Внеклассное мероприятие для 5—6-х классов "Путешествие по родному краю"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

Образовательные:

  1. познакомить детей с историей Буинского края, с писателями и поэтами, чье имя связано с нашим краем, с театром.
  2. дать представления о традициях и народных праздниках народов нашего края.

Развивающие:

  1. развивать интерес к истории родного края, желание узнать больше;
  2. развивать коммуникативные навыки;

Воспитывающие:

  1. воспитывать любовь и уважение к своей «большой» и «малой» Родине;
  2. воспитывать уважительное отношение к традициям народов нашего края;
  3. воспитывать бережное отношение к историческому прошлому родного края;
  4. формировать общую и эстетическую культуру.

Оборудование: изображение поэтов и писателей, книги, театральная афиша, Библия, Коран, белые шарики, блины, ложки.

Форма проведения: беседа в игровой форме.

Работа ставит своей задачей:

  1. обогащение словарного запаса детей;
  2. развитие умения связно выражать свои мысли;
  3. практически применять свои знания.

Ход мероприятия:

Ребята, вы знаете , что этот 2006 год объявлен в нашей республике годом литературы и искусства. Поэтому наше сегодняшнее мероприятие тоже посвящается этому событию. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по родному Буинскому краю, где вы встретитесь с интересными людьми, вспомните историю нашего города, побываете в театре и на народных праздниках. А совершить это путешествие нам поможет устный журнал. Но чтобы переходить с одной страницы на другую, вы должны будете мне помогать: отвечать правильно на мои вопросы, угадывать загадки, играть.

Итак, отправляемся. Открываем 1- ю страницу «Буинск-исторический».

Из глубины веков доходят до нас первые упоминания о Буинске. Послушайте какую весточку из дали веков обнаружили ученые: «…А земля Буинская плодородная преимущественно чернозем, глубина залегания грунтовых вод невелика, немало выпадает осадков, рядом реки Карла и Свияга…»

- Как вы думаете, почему люди поселились на месте современного Буинского района?

15 сентября 1780 года императрица Екатерина 2-я подписала указ о присвоении Буинску статуса города. А теперь нам пора перехадить на 2-ю страницу «Буинск-литературный». Но чтобы попасть на нее, вы должны ответить на вопросы:

- Сколько лет городу Буинску?

-Какие реки протекают по территории Буинского района?

- Какое животное изображено на гербе Буинска?

- Назовите имя главы администрации г. Буинска и Буинского района?

Ну чтож, мы успешно перешли на 2-ю страницу. Наш край богат поэтами и писателями. Может вы знаете,какие писатели и поэты родились в Буинском крае?

  1. Ренат Харрис
  2. Баки Урманче
  3. Ахмет Рашит
  4. Гумер Тулумбай
  5. Дедушкин Ник Степ.
  6. Александр Калган и многие другие.

У нас в классе есть знатоки, которые расскажут нам о них. (дети рассказывают о писателях и поэтах).

А теперь мы переходим на 3- ю страницу «Буинск-театральный». Но попасть на нее не просто. Надо ответить на вопросы:

-Что такое театр? (место, где играют актеры)

-Какие правила поведения нужно соблюдать в театре?

- А в нашем городе есть театр?

- А как он называется? ( Буинский народный театр сатиры)

- Кто является главным режиссером театра?

- А каких буинских артистов вы знаете?

- Какие спектакли вам понравились?

Узнать больше об артистах, о времени начала спектакля помагает афиша. (на доску вывешивается афиша Буинского театра)

Молодцы! А вы оказывается настоящие знатоки театра.

Вот мы добрались до последней 4- ой страницы «Народные праздники»

Еще недавно мы веселились на празднике Нового года, но зима прошла и надо ее проводить с большим почетом. А как называется праздник, которым провожают зиму и встречают весну? — Масленица.

Масленица продолжается 7 дней. Там играют пляшут поют песни угадывают загадки. Вот и мы с вами сейчас поиграем. (дети угадывают загадки)

Растет вниз головою
Не летом растет, а зимою,
На солнце ее припечет
Заплачет она и умрет (сосулька)

Было покрывало
На земле лежало,
Лето пришло
Оно совсем сошло.(снег)

- А какое традиционное блюдо пекут на Масленицу? (блины)

- А почему именно блины? (блин-символ Солнца, круг-круглый год)

Теперь мы с вами поиграем в игру. Будем бросать снежки в шапки, кто попадет , тому –блин.

- Ребята, а вы знаете что это такое? (учитель показывает Библию)

Это Библия – священная книга для всех народов, которые исповедывают православное хрестьянство: русских, чуваш, мари, удмуртов, мордвы. Все они в начале января празднуют свой главный религиозный праздник.

-Рождество. В этот день люди пекут пироги, ходят к друг-другу в гости. Этот праздник считается самым любимым праздником для хрестьян.

-А бывали ли вы на татарских праздниках?

(Навруз, Рамазан, Сабантуй)

-Чему посвящен Навруз? (приходу весны).

-А когда он отмечается? (в апреле). Навруз отмечают не только татары, но и все нороды, которые исповедают такую религию, как ислам.

-Ребята, что у меня в руке? (учитель показывает Коран).

Коран-священная книга для мусульман, где изложено главное исламское учение.

У татар главными религиозными праздниками считаются Гаит Байраме, Рамазан, которые празднуются после Уразы - великий мусульманский пост, который соблюдают не только татары, но и все мусульмани мира.

-А бывали ли вы на Сабантуе?

-А что означает это слово? (плуг и торжество) Праздник плуга. Празднуется он после окончания посевных работ в начале июня. Здесь как и на Масленице много песен, танцев, игр, состязаний. Вот мы сейчас с вами и заглянем на Сабантуй.

Игра «Бег с ложкой во рту с яйцом».

Ребята, вот мы с вами и закончили наше путешествие. Я думаю, что вам очень понравилось. Но мы должны вернуться в класс, чтобы вы дальше могли продолжить путешествие в страну знаний.

Давайте решим кроссворд:

      1) Б О Р Ь Б А  
      2) У Р М А Н Ч Е
  3) Б Л    И Н Ы        
4) С    Ц Е    Н А          
      5) С В И Я Г А  
      6) К А З А Н Ь  

Вопросы к кроссворду:

  1. главный вид состязания на Сабантуе?
  2. Скульптор, художник, поэт, наш земляк
  3. Главное блюдо на Масленицу
  4. Место, где играют актеры
  5. Главная река Буинского района
  6. Столица РТ

Дом. задание. – Кто любит рисовать, нарисуйте картинки с фрагментами народных праздников;

- Кто любит читать и рассказывать, выучите стихотворение наших поэтов-земляков;

- А кто любит спорт, придумайте веселую игру, что бы мы могли поиграть в нее во время следующего путешествия.