Цели:
Образовательные:
- познакомить детей с историей Буинского края, с писателями и поэтами, чье имя связано с нашим краем, с театром.
- дать представления о традициях и народных праздниках народов нашего края.
Развивающие:
- развивать интерес к истории родного края, желание узнать больше;
- развивать коммуникативные навыки;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь и уважение к своей «большой» и «малой» Родине;
- воспитывать уважительное отношение к традициям народов нашего края;
- воспитывать бережное отношение к историческому прошлому родного края;
- формировать общую и эстетическую культуру.
Оборудование: изображение поэтов и писателей, книги, театральная афиша, Библия, Коран, белые шарики, блины, ложки.
Форма проведения: беседа в игровой форме.
Работа ставит своей задачей:
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие умения связно выражать свои мысли;
- практически применять свои знания.
Ход мероприятия:
Ребята, вы знаете , что этот 2006 год объявлен в нашей республике годом литературы и искусства. Поэтому наше сегодняшнее мероприятие тоже посвящается этому событию. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по родному Буинскому краю, где вы встретитесь с интересными людьми, вспомните историю нашего города, побываете в театре и на народных праздниках. А совершить это путешествие нам поможет устный журнал. Но чтобы переходить с одной страницы на другую, вы должны будете мне помогать: отвечать правильно на мои вопросы, угадывать загадки, играть.
Итак, отправляемся. Открываем 1- ю страницу «Буинск-исторический».
Из глубины веков доходят до нас первые упоминания о Буинске. Послушайте какую весточку из дали веков обнаружили ученые: «…А земля Буинская плодородная преимущественно чернозем, глубина залегания грунтовых вод невелика, немало выпадает осадков, рядом реки Карла и Свияга…»
- Как вы думаете, почему люди поселились на месте современного Буинского района?
15 сентября 1780 года императрица Екатерина 2-я подписала указ о присвоении Буинску статуса города. А теперь нам пора перехадить на 2-ю страницу «Буинск-литературный». Но чтобы попасть на нее, вы должны ответить на вопросы:
- Сколько лет городу Буинску?
-Какие реки протекают по территории Буинского района?
- Какое животное изображено на гербе Буинска?
- Назовите имя главы администрации г. Буинска и Буинского района?
Ну чтож, мы успешно перешли на 2-ю страницу. Наш край богат поэтами и писателями. Может вы знаете,какие писатели и поэты родились в Буинском крае?
- Ренат Харрис
- Баки Урманче
- Ахмет Рашит
- Гумер Тулумбай
- Дедушкин Ник Степ.
- Александр Калган и многие другие.
У нас в классе есть знатоки, которые расскажут нам о них. (дети рассказывают о писателях и поэтах).
А теперь мы переходим на 3- ю страницу «Буинск-театральный». Но попасть на нее не просто. Надо ответить на вопросы:
-Что такое театр? (место, где играют актеры)
-Какие правила поведения нужно соблюдать в театре?
- А в нашем городе есть театр?
- А как он называется? ( Буинский народный театр сатиры)
- Кто является главным режиссером театра?
- А каких буинских артистов вы знаете?
- Какие спектакли вам понравились?
Узнать больше об артистах, о времени начала спектакля помагает афиша. (на доску вывешивается афиша Буинского театра)
Молодцы! А вы оказывается настоящие знатоки театра.
Вот мы добрались до последней 4- ой страницы «Народные праздники»
Еще недавно мы веселились на празднике Нового года, но зима прошла и надо ее проводить с большим почетом. А как называется праздник, которым провожают зиму и встречают весну? — Масленица.
Масленица продолжается 7 дней. Там играют пляшут поют песни угадывают загадки. Вот и мы с вами сейчас поиграем. (дети угадывают загадки)
Растет вниз головою
Не летом растет, а зимою,
На солнце ее припечет
Заплачет она и умрет (сосулька)Было покрывало
На земле лежало,
Лето пришло
Оно совсем сошло.(снег)
- А какое традиционное блюдо пекут на Масленицу? (блины)
- А почему именно блины? (блин-символ Солнца, круг-круглый год)
Теперь мы с вами поиграем в игру. Будем бросать снежки в шапки, кто попадет , тому –блин.
- Ребята, а вы знаете что это такое? (учитель показывает Библию)
Это Библия – священная книга для всех народов, которые исповедывают православное хрестьянство: русских, чуваш, мари, удмуртов, мордвы. Все они в начале января празднуют свой главный религиозный праздник.
-Рождество. В этот день люди пекут пироги, ходят к друг-другу в гости. Этот праздник считается самым любимым праздником для хрестьян.
-А бывали ли вы на татарских праздниках?
(Навруз, Рамазан, Сабантуй)
-Чему посвящен Навруз? (приходу весны).
-А когда он отмечается? (в апреле). Навруз отмечают не только татары, но и все нороды, которые исповедают такую религию, как ислам.
-Ребята, что у меня в руке? (учитель показывает Коран).
Коран-священная книга для мусульман, где изложено главное исламское учение.
У татар главными религиозными праздниками считаются Гаит Байраме, Рамазан, которые празднуются после Уразы - великий мусульманский пост, который соблюдают не только татары, но и все мусульмани мира.
-А бывали ли вы на Сабантуе?
-А что означает это слово? (плуг и торжество) Праздник плуга. Празднуется он после окончания посевных работ в начале июня. Здесь как и на Масленице много песен, танцев, игр, состязаний. Вот мы сейчас с вами и заглянем на Сабантуй.
Игра «Бег с ложкой во рту с яйцом».
Ребята, вот мы с вами и закончили наше путешествие. Я думаю, что вам очень понравилось. Но мы должны вернуться в класс, чтобы вы дальше могли продолжить путешествие в страну знаний.
Давайте решим кроссворд:
1) Б | О | Р | Ь | Б | А | ||||
2) У | Р | М | А | Н | Ч | Е | |||
3) Б | Л | И | Н | Ы | |||||
4) С | Ц | Е | Н | А | |||||
5) С | В | И | Я | Г | А | ||||
6) К | А | З | А | Н | Ь |
Вопросы к кроссворду:
- главный вид состязания на Сабантуе?
- Скульптор, художник, поэт, наш земляк
- Главное блюдо на Масленицу
- Место, где играют актеры
- Главная река Буинского района
- Столица РТ
Дом. задание. – Кто любит рисовать, нарисуйте картинки с фрагментами народных праздников;
- Кто любит читать и рассказывать, выучите стихотворение наших поэтов-земляков;
- А кто любит спорт, придумайте веселую игру, что бы мы могли поиграть в нее во время следующего путешествия.