструментами, оркестром.

Для первого знакомства достаточно хотя бы предлагаемых ниже трёх групповых занятий с учениками начальных классов, в которых участвуют педагоги и ученики оркестрового отдела.

Следует познакомить детей с несколькими инструментами и их звучанием в исполнении гостей. Предложить, не глядя, отгадать, когда звучит скрипка, когда – флейта и т. д. Показать и помочь им осознать роли солиста и аккомпаниатора, проводя параллель с фортепианной пьесой (мелодия и сопровождение).

Предложить каждому ученику заранее выучить на фортепиано основную партию маленькой пьесы для одного из инструментов и исполнить её под аккомпанемент педагога, подражая скрипке, флейте, трубе и т. д.

Выучить аккомпанементы этих пьес и каждому свою пьесу исполнить с инструменталистом. Очень важно сразу же подсказать ученику необходимость разного характера исполнения своей партии при аккомпанементе различным инструментам. Среди инструментальной литературы есть много этюдов и небольших пьес, сопровождение которых вполне по силам ученику второго – третьего классов.

Сейчас ученик 4 класса скрипки Меркулов Евгений исполнит пьесу Ц. Кюи «Allegretto». Аккомпанирует ученица 7 класса фортепиано Тимонина Таисия. (Играют).

При работе над этим произведением важно было ощутить близость приёмов звукоизвлечения на фортепиано к скрипичным штрихам. Отдельно и тщательно прорабатывали солирующую скрипичную партию. Учились читать трёхстрочную нотную запись. Играли, пропуская вторую строчку: только линию баса и мелодию скрипки. Старались в проигрышах звучать более свободно, насыщенно и ярко, и умело уходить немного в тень, когда солирует скрипка; чутко поддерживать солиста в кульминациях и мягко «окутывать» мелодию скрипки во время нежного и тихого звучания.

Особое место в воспитании музыканта занимает такой вид совместного исполнительства как концерт. Мы предлагаем вашему вниманию «Миниатюрный концерт для фортепиано с оркестром» G – dur (1 часть) английского композитора ХХ века, органиста и педагога Алека Роули. Исполняет ученица 7 класса Лущилина Юлия, партию второго фортепиано – педагог. (Играем.)

При изучении концерта возникают традиционные задачи исполнения крупной формы: в первую очередь понимание драматургии контрастов и их диалектического единства. Но задачи усложняются тем, что это произведение ансамблевое. При работе над концертом фортепианная партия рассматривается не изолированно от оркестровой, а как часть единого целого. Необходимо гибко сочетать функции солиста и аккомпаниатора. И хотя в нашем исполнении оркестровая партия звучит в переложении для второго фортепиано, надо помнить, что в концертном жанре фортепиано выступает в ансамбле с таким ярким и мощным партнёром, как симфонический оркестр. Ученик должен стремиться представить реальное тембровое звучание оркестра. Пианист один вступает в соревнование и часто господствует над большим количеством разнообразных инструментов. Это обстоятельство требует от солиста особой манеры игры, большего размаха и виртуозности. Даже звучание лирических моментов на piano приобретает в концерте особую выпуклость и значимость.

В учебно-воспитательном процессе концерт играет важную роль, пробуждая исполнительскую смелость и волю, вовлекая учащегося в активное единоборство с оркестром, воспитывая исполнительскую выдержку, ритмическую устойчивость, тембровый слух, полифоническое мышление, игры «крупным планом», развивает музыкальную память и творческое воображение.

В завершении нашего выступления прозвучат «Джазовые миниатюры» Шмитца: буги и свинг. Эти небольшие пьески доставляют исполнителям истинное удовольствие. Кроме того, развивают учащихся в ритмическом отношении, обогащают их слуховые впечатления новым музыкальным языком и джазовыми гармониями. Большая роль в создании джазовой атмосферы принадлежит особенностям артикуляции («произнесения» музыкальной ткани), акцентуации и фразировки. Джазовая манера игры отличается особой активностью звукоизвлечения, что, однако, не следует понимать как некое преобладание повышенного уровня динамики. В сравнении со многими внеджазовыми сферами музыки, здесь повышена импульсивность музыкальной речи, но никак не громкость игры как таковая. Воспроизведение мелодических линий требует от исполнителей специфического туше, которое можно было бы назвать «неполным legato» с некоторыми признаками portamento. Это потребовало от ученика особых усилий и нужной приспособленности. В работе над этими пьесами мы добивались отчётливого, упругого, рельефного произнесения линий и пластов фактуры. Учились непринуждённо, пластично вести музыкальные фразы, смело выделять отдельные звуки, которые занимают в такте метрически подчинённое положение, то есть приходятся на слабые доли такта или на промежуточные моменты – между основными метрическими долями. Важно было обратить внимание ученика на такие детали нотного текста, как подчёркнутые и акцентированные ноты. Это помогало должным образом реализовать намерения композитора. Первую партию исполняет ученик 4 класса Тюрин Лев, вторую партию – педагог. (Играют).

Ансамблевое исполнительство в аккомпанементах, фортепианных ансамблях, становится одной из важнейших форм музицирования, что подчёркивается в новой вариативной программе для детских музыкальных школ (Москва, 2006 г.). Наряду с академическим репертуарным комплексом ансамблевая литература внесена в раздел «Полифонические произведения» и «Крупная форма», что несколько облегчает прохождение и освоение детьми этих сложных видов работы. На определённом этапе музыкальных занятий ученика и при определённых условиях развития учащегося, именно ансамблевая игра может стать основой его концертных выступлений, дополнить и украсить его выступления в ходе различных аттестационных мероприятий.

Ценным в работе над фортепианным ансамблем, аккомпанементом, концертом является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства.

Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса в детской музыкальной школе, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки.

Литература.

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.
  2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.
  3. Вопросы фортепианной педагогики – сборник статей под ред. В. Натансона. М.: Музыка, 1971.
    Статьи: Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.
    Лерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста.
  4. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.
  5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
  6. Перельман Н. В классе рояля. М., 2002.
  7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.
  8. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.